УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 69 відвідувачів

Теги
вибори церква і суспільство Церква і медицина УГКЦ комуністи та Церква педагогіка Ющенко розкол в Україні УПЦ КП Доброчинність Церква і влада конфлікти постать у Церкві іконопис Церква і політика церква та політика милосердя Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство Мазепа Вселенський Патріархат Митрополит Володимир (Сабодан) українська християнська культура секти Голодомор монастирі та храми України діаспора забобони Священний Синод УПЦ церковна журналістика Католицька Церква Президент Віктор Ющенко автокефалія молодь шляхи єднання






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Избавление от духовного сана. Гулак-Артемовский стал композитором, потеряв голос



«Новая» (Украина), Елена Францева, 15.02.10

Весной 1863 г. в знаменитом Мариинском театре собрался весь свет Петербурга. Давали первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем». Ее автор, признанный оперный солист Семен Гулак-Артемовский, сам написал либретто, музыку и исполнил главную партию, Карася. Восторгу публики не было предела, автора поздравляли, осыпали цветами и комплиментами, не подозревая, что стать композитором Семена Степановича вынудили невеселые обстоятельства.

 

Будущий классик родился как раз в этот день в 1813 г. на хуторе Гулаговщина недалеко от села Городище на Киевщине (сейчас — Черкасская область). Так уж повелось, что все известные прародители Гулаков были священнослужителями, поэтому о подготовке маленького Сени к университету и речи быть не могло. Паренек покорно посещал хор отцовского прихода. У него был звонкий дискант, позже перешедший в бархатный баритон. Однажды к Гулаку-старшему приехал авторитетный товарищ из города и, услышав звонкий голос юнца, порекомендовал отдать парня в музыкальное училище. Наверняка прислушавшись к совету друга еще тогда, Сенины родители облегчили бы парню жизнь, но семейные устои победили здравый смысл: воспитанный в духе ежедневных молитв и почитания Святого Писания Семен попросился в… Киевское духовное училище.

Но, к всеобщему удивлению, мальчик не оправдал возложенных на него надежд. Оценки юнца оставляли желать лучшего, занятия он частенько прогуливал, проводя дни напролет в репетициях и разучивании псалмов. В аттестате будущего классика так и записали: «Способностей хороших, но ленив и преленив, успехов малых». Духовный наставник Семена успокаивал забившего тревогу отца: «Зато какой ему дан голосище! Далеко пойдет!» Слова духовника оказались пророческими — вскоре нерадивого ученика попросили петь в хоре самого митрополита, в Софии Киевской.

Следующим счастливым билетом для паренька, который о карьере сельского священника уже и не задумывался, стал приезд капельмейстера придворной певческой капеллы Михаила Глинки. В Киев в 1838 г. он отправился за «свежей кровью» и «сочными голосами». Как раз такими данными обладал наш к тому времени уже 25-летний герой. На прослушивание он попал одним из первых и петербуржского гостя покорил с первой ноты.

За 23 года работы на сцене Гулак-Артемовский спел 51 оперную партию, выступал в 11 водевилях и комедиях. Но в начале 60-х годов XIX в. Семен Степанович стал терять голос. Именно поэтому пришлось переквалифицироваться. Первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем» публика встретила хвалебными одами, но у самого автора от всего этого не совсем весело было на душе. Маэстро знал, что его голос теряет мощь и красоту, что карьера неумолимо приближается к закату. В 1864 г. Гулака уволили из Мариинки, перевели в московский Большой театр, где дали поработать еще год. В 1865 г. Семен Гулак-Артемовский вынужден был навсегда оставить сцену.

 

 

В ТЕМУ
Избавление от духовного сана

Не только Семен Степанович «подвел» древний казацкий род священнослужителей Гулаков-Артемовских. Его дядя стал профессором словесного факультета Харьковского университета и увлекался написанием басен. В Украине он был не менее популярен, чем российский коллега по жанру Иван Крылов.

Прибыв в октябре 1838 г. в столицу Российской империи, Семен Гулак-Артемовский столкнулся с серьезным препятствием: из-за принадлежности к духовному сану он не мог состоять на гражданской службе. Глинка приложил немало усилий для того, чтобы Синод русской православной церкви освободил певца от духовного сана.

В конце 40-х годов ХIХ в. Гулак-Артемовский обручился с талантливой музыкантшей, дочерью директора московских театров Александрой Ивановой. Все трое детей, родившиеся в этом браке, умерли в младенчестве.

Несмотря на обвинения в адрес композитора, что сюжет своего «Запорожца за Дунаем» он скопировал с одной из итальянских опер, Семена Степановича считают отцом-основателем комической оперы. До его главной премьеры в российском искусстве не было традиции ставить на оперной сцене лирико-юмористические произведения.

Согласно официальной версии, сюжет «Запорожца» Гулаку подсказал Николай Костомаров. Остальное — либретто, тексты, оркестровая партитура и клавир — дело рук самого автора. Первоначальный вариант своих «стишат» начинающий драматург отсылал на вычитку знаменитому дяде в Харьков и дорабатывал текст с учетом замечаний Гулака-Артемовского-старшего.

Семен Степанович скончался 17 апреля 1873 г., и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Могила его, к сожалению, долгие годы пребывала в запущенном состоянии. Лишь в 1952 г. стараниями артистов Московского музыкального театра на ней был установлен памятник с надписью «Семен Степанович Гулак-Артемовский. Композитор, певец, автор оперы «Запорожец за Дунаем».

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.