УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 83 відвідувачів

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну Вселенський Патріархат постать у Церкві автокефалія УПЦ КП вибори Церква і влада церква і суспільство українська християнська культура Доброчинність Митрополит Володимир (Сабодан) милосердя Католицька Церква Патріарх Алексій II забобони Археологія та реставрація церква та політика Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України секти Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство Президент Віктор Ющенко церковна журналістика Церква і політика молодь УГКЦ шляхи єднання конфлікти розкол в Україні діаспора Церква і медицина Предстоятелі Помісних Церков іконопис Ющенко педагогіка Голодомор комуністи та Церква Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Избавление от духовного сана. Гулак-Артемовский стал композитором, потеряв голос



«Новая» (Украина), Елена Францева, 15.02.10

Весной 1863 г. в знаменитом Мариинском театре собрался весь свет Петербурга. Давали первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем». Ее автор, признанный оперный солист Семен Гулак-Артемовский, сам написал либретто, музыку и исполнил главную партию, Карася. Восторгу публики не было предела, автора поздравляли, осыпали цветами и комплиментами, не подозревая, что стать композитором Семена Степановича вынудили невеселые обстоятельства.

 

Будущий классик родился как раз в этот день в 1813 г. на хуторе Гулаговщина недалеко от села Городище на Киевщине (сейчас — Черкасская область). Так уж повелось, что все известные прародители Гулаков были священнослужителями, поэтому о подготовке маленького Сени к университету и речи быть не могло. Паренек покорно посещал хор отцовского прихода. У него был звонкий дискант, позже перешедший в бархатный баритон. Однажды к Гулаку-старшему приехал авторитетный товарищ из города и, услышав звонкий голос юнца, порекомендовал отдать парня в музыкальное училище. Наверняка прислушавшись к совету друга еще тогда, Сенины родители облегчили бы парню жизнь, но семейные устои победили здравый смысл: воспитанный в духе ежедневных молитв и почитания Святого Писания Семен попросился в… Киевское духовное училище.

Но, к всеобщему удивлению, мальчик не оправдал возложенных на него надежд. Оценки юнца оставляли желать лучшего, занятия он частенько прогуливал, проводя дни напролет в репетициях и разучивании псалмов. В аттестате будущего классика так и записали: «Способностей хороших, но ленив и преленив, успехов малых». Духовный наставник Семена успокаивал забившего тревогу отца: «Зато какой ему дан голосище! Далеко пойдет!» Слова духовника оказались пророческими — вскоре нерадивого ученика попросили петь в хоре самого митрополита, в Софии Киевской.

Следующим счастливым билетом для паренька, который о карьере сельского священника уже и не задумывался, стал приезд капельмейстера придворной певческой капеллы Михаила Глинки. В Киев в 1838 г. он отправился за «свежей кровью» и «сочными голосами». Как раз такими данными обладал наш к тому времени уже 25-летний герой. На прослушивание он попал одним из первых и петербуржского гостя покорил с первой ноты.

За 23 года работы на сцене Гулак-Артемовский спел 51 оперную партию, выступал в 11 водевилях и комедиях. Но в начале 60-х годов XIX в. Семен Степанович стал терять голос. Именно поэтому пришлось переквалифицироваться. Первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем» публика встретила хвалебными одами, но у самого автора от всего этого не совсем весело было на душе. Маэстро знал, что его голос теряет мощь и красоту, что карьера неумолимо приближается к закату. В 1864 г. Гулака уволили из Мариинки, перевели в московский Большой театр, где дали поработать еще год. В 1865 г. Семен Гулак-Артемовский вынужден был навсегда оставить сцену.

 

 

В ТЕМУ
Избавление от духовного сана

Не только Семен Степанович «подвел» древний казацкий род священнослужителей Гулаков-Артемовских. Его дядя стал профессором словесного факультета Харьковского университета и увлекался написанием басен. В Украине он был не менее популярен, чем российский коллега по жанру Иван Крылов.

Прибыв в октябре 1838 г. в столицу Российской империи, Семен Гулак-Артемовский столкнулся с серьезным препятствием: из-за принадлежности к духовному сану он не мог состоять на гражданской службе. Глинка приложил немало усилий для того, чтобы Синод русской православной церкви освободил певца от духовного сана.

В конце 40-х годов ХIХ в. Гулак-Артемовский обручился с талантливой музыкантшей, дочерью директора московских театров Александрой Ивановой. Все трое детей, родившиеся в этом браке, умерли в младенчестве.

Несмотря на обвинения в адрес композитора, что сюжет своего «Запорожца за Дунаем» он скопировал с одной из итальянских опер, Семена Степановича считают отцом-основателем комической оперы. До его главной премьеры в российском искусстве не было традиции ставить на оперной сцене лирико-юмористические произведения.

Согласно официальной версии, сюжет «Запорожца» Гулаку подсказал Николай Костомаров. Остальное — либретто, тексты, оркестровая партитура и клавир — дело рук самого автора. Первоначальный вариант своих «стишат» начинающий драматург отсылал на вычитку знаменитому дяде в Харьков и дорабатывал текст с учетом замечаний Гулака-Артемовского-старшего.

Семен Степанович скончался 17 апреля 1873 г., и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Могила его, к сожалению, долгие годы пребывала в запущенном состоянии. Лишь в 1952 г. стараниями артистов Московского музыкального театра на ней был установлен памятник с надписью «Семен Степанович Гулак-Артемовский. Композитор, певец, автор оперы «Запорожец за Дунаем».

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.