УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 141 відвідувачів

Теги
педагогіка Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) забобони Археологія та реставрація краєзнавство вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика Католицька Церква УГКЦ Священний Синод УПЦ Церква і влада молодь розкол в Україні постать у Церкві секти Церква і медицина церковна журналістика Голодомор конфлікти Києво-Печерська Лавра Доброчинність Вселенський Патріархат комуністи та Церква монастирі та храми України українська християнська культура шляхи єднання Мазепа церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія іконопис Предстоятелі Помісних Церков милосердя Президент Віктор Ющенко діаспора УПЦ КП Ющенко Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






«Горняк» (Донецк): Царит в Почаеве покой здесь обитает Дух Святой



«Горняк» (Донецк), Анатолий Постнов, 30.01.10

«Люби и знай свой край родной!» - этот нередко повторяемый девиз знаком многим. Но знаем ли мы в действительности свой край, свою страну? Сейчас многие, если позволяют средства, проводят отпуск в Египте, Турции, Тунисе, ОАЭ и других экзотических местах. При этом некоторые рассуждают: мол, «за бугром» - море, солнце, шопинги, комфорт, а Украина никуда не денется, да и что тут смотреть. Мне жаль таких людей. Потому что посмотреть у нас ой как есть на что – жизни не хватит. 

Вот почему я хочу поделиться с вами впечатлениями о недавней поездке по святым местам Западной Украины. Может, мой рассказ у кого-то пробудит желание попутешествовать, больше узнать о родной стране, душой и сердцем прочувствовать, что мы единый народ, который рвущиеся к кормушке власти политики пытаются разделить и натравить друг на друга.
О Свято-Успенской Почаевской Лавре мне приходилось слышать не раз, но съездить туда всегда останавливал путь в тысячу с лишним километров. Но, наконец-то, мы решились. Предварительно выяснили самый оптимальный маршрут. И вот, сев вечером в Дебальцево на поезд «Луганск – Львов», через сутки вышли на перрон ближайшей (в 30 километрах) от Почаева железнодорожной станции города Радивил. Аккуратный уютный вокзал встретил тишиной и безлюдьем. На привокзальной площадке стояли только две «легковушки» и маячили фигуры их владельцев.
- Ребята, не подскажете, где остановка на автобус до Почаева?
- Ось там, метрів 100 ліворуч. Але «маршрутка» тільки-но відійшла, а наступна буде десь через годину, а може, вже й не буде, - как-то неуверенно сказал средних лет мужчина.
- А вы что, «извозом» промышляете?
- То так. Жити ж треба
Такая простота и неназойливость подкупали, и, сторговавшись на 60 гривнях (вспомнились наши хваткие донбасские «частники» - уж они-то сполна воспользовались бы ситуацией: ночь на подходе, а альтернативного транспорта не предвидится), мы тронулись в путь по довольно-таки добротной дороге. Минут через пять уже пересекли административную границу Ровенской области и въехали в Тернопольскую. За время недолгой поездки выяснили, что Почаев – городок совсем небольшой, вернее, даже поселок городского типа, что там есть «приватний готель», но гораздо дешевле остановиться в гостинице для паломников в самой Лавре, что для «западенців» неважно на каком языке ты говоришь.
Лавру мы увидели еще издали. На горе подсвеченное прожекторами величаво-торжественное строение словно парило в воздухе, своими куполами уходя в небо. Красота неописуемая. А днем Лавра прекрасна по-своему. Она видна в радиусе многих километров, и на солнце ее отливающие золотом купола создают какой-то таинственный ореол.
Но это мы увидим днем, а пока наш участливый «возница» предусмотрительно подвез новоиспеченных «паломников» «до самої головної брами». Здесь охрана в камуфляже любезно подсказала, как пройти к лаврской гостинице . Еще 20 минут – и мы в чистом, современном, со всеми удобствами, но, конечно без телевизора (ведь паломники приезжают сюда общаться с Богом, а не с «ящиком») номере.
Кстати, так легко мы получили номер потому, что прибыли в четверг. На выходные здесь сущее паломничество паломников (простите за каламбур) и экскурсантов. Огромная лаврская стоянка сплошь заставлена автобусами, а личные авто плотно паркуют в несколько рядов. Так что, если кого-то из читателей «Горняка» подвигнет к путешествию в Почаев эта публикация, лучше заранее забронировать номер по телефонам (03546) 61656, 62547, 62548. Цены (прошлой осенью), по сравнению с коммерческими отелями, были вполне приемлемы: в зависимости от комфортабельности от 15 до 50 гривен с человека в сутки.
Удобно, что на первом этаже – лаврская столовая. Хотя дешевой я бы ее не назвал. Тем более, что пища не скоромная: борщи-супы - без мяса, котлеты-биточки – рыбные. Но выбор большой разнообразных салатов, выпечки. А что вы хотели, люди сюда приходят не есть, а, прежде всего, поститься и молиться.
Кто же не желает обходиться без мясного или хочет сэкономить деньги, может «посухомятиться». Рядом с Лаврой не только сувенирно-религиозный базарчик, но и несколько продуктовых магазинов, мини-супермаркет. Есть отдельно стоящий специальный пирожковый киоск. Вида он затрапезного, однако продукцию с различной начинкой продают с пылу-с жару. Как говорится, дешево и сердито.
И еще одна информация: курить в номерах и на всей территории Лавры категорически запрещено. Следят строго. Заядлых курильщиков я понимаю, как никто другой. И все же это, поверьте, не смертельно. Курить приходится, конечно, реже (для здоровья разве плохо?), а из собственного опыта могу посоветовать оптимальное для перекура место - автостоянку. Там и не «гоняют», и окрестными пейзажами можно полюбоваться. Но довольно о мирском.
Часов в пять утра разбудил непонятный мелодичный звук. Оказывается, по этажам ходил дежурный с колокольчиком, призывая паломников готовиться к утренней проповеди. Мы «не полноценные» верующие, поэтому позволили себе после дороги поваляться в постели. Но когда услышали призывный звон большого колокола, обнимать подушку сразу расхотелось.
В переполненном Соборе Святой Троицы служба была в разгаре. Люди стояли плотной стеной, те, кто послабее, сидели на полу, были и на инвалидных колясках. Священник читал молитву, прекрасный хор певчих вторил ему, горели свечи, в воздухе витал запах ладана. Казалось бы, все традиционно для православного храма. Но вскоре тебя охватывает какое-то непонятное чувство. Благодать – не благодать, прозрение – не прозрение, но что-то заставляет по-иному взглянуть и на лики святых, и на себя, и на окружающих людей.
И видишь, что в такую рань здесь нет внезапно разбогатевших непонятно на чем миллионеров-нуворишей (вспомните бальзаковское, «Любое состояние нажито неправедным путем»), которые в надежде на отпущение грехов теперь делают щедрые пожертвования церквям или строят новые храмы. Здесь собрались простые люди со своими земными горестями и бедами. Вот калека просит облегчить его страдания, вот мать, ставя свечу, всхлипывает и просит Господа вернуть на путь истинный сына-наркомана, вот молодая женщина жалуется на мужа-пьяницу, вот у лика Христа безмолвно застыл старик, а по щеке катится слеза
Есть, естественно, и просветленные лица, но атмосфера скорбности все же преобладает. Где-то читал, что такая своеобразная, как сейчас модно говорить, аура возникает в намоленных веками местах. И вспомнилось евтушенковское:
Церковь должна быть намоленной,
Только такой, где болит
Воздух от скорби немолвленной,
От молчаливых молитв.
А Свято-Успенская Почаевская лавра – место поистине намоленное.
Почаев... Название этого маленького волынского городка, который сейчас находится в Кременецком районе Тернопольской области, известно далеко за пределами Украины. Прежде всего, своим монастырем и иконой Почаевской Богоматери. Вместе с Софией Киевской этот монастырь - главнейшая святыня православной Украины (сегодня принадлежит Московскому патриархату).
Почаевская Лавра - место религиозного паломничества. Действительно, когда попадаешь в эти края, чувствуется какая-то необычная энергетика земли. Когда вы едете из Почаева в Кременец, вас не могут не поразить местные пейзажи. На равнинных полях вдруг вырастают покрытые лесом живописные горы. Особенно поражает гора Божья. Это действительно какой-то «энергетический вихрь». А еще на Божьей горе, почти на самой вершине - диво дивное! - есть источник. Он не пересыхает даже в засушливое время, когда другие роднички даже у подножия иссякают. Можете зачерпнуть из него холодной (и говорят, целебной) воды, совершить омовение.
В нескольких километрах отсюда бьет другой целебный источник - святой Анны. Здесь круглогодично вода одинаковой температуры – 4-7 градуса тепла. Возможно, Божья гора или этот источник должны были бы стать основным местом паломничества. Но в силу различных, казалось бы, чисто человеческих обстоятельств «повезло» Почаеву.
Интересна и богата история этого святого места. Ее начало относят к ХIII веку, когда после нашествия Батыя на Киев монахи Киево-Печерского монастыря бежали от монголо-татар на Волынь, густые леса и крепкие стены Кременецкого замка обещали защиту от врага. Поселились в сухих песчаных пещерах на склоне горы и назвали это место Почаевом в память о речке Почайне, на которой князь Владимир в 988 году начал крещение Руси.
Это духовное родство в народном понимании нашло отражение в легенде о том, что между киевскими и почаевскими пещерами есть прямой подземный ход. И если выпустить зайца в пещерах Почаева, то он выскочит аж в Киеве.
Видимо, тогда и появилась своеобразная мифология Почаевского монастыря, которую вы можете сегодня услышать в этой обители или прочитать в православных изданиях.
Например, о чуде появления Божьей Матери в огненном столбе в 1240 году. Как-то, выйдя после молитвы из пещер, почаевские монахи и пастухи соседнего села увидели Богородицу, которая стояла на вершине горы. Царица Небесная была объята пламенем, на голове ее сияла корона, а в руке был скипетр. Лишь на мгновение коснувшись скалы, Ее стопа отпечаталась в камне, как в мягком воске, из которого забил целебный источник. Это событие положило начало чудесам, исцелениям, которые не прекращаются до нынешних дней.
Вскоре монахи построили на вершине горы небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, но Стопа и источник оставались под открытым небом еще 400 лет.
История Почаевского монастыря начинается не ранее конца ХVI в. В соответствии с легендарной традицией, в 1597 г. по приказу Анны Гойской, владелицы Почаева, вдовы луцкого судьи, в Почаев была перенесена икона Богородицы, считавшаяся чудотворной. Перед ней, по преданию, исцелился слепорожденный брат Анны. Сейчас эта икона является главной святыней Лавры. (Кстати, эта Чудотворная икона в декабре «гостила» в Донецкой области, о чем сообщалось в «Горняке»).
В том же году, 14 ноября, Гойская основала здесь монастырь, предоставив соответствующую грамоту. Подарила она также монастырю 10 волок пахотной земли (более 200 гектаров), сенокосы и леса. В пользу монастыря выделяла ежегодно определенную сумму денег и десятую часть зерна.
Сегодня Чудотворная икона Пресвятой Богородицы находится в Успенском Соборе над царскими вратами в киоте. Ее спускают для прикладания после каждой утренней службы. Пышная ее канонизация была проведена в праздник Успения Пресвятой Богородицы еще 28 августа 1773 года при поддержке графа Николая Потоцкого.
Много чудес связано с Богородицей и Почаевским монастырем. Для примера приведу хотя бы такое предание. Во время польско-турецкой войны в 1675 году по пути во Львов турецкое войско остановилось у стен монастыря. На третий день осады, рано утром 5 августа, когда надежды на спасение святой обители не было, игумен монастыря с братией начали служить акафист. Над Свято-Троицким храмом в сиянии явилась Богородица с омофором в руках, перед ней на небе молился Преподобный Иов. Заступница монастыря защитила обитель от турецкого султана Магомета. Она повернула вспять стрелы и пули, пущенные врагами, в их ряды. 50-тысячное турецкое войско в панике и страхе бежало.
Но не только чудесами и легендами славно это святое место. Почаевские архитектурно-религиозные сооружения являются памятниками истории и искусства. Украшение Почаевской лавры, конечно же, Соборный храм Успения Божьей Матери, где хранятся святыни - оттиск Стопы Матери и ее Чудотворная икона.
А насколько необычен и своеобразен Собор Святой Троицы, расписанный по эскизам самого Рериха! А как величаво смотрится 65-метровая Колокольня! Как органично вписываются в архитектурный ансамбль часовня в честь 2000-летия Рождества Христова и церковь для летних богослужений. А еще под главным собором находится пещерная церковь, где покоятся нетленные мощи святых: Преподобных Иова и Амфилохия.
Кто они? Чем заслужили такую честь? Рассказ об их деяниях вполне мог бы потянуть на объемный очерк, а то и на повесть. Но я не буду этого делать. Пусть история жития Иова и Амфилохия станет для вас откровением, когда сами посетите эти святые места. Мне кажется, что у многих торезцев, которые не были в Почаеве, появится желание часть своего отпуска провести в Свято-Успенской лавре.
Чтобы прикоснуться к святыням, постоять на проповеди, послушать прекрасный хор певчих и перезвон 12 колоколов, полюбоваться блеском куполов, посетить своеобразное кладбище монахов (до него можно и пешком дойти) и Почаевский Свято-Духовский монастырь-скит, на это уйдет три – максимум четыре дня. Есть в окрестностях и другие знаковые места – здесь по желанию. А вот к источнику Святой Анны съездить надо непременно. Если вы трижды не окунетесь в его воды, считайте, что поездка в Почаев была неполноценной.
Но об источнике мы продолжим рассказ во второй части нашей газетной трилогии уже в следующем номере «Горняка» под заголовком «Место Божьей благодати».

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.