УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 47 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні монастирі та храми України Католицька Церква українська християнська культура Доброчинність педагогіка Вселенський Патріархат Церква і влада молодь Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія Мазепа комуністи та Церква Церква і медицина Голодомор церква та політика постать у Церкві церковна журналістика шляхи єднання конфлікти краєзнавство Церква і політика забобони Археологія та реставрація іконопис Ющенко секти вибори Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко милосердя 1020-річчя Хрещення Русі Священний Синод УПЦ УГКЦ Києво-Печерська Лавра УПЦ КП церква і суспільство діаспора






Рейтинг@Mail.ru






«Украина-Центр» (Кировоград): Злынская республика



«Украина-Центр» (Кировоград), Елена Никитина, без даты

История названия села Злынка Маловисковского района доподлинно неизвестна. Есть несколько вариантов. Один из них рассказывает о выселении в эти места Екатериной II «злых» людей, то есть непокорных, склонных к бунту. Еще говорят, что первые переселенцы были из населенного пункта с аналогичным названием.

И действительно, есть в Брянской области России районный центр Злынка. Название произошло от древнего урочища Злынь. Считалось, что в этой местности обитает «злой болотный дух». Названия поселкам часто давали по имени злых болотных карликов. Еще в этой местности протекают две речки: Злынка и Добрынь. Этот пограничный район в разное время принадлежал Украине (Черниговская область), Белоруссии (Гомельская область) и России. Долгое время здесь был центр русского старообрядчества. Из-за этого и страшных болотных мест здесь жили люди «скрытные, недоверчивые и пугливые». Говорят, что именно из Черниговщины переселялся народ в наши края…

Представители «УЦ» были во многих селах, в дальних районах области в том числе. На этот раз мы отправились поближе, в бесспорно уникальное село, и пожалели, что не побывали здесь раньше. Хотя, всему свое время.

В сентябре этого года Злынка будет праздновать 290-летие со времени основания. Но по некоторым сведениям, возраст села еще более солидный. В любом случае Кировоград этому поселению годится «в сыновья». Чем больше лет, тем богаче история. Не все пока еще удалось раскопать в архивах, но и того, что известно о Злынке, хватит на целую книгу. Ведь можно создавать летопись, ссылаясь на точные даты и оригинальные документы, а можно со слов, легенд, воспоминаний и рассказов местных жителей о своей родине.

В Злынке живет особенный народ. Через множество поколений в людях сохранился дух бунтарей - запорожских казаков, заселивших когда-то часть этой территории. И сегодня селяне непримиримы к проявлениям недобросовестности и нечестности. Часто горячи в спорах, не приемлют компромиссов. Но при этом необыкновенно открытые и добрые, зачастую мягкие, безусловно, - гостеприимные. Вот такое сочетание, казалось бы, несочетаемого.

Но давайте вернемся в прошлое. Исторический факт: село Злынка было основано раскольниками. Репрессии против староверов принуждали их искать пристанища на других территориях. Между прочим, самым старым единоверческим приходом на территории Руси считался именно злынский, основанный в 1798 году.

Гонениям в те смутные времена подвергались многие, в том числе и запорожские казаки, часть которых поселилась в Злынке. Так появилась местность, до сих пор называемая Хуторы. Она на протяжении всего времени существования считалась украинской частью Злынки.

Есть в Злынке и русский район, именуемый Морозовкой. А появился он после того, как в эти места были переселены бывшие работники фабрики Морозова. Речь идет об известной морозовской стачке, когда взбунтовались несогласные с условиями труда и его оплатой. Правительство решает выселить неугодных, среди которых зачинщики забастовки. Чтоб неповадно было другим таким способом высказывать недовольство, их выгоняют на неосвоенные земли. Неосвоенной в те времена была территория нашей области. Рабочие селились в Злынке, строили дома по образцу русских, из дерева… Еще в Злынке есть район Землянки. Сюда переселялся народ добровольно. Приходили семьями, устраивали жилища под толщей земли, в которых жили. Землянок давно нет, но название части села осталось.

Вот так и жило село, развивалось, росло. «Разношерстные» люди из разных мест, разных религий и речи, женившись и рожая детей, образовывали особую нацию – злынскую. Фамилии разные, но очень много Каплуновых, Ковалевых, Ветровых. Видимо, из «морозовских». Распространена здесь и фамилия Махно. Ныне покойный Владимир Дмитриевич Махно написал историю села – настолько подробную и объективную, насколько позволяли возможности в советское время. Сегодня – другое дело. Глава сельсовета Марина Яковлева рассказала, что кто-то из-за рубежа специально нанял человека, который должен изучить историю семьи. Корни генеалогического древа привели специалиста в Злынку. Женщина приезжала в село и сказала, что «накопала» в архивах очень много интересных фактов. Обещала поделиться…

Здесь и язык особенный. Некоторые считают, что он похож на белорусский, но отдельные слова такие колоритные, что больше нигде не услышишь. Здесь говорят «ён» вместо «он», «тялёнок», «вярёвка». Полотенце здесь - «вытиральник». Довелось услышать, что на младенцев говорят «манюхастые» дети. Согласитесь, необычно и очень красиво.

Один из местных жителей поделился своим отношением к истории и реалиям сегодняшней жизни. «Вместе с независимостью придумали в стране какой-то национализм. Злынка испокон веков делилась на русскую и украинскую, но никакого национализма не было. Ходили каждый в свою церковь, детей отдавали учиться каждый в свою школу и дружили, женились между собой. Какой такой национализм?»

Есть мнение, что две церкви и две школы сохранились исключительно благодаря тому злынскому духу неподчинения, возраст которого исчисляется веками. Зародившись однажды, он укреплялся и закалялся в разные периоды истории. Рассказывают, что Нестора Махно в этом селе встречали с хлебом-солью. И он не обижал местных. Вернее, не всех. У «куркулей» отбирал, но бедным кое-что перепадало. Вот так по-робингудовски повел себя «батько». Видимо, сразу почуял, что с местным людом надо быть осторожным.

Буденного же чутье подвело. Он со своей конницей намеревался зайти в село для установления советской власти беспрепятственно, как в другие населенные пункты. Не вышло. Эту историю знают во всех здешних семьях. Перед приходом красноармейцев по всему периметру села местные жители поставили бороны зубьями вверх. Конница не смогла преодолеть препятствие. После неудачной попытки Буденный усиливает отряд. Говорят, что были задействованы даже пушки. Злынцы тоже намеревались усилить оборону и послали гонца в близлежащее село Глодосы (нынешний Новоукраинский район) за подмогой. А там, говорят, гулянка какая-то была. Пока собрались, на возы уселись, в Злынке уже была советская власть… После этих событий возникло выражение «кабы Глодосы подмогли, Злынка бы республикой стала». Есть еще вариант – «кабы Глодосы вовремя подоспели, в Злынке бы не было советской власти»…

Но случилось то, что случилось. С течением времени только люди остались прежними. И еще природа. Кажется, что не могло быть иначе: уникальный народ должен жить в уникальных условиях. Если история Злынки еще окончательно не изучена и мало кому известна, то жемчужину местности – урочище «Каскады» - знают далеко за пределами Украины.

Вот энциклопедическое описание этого места. Урочище «Каскады» находится в каньоне реки Буки в Маловисковском районе Кировоградской области, юго-западнее села Злынка. Это одно из немногих мест распространения природных водопадов на Приднепровской возвышенности и равнинной части Украины в целом.

Урочище интересно со многих точек зрения. Здесь находится место выхода на поверхность массивной глыбы нижнепротерозойских гранитов и мигматитов - элементов самой давней тектонической структуры Украины - Украинского щита.

Растительный мир урочища очень разнообразен. Здесь сохранились растительные группировки петрофитных, кустарниковой и лучных степей. Девять видов растений, встречающихся на территории урочища, занесены в Европейский красный список и Красную книгу Украины. Есть регионально редкие виды и формации.

Не менее интересен и уникален животный мир. Здесь обитает множество редких и исчезающих видов. 58 представителей животного царства урочища охраняются Бернской конвенцией, 14 занесены в Красную книгу Украины.

О «Каскадах» можно или так, на языке науки, или стихами. А еще лучше там побывать. Невозможно передать чувства, которые испытываешь, глядя на скальные глыбы, выросшие посреди степи, на водную гладь и на водопады, как будто специально сюда «завезенные» кем-то. Может быть, переселенцами? Настолько эта красота не характерна для наших мест. Но она есть, и она наша, местная. Поэтому еще более обидно слышать рассказы о том, что из крупных городов приезжают на «Каскады» так называемые ландшафтные дизайнеры, чтобы по заказу толстосумов «за наш счет» красиво оформить усадьбы. «Любители природы» срезают огромные лоскуты покрова урочища, с травой и цветами, занесенными во всевозможные книги, чтобы перевезти это во дворы заказчиков. Природу не берегут, обижают, губят. Теперь еще и крадут.

Злынку не миновала судьба множества украинских сел. Газа здесь нет. Хотя говорят, что проект был, трубы в район завезли, но куда это все делось, никто не знает. Нет, кто-то, вероятно, точно знает, но не жители Злынки. С водой здесь тоже проблемы. Она непригодна для питья. Дело в том, что после развала Союза со всей округи свезли всевозможную химию на местный химсклад, который до сих пор на балансе ни у кого не стоит. Предлагают сельсовету, но такой «подарок» общине не нужен. Химия проникает в грунтовые воды, оттуда - в колодцы. Детям до года воду покупают, поскольку местной они травятся. Санэпидстанция берет воду на анализ, ужасается - и в результате хлорирует колодцы. Обращались во всевозможные инстанции, просили либо привозить воду, либо пробить новую скважину. Сделать-то можно, но дорого стоит лицензия на употребление этой воды. «Да мы уже привыкли, адаптировались. У нас тут рядом гранитный карьер, урановая шахта да еще отравленная вода. Может, кто-то испытывает на живучесть? Так мы выдержали», - горько шутят местные жители.

Если когда-то количество жителей доходило до четырнадцати тысяч, то сегодня здесь живет чуть более четырех. Работать негде. Элеватор, когда-то второй в Украине по мощности, может обеспечить работой семь десятков человек. Раньше – до трехсот. Были нефтебаза, перевалочный пункт, швейная фабрика и аж четыре колхоза. Сегодня – школы, детский сад, больница да магазины с кафешками. Кто не нашел себе применения в родном селе, уезжает.

И оседают потомки казаков и «морозовцев» в других местах, и там создают семьи и рожают детей, в которых течет кровь бунтовщиков, не терпящих насилия. Может, это и к лучшему. Глядишь, со временем не в одном селе, а во всей стране не будет слова «национализм», и каждый будет ходить в ту церковь, которая ему ближе по вере, говорить на языке своих родителей, вести детей в школу, где ведется обучение на родном языке. И власть в конце концов будет та, которую выбирает народ, а не навязанная кем-то. Вот только бы Глодосы в нужный момент не подвели...

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.