УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 154 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство комуністи та Церква Доброчинність Священний Синод УПЦ постать у Церкві Церква і медицина іконопис 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти церковна журналістика Церква і влада діаспора Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков церква та політика Мазепа молодь Президент Віктор Ющенко краєзнавство вибори милосердя українська християнська культура Голодомор Ющенко монастирі та храми України педагогіка УГКЦ УПЦ КП Вселенський Патріархат автокефалія секти Церква і політика Києво-Печерська Лавра шляхи єднання забобони Археологія та реставрація Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Известия» (Россия): Церковь и сиюминутное (Владимир Легойда)



«Известия» (Россия), Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата, 02.03.10

Русский востоковед, знаток буддизма Сергей Федорович Ольденбург как-то сказал, что цельный образ религии может получить только тот, кто узнает, каким этот образ представляют сами верующие. Иначе получается то, что не имеет к самой религии никакого отношения. Увы, именно этот методологический принцип "дурного религиоведения" был использован в некоторых информационных сообщениях и аналитике (sic!), посвященных поездке Патриарха Кирилла на Украину в день инаугурации президента ("гражданин другого государства благословляет избранного президента", "рука Кремля" и т.д.). Конечно, эти объяснения возникли не всецело от политической ангажированности, но еще и от непонимания реалий церковной жизни. Однако основные принципы профессионализма (да и просто здравого смысла) не изменились со времен Ольденбурга.

Русская православная церковь - это не Церковь Российской Федерации, а Патриарх Московский и всея Руси - не только Патриарх для верующих России. В этом факте нет ничего нового или необычного. Юрисдикция многих поместных православных церквей не совпадает с границами одного государства (Антиохийский, Александрийский патриархаты и проч.). Цвет паспорта Патриарха не имеет значения для церковной жизни. Патриарх Кирилл ездил на Украину не как гражданин России, не как член "российской делегации", но как Предстоятель Церкви, который в важный для своей украинской паствы период вместе с Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром помолился за Украину и за избранного президента. (И, кстати сказать, после молебна и совершенной вместе с Предстоятелем Украинской православной церкви литургии сразу отбыл в Москву - для встречи с еще одним президентом, на этот раз Ливана.)

Обращаясь к Виктору Януковичу, Патриарх сказал: "Мы знаем, насколько велика трудность тех огромной важности задач, которые сегодня стоят перед народом Украины. И потому воля Божия, несомненно, в том, чтобы народ был единым, чтобы были преодолены разногласия "...", чтобы была найдена общая духовная основа совместной жизни украинского народа". Не ставлю под сомнение право аналитиков интерпретировать события по-своему, но давайте хотя бы слушать то, что говорит Патриарх.

Кстати сказать, в чем-то похожая история получилась и с дискуссией о благословении нашей олимпийской сборной. Не буду объяснять, чем благословение отличается от магического ритуала, - думаю, любой мало-мальски образованный человек это и так понимает. Хочу лишь напомнить, что в обращении Святейшего Патриарха к нашим олимпийцам были и такие слова: "Я сегодня приветствую спортсменов из России. Но я являюсь Патриархом не только для Российской Федерации, но и для других стран, которые некогда объединяла историческая Россия. Я желаю всем спортсменам, которые связаны с нами общими историческими истоками, успеха на Олимпиаде в Ванкувере. Пусть дружба и добрые человеческие отношения связывают вас с вашими братьями и сестрами". Увы, на это тоже не все обратили внимание.

А ведь и здесь речь шла о том, что объединяет всех людей русского мира: общие интересы, воспоминания детства, история. Наконец, общие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо - они тоже не изменились. И от этого Украина или Белоруссия не перестают быть политически независимыми. Но это значит, что всех нас, "постсоветских", объединяет нечто большее, нежели распавшаяся вместе с Союзом бюрократическая система с центром в Москве.

Именно об этом говорит Русская православная церковь, продолжающая объединять православных верующих не только на Украине, в Белоруссии, Молдавии, России и других постсоветских государствах, но и в диаспорах на территории ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому нет ничего удивительного в том, что украинцы и россияне имеют одного Патриарха, благословляющего и российского, и украинского президентов. Церковь вне политики, вне государственных границ, но это не означает, что она "ни при чем", скорее это означает, что она - выше.

Увы, подняться над сиюминутной политической ситуацией готовы далеко не все. Церковь говорит о русском мире как о единстве людей, выросших на православном понимании добра и зла, на христианских ценностях и культуре. "Геополитический проект", - слышится некоторым политикам. Одним это нравится, другим нет. Одни заявляют о своей поддержке Патриарху, другие его критикуют. Но те и другие ошибаются, если видят в концепции русского мира политическую идею вместо ценностной, цивилизационной реальности.

Плохо не то, что предложенную Церковью концепцию сегодня критикуют (мы готовы к дискуссии), а то, что понять ее до конца некоторым людям просто не позволяет привычка жить и мыслить лишь в сиюминутных политических категориях.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.