УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 37 відвідувачів

Теги
УГКЦ Церква і влада конфлікти Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України Патріарх Алексій II краєзнавство автокефалія Предстоятелі Помісних Церков церква та політика Голодомор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис Президент Віктор Ющенко Мазепа вибори Священний Синод УПЦ УПЦ КП церква і суспільство українська християнська культура Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь діаспора забобони Доброчинність розкол в Україні постать у Церкві комуністи та Церква секти милосердя шляхи єднання Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація Церква і медицина педагогіка Католицька Церква церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): «Дело о платке». Молодая крымчанка отстаивает в суде право фотографироваться на паспорт с покрытой головой



«Новая» (Украина),  Людмила Заглада, Екатерина Стулень, 25.02.10

Что делать, если религиозные убеждения вступают в противоречие со светским законодательством? В столичном Окружном суде слушается интереснейшее дело, напрямую касающееся религиозных прав и свобод граждан Украины. Жительница Бахчисарая Сусанна Исмаилова подала в суд на бахчисарайский РО УМВД, так как ей запретили фотографироваться на паспорт в традиционном головном уборе верующих мусульманок — хиджабе (головном платке, под который тщательно убираются все волосы).
Без платка — только для семейного альбома

Получая паспорт в 16 лет, Сусанна сфотографировалась с покрытой головой, и тогда это не вызвало в паспортном столе никаких вопросов. Но когда ей исполнилось 25 и возникла необходимость вклеить в паспорт новое фото, в бахчисарайском паспортном столе Сусанне отказали: мол, согласно действующим инструкциям, фотографироваться на паспорт граждане Украины должны анфас и без головного убора.

«Я заранее, за два месяца написала заявление о том, что мне обязательно нужно фотографироваться в платке, и не ожидала такого поворота, — рассказала «Новой» Сусанна Исмаилова. — Для нас, мусульманок, платок — не обычный головной убор. Без него меня может видеть только муж или близкие родственники. Прятать от посторонних глаз тело и волосы — это закон Аллаха, а идти против Бога я не могу. Но и закон нарушать тоже не хочу, я гражданка Украины и должна иметь паспорт с фото. Почему же чиновники этого не понимают, ведь в Украине живет очень много мусульманок?»

Женщине ничего иного не оставалось, как добиваться «права платка» в суде. Ее представитель Энвер Умеров признается, что в стране это первый подобный случай. До Сусанны мусульманки делали фото в платке, не идя против своей религии. Почему же сейчас вдруг возникла такая проблема? Все же юрист уверен, что суд их поддержит, тогда это автоматически исключит возникновение подобных вопросов в будущем, тем более что сегодня о желании присоединиться к иску Сусанны Исмаиловой высказала желание почти тысяча жительниц Украины исламского вероисповедания (из них 830 — крымчанки).

Видимо, для этих женщин сфотографироваться без головного убора — совершенно неприемлемая вещь. «Для себя мы можем фотографироваться без платка, только нужно, чтобы фотографом была женщина, — делится с нами Сусанна Исмаилова. — Такие фотографии мы можем держать в семейном альбоме, показывать их близким родственникам, но никак не посторонним. Мне страшно представить, что я его сниму. Это большой грех. У христиан тоже есть некоторые ограничения в одежде: ведь православная женщина не придет в монастырь в коротких шортах. Муж, узнав о требованиях паспортного стола, тоже был возмущен: «Почему мою жену должны рассматривать?!»

Со своим уставом — в чужой монастырь?

Украинское «дело о платке» ни в какое сравнение не идет с бурей споров, вызванных религиозными и культурными различиями между мусульманами и христианами в Европе. Чего стоит один только запрет носить хиджаб в государственных школах, введенный во Франции в 2004 году! (Точнее говоря, закон касался не только хиджаба — он запрещал демонстрировать в школе любые религиозные символы.) А в конце прошлого года большинство жителей Швейцарии проголосовало за то, чтобы в их стране запретили строить минареты. Стало быть, Европа пытается поставить заслон постепенной исламизации?

«Я бы разделил истории с минаретами и хиджабами, — говорит президент Украинской ассоциации религиозной свободы Виктор Еленский. — В первом случае речь идет о том, что человек не может прийти в публичное место, демонстрируя явные признаки религиозной принадлежности. Это касается не только хиджаба, но и любых других религиозных «указателей». Например, большого креста. Мне кажется, что для светского государства (а Франция объявила себя таковым) это должно быть абсолютно не важно. Вот если бы государство провозгласило себя, условно говоря, фундаментально христианской страной, где запрещены любые проявления альтернативной религиозности, тогда, конечно, нужно было бы наказывать тех, кто ходит в талесе, чадре и т. д. Сегодня можно говорить об угрозе так называемого секулярного фундаментализма. Он исходит из того, что любые признаки религиозной принадлежности человека не должны манифестироваться. Но светское государство к религии отношения не имеет, и ему должно быть все равно, прихожу ли я в учебное заведение в кипе, надеваю хиджаб, ношу ли крест.

В Швейцарии ситуация другая. На референдуме демократично сказали, что хотели бы видеть свою страну в тех архитектурных формах, которые возникли там на протяжении столетий. Они не запрещают мусульманам проявлять свои религиозные чувства. Они просто не хотят, чтобы над некоторыми их соборами доминировали минареты. Повторяю, речь идет о минаретах, а не о мечетях. Это не обязательная часть комплекса мечети».

Одежда или орудие подавления?

В словах ученого, увы, содержится не вся правда. Дело не только в архитектуре: инициаторы запрета на строительство минаретов — правая «Швейцарская народная партия» — считают, что Европа находится перед угрозой «ползучей исламизации». Перед референдумом они разместили в стране жутковатую наглядную агитацию: на плакате была изображена женщина в черной чадре, а за ее спиной — минареты, похожие на ядерные ракеты. Сегодня в Швейцарии мусульман более 17%, то есть почти каждый пятый. В основном, это выходцы с Балкан. Конечно, не учитывать их интересы нельзя.

Справка «Новой»:

В Украине на 1 января 2010 г. самой многочисленной группой являются православные — 18 тыс организаций (УПЦ КП — 12.082, УПЦ МП — 4.415, Автокефальная православная церковь — 1234). Греко-католических общин — 3765, римо-католических — 1079, протестантских — почти 8,5 тыс. В нашей стране 1400 религиозных организаций харизматического толка. Кроме того, у нас насчитывается 297 иудейских религиозных организаций, 1182 — исламских. Самая большая численность мусульманских общин в Крыму (966).

Однако вернемся к платку: а действительно ли он является только религиозным символом? Разумеется, наше мнение — мнение людей другой культуры и вероисповедания, надевающих платок лишь в церковь (да и то, признаться, не всегда!), учитываться не может. А вот, к примеру, иранская писательница Джаван, издавшая в Европе две книги, посвященные, в том числе, и этой теме, считает, что хиджаб — не столько религиозный атрибут, сколько орудие подавления женщин. Европейские мусульманки, носящие хиджаб, по мнению писательницы, поощряют бесправие женщин в мусульманских странах (между прочим, в странах, где процветает исламский фундаментализм, головные платки заставляют носить женщин и других вероисповеданий). А европейская либеральная интеллигенция, отстаивающая право мусульманок носить хиджаб в госучреждениях с благими целями защиты религиозной свободы и веротерпимости, на самом деле дает «добро» на притеснение девочек и женщин в мусульманских семьях. Полагаю, иранка знает, о чем говорит.

Битва за душу

Грань между защитой своей культурной среды и подавлением чужой религиозной свободы, между отстаиванием либеральных ценностей и вялым бессилием перед культурной агрессией извне — очень тонкая. Потому-то подобные истории всегда будут предметом ожесточенных споров. Страх христианской Европы перед исламским фундаментализмом вполне объясним. Украина тоже не остается в стороне. У нас центр потенциальной «исламской угрозы» — Крым.

«Опасность распространения фундаментализма и радикализма среди мусульманской общественности есть, но нам приятно, что руководство духовного управления мусульман Крыма обращает на это внимание и проводит профилактическую деятельность, — продолжает Виктор Еленский. — Вообще же везде, где есть люди, принадлежащие к разным религиям, каждая из которых говорит, что она одна ведет к спасению, есть зерно конфликта. Представьте: я знаю, что те, кто верит не так, как я, попадут в ад. Я вижу, как вы ходите в другую церковь. И я вас по-настоящему люблю, поэтому сражаюсь за ваше спасение. Католики (сегодня — представители одной из самых толерантных религиозных конфессий) не так давно, еще в позапрошлом веке, говорили: мы не можем терпеть, если человек заблуждается. Что касается ситуации в Крыму, то мне кажется, что она будет тем лучше, чем успешнее Крым будет интегрироваться в общеукраинское пространство. Причем речь идет не только о татарах-мусульманах, но и обо всех тех, кто вывешивает у себя чужие знамена».

Вообще же, по словам председателя Государственного комитета по делам национальностей и религий Юрия Решетникова, Украина сегодня — один из мировых лидеров по религиозной свободе. Но в таких деликатных вещах, как свобода совести, без шероховатостей не обойтись. Некоторые нормы законов входят в противоречие с Законом о свободе совести и религиозных организаций. «Сегодня в ВР находится несколько законодательных инициатив, призванных разрешить этот конфликт, — говорит директор Института религиозной свободы Александр Заяц. — Например, необходимо внести поправки в УПК, касающиеся тайны исповеди».

…По иску Сусанны Исмаиловой уже состоялись три судебных заседания, четвертое назначено на начало марта. Возможно, исход «дела о платке» потребует внесения изменений и в украинские правила выдачи паспортов. Поживем — увидим.

Христиане под ударом

Ежегодно Украинская ассоциация религиозной свободы подводит итоги того, как с этой тонкой материей обстоят дела в Украине и в мире. Итоги прошлого года для Украины можно назвать хорошими: у нас вполне веротерпимая страна. А вот общемировая картина, увы, выглядит мрачновато.

«Я вынужден констатировать, что большинство жителей Земли живет в странах, где религиозные свободы жестко или мягко, но нарушаются, — говорит президент Украинской ассоциации религиозной свободы Виктор Еленский. — И, к сожалению, самая преследуемая религиозная общность в мире — христиане».

В качестве примера ученый предложил всего-навсего просмотреть новостные ленты за ближайшие три дня. В Марокко полиция арестовала 19 христиан. Власти Туркменистана конфисковали Библии у баптистов. В Узбекистане правительство установило камеры видеонаблюдения в молитвенных домах. Там же пастор-баптист и двое его помощников оштрафованы на сумму, которая в 260 раз превышает их месячный доход, — всего лишь за то, что учили детей началам христианства. 9 христианских семей арестованы в Лаосе. В Индонезии сожгли церковь. В прошлом году христиан убивали в Сомали, Египте, антихристианские погромы происходили в Индии, Венесуэле.

«То есть религиозная свобода для большинства — недосягаемый идеал, — с горечью констатировал Виктор Еленский. — Каковы же главные угрозы религиозной свободы для жителей Земли? Во-первых, тоталитарные и авторитарные режимы, которые грубо нарушают фундаментальные свободы человека. Например, в прошлом году около 150 тысяч христиан и буддистов арестованы в Северной Корее за религиозные убеждения. В июне 2009 года северокорейские активисты заявили, что одна миссионерка была казнена за распространение своих взглядов».

Среди стран, наиболее жестоко подавляющих религиозную свободу, президент Украинской ассоциации религиозной свободы назвал Бирму, Северную Корею, Бруней, Фиджи, Китай, Индонезию, Иран, Саудовскую Аравию, Сомали, Судан, Узбекистан, Туркменистан. С недавнего времени к этому списку добавилась еще и Венесуэла, где режим Уго Чавеса вступил в открытую конфронтацию с католической церковью.

А в некоторых мусульманских странах нарушаются права не только христиан, но и… мусульман! Если в стране большинство шиитское, там преследуют суннитов, и наоборот. Большинство же исламских стран исходит из того, что если человек родился мусульманином, он не может свободно менять свои религиозные взгляды. Особенно тяжелая ситуация у тех, кто перешел в христианство.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.