У грудні 2009 року побачила світ монографія «Православна Церква на Закарпатті у першій половині XX століття кандидат історичних наук Ю.В. Данильця. У церковному просторі краю ця праця була довгоочікувана і, з'явившись на світ, зайняла чільне місце у багатій не лише світській, але й церковній історіографії краю.
Постаті апостолів Петра і Павла в сучасній православній свідомості сплелися у стійкий диптих, де образи на іконах та у світському живописі відрізняються один від одного конкретними рисами зовнішності та окремими усталеними атрибутами. Проте ця традиція постала не одразу і мала численні культурно-історичні варіації.
Щороку Церква дає нам можливість зустрітися з первоверховними апостолами в день їхньої пам'яті - 12 липня за новим стилем. Адже наше богослужіння - це не просто спогади. Беручи участь у літургійному житті Церкви, ми доторкаємося духовної реальності, що існує поза часом і простором.
Говоря о Великом посте, мы стоим на берегу океана. Мы не можем его ни выпить, ни забрать с собой. Мы можем только насладиться его красотой и омочить в нем ноги.
Преподобний Андрій Критський, зібравши у Великому каноні воєдино події старозавітної й новозавітної історії від падіння праотця Адама до Вознесіння Христового, подає їх у дусі глибокого сердечного каяття, з надзвичайною майстерністю співставляючи кожну з них зі станом грішної душі. Зі священної скарбниці Святого Письма він бере найсильніші приклади для покаяння й морального вдосконалення...
Архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий К Международному дню прав человека
В эпоху социального многообразия для уважения человеческого достоинства недостаточно только пассивного признания прав другого человека. Необходимо деятельно соучаствовать в кризисных моментах жизни нашего ближнего и от всей души его поддерживать.
Протопресвитер Александр Шмеман Справедливо ли обвинять Константинополь в «неопапизме»? Подобные упреки со стороны Москвы и некоторых кругов русского рассеяния звучали еще в 1950-х, и тогда же прот. Александр Шмеман пояснил православное понимание первенства во Вселенской Церкви.
Протоиерей Джон Бер Декан Свято-Владимирской семинарии в США на основании исторических источников и из пастырских соображений ставит под вопрос канонический принцип «один город - один епископ».
Архимандрит Иов (Геча) Автор рассматривает три наиболее актуальных области современной православной богословской мысли: экклезиологию, антропологию и эсхатологию. Особое место в докладе занимает православное понимание первенства Вселенского Патриарха.
Архімандрит Іов (Геча) Нові дослідження щодо поняття "національна церква" свідчать, що західне християнство схильне до сприйняття цієї концепції, яку завжди охоче приписують Православній Церкві. Чи є вона властивою Православ'ю, або ж прийшла в Церкву іззовні?
Протоиерей Джон Эриксон Главным предметом богословских споров греков и латинян в XI веке были не папский примат и не филиокве, а использование пресного и квасного хлеба для Евхаристии.
Диакон Андрей Глущенко Стандартные курсы православного догматического богословия начинаются, после вводных тем, изложением учения о Боге. Но проще начинать с самого близкого и, отмечу заранее, самого загадочного. С самих себя...
Протоиерей Джон Эриксон Данное историческое исследование «автокефалии» должно развеять как минимум одно заблуждение. Очень часто автокефалию считают неоспоримым, самоочевидным и фундаментальным принципом православной экклезиологии, как будто понятие автокефалии осталось - и должно оставаться единообразным и неизменным...
Диакон Андрей Глущенко Этой статьей мы открываем серию авторских публикаций на тему «Популярно о богословии», задача которых - познакомить читателей с основными принципами и идеями православного христианского богословия.
Пантелеімон (Родопулос), митрополит Тіролейський і Серентіонський Стаття грецького каноніста митрополита Пантелеімона (Родопулоса) перегукується з нещодавно опублікованою на нашому порталі статтею архім. Григорія (Папатомаса). Автор детально розглядає православне канонічне право стосовно еклезіології і зокрема територіальних юрисдикцій. У статті також обговорюється єресь філетизму, на який нині страждають мало не всі Помісні Церкви і розкольники.
Архимандрит Григорий (Папатомас) Автор статьи, профессор канонического права и декан Свято-Сергиевского богословского института в Париже, показывает, что в последние несколько веков все христианские церкви изменили новозаветным принципам церковного устройства, вместо территориального признака организуясь по признакам обрядовым, конфессиональным или этническим.