УКР РУС  


 Головна > Публікації > Доповіді та промови  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 69 відвідувачів

Теги
іконопис церква і суспільство конфлікти українська християнська культура Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина комуністи та Церква педагогіка молодь Предстоятелі Помісних Церков Мазепа милосердя забобони Доброчинність церковна журналістика Вселенський Патріархат Голодомор УПЦ КП секти Церква і політика вибори Патріарх Алексій II Католицька Церква краєзнавство УГКЦ Ющенко автокефалія монастирі та храми України Церква і влада постать у Церкві Президент Віктор Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика Священний Синод УПЦ Археологія та реставрація розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






ВСЕУКРАИНСКИЕ АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: Церковь и государство - история и современность

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней 

Многоуважаемое благочестивое собрание, профессора и представители научной элиты, дорогие отцы, братья и сестры!

В преддверии празднования собора архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных приветствую всех тружеников на ниве христианского просвещения, собравшихся на днепропетровской земле на четвертые Архангело-Михайловские чтения, которые посвящены православной государственности, ее сущности и истокам.

Тема эта необычайно важна. Тем более она важна в период становления нашего независимого государства, имеющего тысячелетнюю историю. Величие украинского народа на протяжении десяти веков развития связывалось и связывается с ее духовным содержанием, которым все эти века являлась Православная Церковь. Истоки этой духовности и народные традиции, которые органической составной частью входили в основные принципы жизни целого народа, восходят к православию, а через него и к истории христианства.

Православие с 988 года являлось не просто государство-, но и культурообразующей религией на нашей земле. Это означает, что с конца X века православие стало духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер нашего народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Православие в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношения народа к государству, людям, предметному миру и природе, то есть всему тому, что и составляет государственность как таковую. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу. Искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

Православная Церковь объединяла народ в будни и праздники, в годы испытаний, лишений скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения.

Что такое православие, и почему именно эта религия в течение всей истории нашего народа выполняла так много функций в его жизни? Почему наш православный народ не закрывал себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимал их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем «невыгодно» и даже опасно, так как «гости» или новые жители не всегда благородно вели себя на территории традиционно православного государства? Видимо, Православная Церковь и наш народ нес в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытие. Но понять это можно, лишь в достаточной мере изучив историю христианства и основы нашей православной государственности.

Государственное строительство, в понимании Церкви, есть постоянное движение. Движение, прежде всего, по пути нравственного самосовершенствования, неутолимого стремления к святости. Народ, идущий таким путем, воплощает в государственной и общественной жизни свои нравственные идеалы. Поэтому государственное строительство невозможно без опоры на его религиозные святыни, на Церковь.

Церковь, как богочеловеческий организм, имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью.

Жизнь Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению тысячелетие призывался и призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией!» (1Пет.4.10). Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которая всегда основывалась на принципах христианской нравственности. Эти принципы являлись основополагающими во взаимоотношениях Церкви и государства, поскольку государство, в понимании Церкви, есть необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха.

Этими принципами христианской нравственности питалось наше государство за всю его православную историю. И, очевидно, на настоящем этапе становления нашего украинского государства, стоит внимательней отнестись к основным принципам православного государствообразования, тысячелетие стоявшего на духовно-нравственных основаниях нашей веры. «Великий и свободный наш народ в течении веков жил при православной государственности, - писал в своей книге «Народность и государство», изданной в Одессе в 1912 году, выдающийся мыслитель Петр Казанский, - и было бы недостойным отсутствием уважения по отношению к нашим предкам и к нам самим, если бы мы хотя бы одно мгновение, усомнились в ее значении».

Каков же христианский путь государственного строительства? В суете и смуте современного общественно-политического хаоса он уже едва различим. Бесценным подспорьем в его обретении может стать история нашего Отечества, дающая благонамеренному, внимательному и непредвзятому наблюдателю богатейший материал для ответа на поставленный перед нами самой жизнью вопрос.

Наш православный быт на протяжении многих столетий характеризуется сильнейшей тягой к воплощению во всем своем реальном многообразии религиозно-нравственного идеала. Здесь корни нашей государственности, понимающей государственную мощь и общественную гармонию не как самоцель, но как дарованное Богом средство к удержанию народного бытия в состоянии евангельской непорочности. Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания - сохранить чистоту веры, удержать ее спасительную истину. Жизнь, конечно, вносила свои поправки, идеал оставался недостижимым, но тысячелетний опыт наших державных предков, открывающий путь приближения к нему, сегодня актуален и злободневен как никогда. Вот лишь некоторые крупицы этого опыта.

Возьмем политику и нравственность. По православному миропониманию они должны быть едины. Власть на Руси всегда осознавалась не как предмет тщеславных вожделений, награда самым наглым, хитрым и беспринципным бойцам политического ринга, не как бездонная кормушка для чиновников и бюрократов, но как религиозное служение заповедям справедливости и добра. «Гордости не имейте в сердце своем и в уме, - писал в 1117 году великий князь киевский Владимир Мономах, поучая княжичей, как надо относиться к власти. -Смертные все, сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что имеем, Ты, Господи, дал. Не наше, но Твое, поручил еси на мало дней». Такое осмысление невозможно в рамках атеистического, рационального, или как у нас говорят, прагматического мировоззрения.

Или взять вопросы, связанные с властью и народом. Православная государственность учит, что общество, желающее сохранить в себе духовно-нравственное самосознание, должно признавать - верховная власть в стране принадлежит не какой-либо партии, не организации или сословию и даже не народу в целом: она принадлежит основополагающим принципам нравственности. «Не лги! Не воруй! Не блуди! Не скупись! Не завидуй! Не гордись!», - вот то, что должно определять нашу жизнь. Вот как пишет о святом Дмитрии Донском летописец его жития: «Ты чистоту соблюдал и, будучи рабом Божьим, Божий престол соблюдал».

Говоря о средствах государственного строительства, нужно сказать следующее. Отечественная история, столь богатая общественными катаклизмами, выработала наилучшее, проверенное опытом, оружие борьбы со смутами. Это  Соборы, церковные и земские. Нужно лишь помнить, что Собор - это не конгресс, не съезд партии, где сошедшиеся «народные избранники», преисполненные сознания собственной значимости, принимают очередные «судьбоносные решения». Собор есть религиозный, символический, духоносный акт, возвращающий народу, власти и Церкви утраченное в смуте единство, примиряющий их между собой и Богом, подтверждающий восстановление Закона Божьего как основы государственности.

Может, стоит взглянуть на нашу историю другими глазами, изучить неисчерпаемое наследие таких незаслуженно забытых мыслителей, много потрудившихся в обоснование православной государственности, как Николай Данилевский, Николай Захаров, Василий Катков, Михаил Катков, Павел Ковалевский, Петр Казанский, Лев Тихомиров и многих других. Можно было бы продолжать и дальше, но ограниченные рамки доклада не позволяют этого сделать.

Подводя итоги, скажем следующее. Пророчески писал о нашем времени Иван Ильин: «Страна вскипит жаждой мести, крови и нового имущественного передела... В этом мнении встанут десятки авантюристов, из коих три четверти будут «работать» на чьи-то иностранные деньги, и ни у одного из них не будет творческой и предметной национальной идеи». Стоит ли продолжать поиск «современной государственной идеологии», искусственно конструировать идеологические и мировоззренческие системы для нашего народа, когда есть опробованная веками, в своей неизменной нравственной высоте и притягательности евангельская основа православной государственности, несшая абсолютную праведность Закона Божьего и Его святых заповедей?

В свете сказанного тем более важным становится сегодняшний разговор. Думаю, что пришло время для более вдумчивого отношения к нашему духовному и государственному прошлому. Будем надеяться, что начатый на четвертых Архангело-Михайловских чтениях разговор о нашей православной государственности приведет к более внимательному изучению того наследия, которое сформировало нашу нацию, помогло выжить в тяжелейших испытаниях, создало высочайшую духовную культуру и нравственность, питаясь тем живительным источником, который есть наша православная вера.

Закончить свое краткое выступление хочу словами выдающегося философа Ивана Ильина: «Родина - есть дар Святого Духа. Национальная духовная культура есть как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории, или духовная симфония, исторически прозвучавшая Творцу. И ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век, в работах и страданиях, в падениях и подъемах».

Будем помнить, что «сообщив духу нашему частичку Своего всеведения, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости..., - говорит святитель Феофан, затворник Вешенский. - Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать, указав - властно понуждает исполнять то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызениями. Она есть скрижали завета Божьего, простирающиеся на всех людей».