УКР РУС  


 Головна > Публікації > Доповіді та промови  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 131 відвідувачів

Теги
Церква і влада УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність Митрополит Володимир (Сабодан) вибори Церква і медицина церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну діаспора милосердя краєзнавство церковна журналістика автокефалія церква і суспільство УПЦ КП Археологія та реставрація розкол в Україні педагогіка шляхи єднання Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат Ющенко Священний Синод УПЦ українська християнська культура Католицька Церква конфлікти Голодомор Мазепа іконопис Предстоятелі Помісних Церков молодь секти Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква Церква і політика забобони постать у Церкві монастирі та храми України






Рейтинг@Mail.ru






ВСЕУКРАИНСКИЕ АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: Церковь и государство - история и современность

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней 

Многоуважаемое благочестивое собрание, профессора и представители научной элиты, дорогие отцы, братья и сестры!

В преддверии празднования собора архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных приветствую всех тружеников на ниве христианского просвещения, собравшихся на днепропетровской земле на четвертые Архангело-Михайловские чтения, которые посвящены православной государственности, ее сущности и истокам.

Тема эта необычайно важна. Тем более она важна в период становления нашего независимого государства, имеющего тысячелетнюю историю. Величие украинского народа на протяжении десяти веков развития связывалось и связывается с ее духовным содержанием, которым все эти века являлась Православная Церковь. Истоки этой духовности и народные традиции, которые органической составной частью входили в основные принципы жизни целого народа, восходят к православию, а через него и к истории христианства.

Православие с 988 года являлось не просто государство-, но и культурообразующей религией на нашей земле. Это означает, что с конца X века православие стало духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер нашего народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Православие в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношения народа к государству, людям, предметному миру и природе, то есть всему тому, что и составляет государственность как таковую. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу. Искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

Православная Церковь объединяла народ в будни и праздники, в годы испытаний, лишений скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения.

Что такое православие, и почему именно эта религия в течение всей истории нашего народа выполняла так много функций в его жизни? Почему наш православный народ не закрывал себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимал их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем «невыгодно» и даже опасно, так как «гости» или новые жители не всегда благородно вели себя на территории традиционно православного государства? Видимо, Православная Церковь и наш народ нес в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытие. Но понять это можно, лишь в достаточной мере изучив историю христианства и основы нашей православной государственности.

Государственное строительство, в понимании Церкви, есть постоянное движение. Движение, прежде всего, по пути нравственного самосовершенствования, неутолимого стремления к святости. Народ, идущий таким путем, воплощает в государственной и общественной жизни свои нравственные идеалы. Поэтому государственное строительство невозможно без опоры на его религиозные святыни, на Церковь.

Церковь, как богочеловеческий организм, имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью.

Жизнь Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению тысячелетие призывался и призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией!» (1Пет.4.10). Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которая всегда основывалась на принципах христианской нравственности. Эти принципы являлись основополагающими во взаимоотношениях Церкви и государства, поскольку государство, в понимании Церкви, есть необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха.

Этими принципами христианской нравственности питалось наше государство за всю его православную историю. И, очевидно, на настоящем этапе становления нашего украинского государства, стоит внимательней отнестись к основным принципам православного государствообразования, тысячелетие стоявшего на духовно-нравственных основаниях нашей веры. «Великий и свободный наш народ в течении веков жил при православной государственности, - писал в своей книге «Народность и государство», изданной в Одессе в 1912 году, выдающийся мыслитель Петр Казанский, - и было бы недостойным отсутствием уважения по отношению к нашим предкам и к нам самим, если бы мы хотя бы одно мгновение, усомнились в ее значении».

Каков же христианский путь государственного строительства? В суете и смуте современного общественно-политического хаоса он уже едва различим. Бесценным подспорьем в его обретении может стать история нашего Отечества, дающая благонамеренному, внимательному и непредвзятому наблюдателю богатейший материал для ответа на поставленный перед нами самой жизнью вопрос.

Наш православный быт на протяжении многих столетий характеризуется сильнейшей тягой к воплощению во всем своем реальном многообразии религиозно-нравственного идеала. Здесь корни нашей государственности, понимающей государственную мощь и общественную гармонию не как самоцель, но как дарованное Богом средство к удержанию народного бытия в состоянии евангельской непорочности. Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания - сохранить чистоту веры, удержать ее спасительную истину. Жизнь, конечно, вносила свои поправки, идеал оставался недостижимым, но тысячелетний опыт наших державных предков, открывающий путь приближения к нему, сегодня актуален и злободневен как никогда. Вот лишь некоторые крупицы этого опыта.

Возьмем политику и нравственность. По православному миропониманию они должны быть едины. Власть на Руси всегда осознавалась не как предмет тщеславных вожделений, награда самым наглым, хитрым и беспринципным бойцам политического ринга, не как бездонная кормушка для чиновников и бюрократов, но как религиозное служение заповедям справедливости и добра. «Гордости не имейте в сердце своем и в уме, - писал в 1117 году великий князь киевский Владимир Мономах, поучая княжичей, как надо относиться к власти. -Смертные все, сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что имеем, Ты, Господи, дал. Не наше, но Твое, поручил еси на мало дней». Такое осмысление невозможно в рамках атеистического, рационального, или как у нас говорят, прагматического мировоззрения.

Или взять вопросы, связанные с властью и народом. Православная государственность учит, что общество, желающее сохранить в себе духовно-нравственное самосознание, должно признавать - верховная власть в стране принадлежит не какой-либо партии, не организации или сословию и даже не народу в целом: она принадлежит основополагающим принципам нравственности. «Не лги! Не воруй! Не блуди! Не скупись! Не завидуй! Не гордись!», - вот то, что должно определять нашу жизнь. Вот как пишет о святом Дмитрии Донском летописец его жития: «Ты чистоту соблюдал и, будучи рабом Божьим, Божий престол соблюдал».

Говоря о средствах государственного строительства, нужно сказать следующее. Отечественная история, столь богатая общественными катаклизмами, выработала наилучшее, проверенное опытом, оружие борьбы со смутами. Это  Соборы, церковные и земские. Нужно лишь помнить, что Собор - это не конгресс, не съезд партии, где сошедшиеся «народные избранники», преисполненные сознания собственной значимости, принимают очередные «судьбоносные решения». Собор есть религиозный, символический, духоносный акт, возвращающий народу, власти и Церкви утраченное в смуте единство, примиряющий их между собой и Богом, подтверждающий восстановление Закона Божьего как основы государственности.

Может, стоит взглянуть на нашу историю другими глазами, изучить неисчерпаемое наследие таких незаслуженно забытых мыслителей, много потрудившихся в обоснование православной государственности, как Николай Данилевский, Николай Захаров, Василий Катков, Михаил Катков, Павел Ковалевский, Петр Казанский, Лев Тихомиров и многих других. Можно было бы продолжать и дальше, но ограниченные рамки доклада не позволяют этого сделать.

Подводя итоги, скажем следующее. Пророчески писал о нашем времени Иван Ильин: «Страна вскипит жаждой мести, крови и нового имущественного передела... В этом мнении встанут десятки авантюристов, из коих три четверти будут «работать» на чьи-то иностранные деньги, и ни у одного из них не будет творческой и предметной национальной идеи». Стоит ли продолжать поиск «современной государственной идеологии», искусственно конструировать идеологические и мировоззренческие системы для нашего народа, когда есть опробованная веками, в своей неизменной нравственной высоте и притягательности евангельская основа православной государственности, несшая абсолютную праведность Закона Божьего и Его святых заповедей?

В свете сказанного тем более важным становится сегодняшний разговор. Думаю, что пришло время для более вдумчивого отношения к нашему духовному и государственному прошлому. Будем надеяться, что начатый на четвертых Архангело-Михайловских чтениях разговор о нашей православной государственности приведет к более внимательному изучению того наследия, которое сформировало нашу нацию, помогло выжить в тяжелейших испытаниях, создало высочайшую духовную культуру и нравственность, питаясь тем живительным источником, который есть наша православная вера.

Закончить свое краткое выступление хочу словами выдающегося философа Ивана Ильина: «Родина - есть дар Святого Духа. Национальная духовная культура есть как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории, или духовная симфония, исторически прозвучавшая Творцу. И ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век, в работах и страданиях, в падениях и подъемах».

Будем помнить, что «сообщив духу нашему частичку Своего всеведения, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости..., - говорит святитель Феофан, затворник Вешенский. - Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать, указав - властно понуждает исполнять то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызениями. Она есть скрижали завета Божьего, простирающиеся на всех людей».