УКР РУС  


 Головна > Публікації > Доповіді та промови  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 75 відвідувачів

Теги
УГКЦ церква та політика Голодомор вибори секти Археологія та реставрація Ющенко Мазепа монастирі та храми України комуністи та Церква постать у Церкві Церква і політика Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі Митрополит Володимир (Сабодан) забобони розкол в Україні краєзнавство Церква і влада Католицька Церква діаспора милосердя Церква і медицина молодь Києво-Печерська Лавра церква і суспільство Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков шляхи єднання педагогіка іконопис Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну українська християнська культура автокефалія Священний Синод УПЦ конфлікти церковна журналістика УПЦ КП






Рейтинг@Mail.ru






ВСЕУКРАИНСКИЕ АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: Некоторые отличительные принципы православной государственности

Протоиерей Георгий Вольховский, настоятель Свято-Владимирского храма

I. О важности темы.

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященство, досточтимые отцы и братия!

Настоящим, предлагаю Вашему просвещенному вниманию доклад на тему «Некоторые отличительные принципы православной государственности». Считаю эту тему исключительно важной. Важной потому, что здесь кроется ответ на совсем не риторический вопрос - есть ли у Украины будущее, и какое оно? В связи с этим вспоминается прогноз американского политолога Самюэля Хантингтона и его концепция развития мира в XXI веке, положенная в основу нынешней политики США. Хантингтон рассматривает наступивший век, как время беспощадной схватки восьми цивилизаций за ресурсы и политическое влияние: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской и, возможно, африканской. Каждая несет и отстаивает свои ценности и представления о мире. Нашу православную цивилизацию ученый считает самой слабой и предрекает ее уход с исторической арены уже в ближайшие десятилетия.

Вот его сценарий развития разрушительных тенденций православной цивилизации на Украине: низкая рождаемость и высокая смертность, низкие доходы на душу населения, внутренняя разобщенность, криминализация и коррупция, сепаратизм местных элит, исламизация Крыма, поддержка Западом либеральных оппозиционных организаций и т. п. Все это должно привести к полному отходу и отказу Украины от православных цивилизационных основ и стремлению к западным цивилизационным ценностям.

В связи с этим представляется исключительно важным исторический тысячелетний опыт православной государственности, в котором Православие оставило значительный след, являясь религией «культурообразующей», сформулировало и создало цивилизационные основы для самобытного существования православного мира - как церковного целого, так и державного единства. Тысячелетия Православие формировало как внутренний, духовный и душевный строй, мир и мировоззрение православного человека, так и православную государственность, исходящую и тесно, гармонично связанную с этим внутренним миром.

Православная государственность не только наложила неизгладимый отпечаток на самосознание каждого, чьи предки хотя бы несколько поколений жили на нашей земле, но также создало высочайшую нравственность и культуру, как ни одно государство мира сформулировало принципы евразийского единства, решая и живя проблемами и Севера, и Юга, и Запада, и Востока.

Давайте спросим себя словами преосвященного Димитрия, архиепископа Херсонского: «Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя?» Если мы искренни и честны, то его же ответ будет и нашим ответом: «От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир. Она соединила воедино разрозненные славянские племена, уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ».

Еще вопрос преосвященного Димитрия: «Кто соблюл и сохранил нашу народность в течение стольких веков, во всех испытаниях и скорбях, посреди стольких врагов, посягавших на нее?» Если быть искренним и честным, то опять ответим его же словами: «Святая вера Православная! Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви». Земное величие народа, который жил до нас, было нерасторжимо связано с духовной мощью и здоровьем, с крепостью и живостью его веры.

У каждой страны, у каждого народа есть какие-то свои традиции государственного или племенного общежития. Они могут нравиться или не нравиться, но перемены бывают здоровыми и прочными, только если они хоть частично опираются на национальные традиции. Могут извне привноситься влияния и идеи культурные или политические, но эти привнесения бывают успешны только тогда, когда они органически сливаются с существующими традициями данной страны и народа, как прививка нового растения или породы, дереву.

«Нация, - писал еще в 1912 году в своей работе «Система русской государственной власти» выдающийся философ и политический деятель Николай Захаров, - выработав свою психологическую физиономию, уже никогда не в состоянии от нее избавиться, как невозможно избавиться человеку от настроенности раз повзрослевшей своей души. Когда мы говорим о национальных отличиях, о том, что же нас отличает от других государств и наций, то, безусловно, одним из первых и наиболее ярких примеров отличий всегда будет исторически сформировавшаяся православная государственность».

Вот почему так важно изучение опыта православной государственности в настоящее время, когда не только отсутствует единство нации, патриотизм, но разрушаются духовно-нравственные основы существования самой нации, которой, в принципе, как таковой на Украине уже не существует. Когда нации насильно прививается то, что чуждо ее духовно-нравственному самосознанию, то и прививаемое не привьется, и дерево погибнет.

Православие несет в себе всеобъемлющий идеал переустройства как внутреннего человека, его души, так и всего окружающего мира, в том числе не упускается из вида и политическое устройство общества и государства в соответствии с историческими представлениями о них православного сознания. Еще в 1862 году русский философ и публицист Михаил Катков, писал, что «истинно прогрессивное направление должно быть в сущности консервативным, ибо, чем глубже преобразование, чем решительнее движение, тем крепче должно держаться общество тех начал, на которых основано».

Поэтому, говоря о почти тысячелетнем опыте, должно, прежде всего, сказать о возрождении смыслов православной государственности, которая охватывала все стороны жизни человека. Подчеркну - «возрождения смыслов». Ведь если не понимать смысл, заложенный в ту или иную сторону православной государственности, то невозможно будет не только использовать что-либо в сегодняшней политической жизни, но и невозможно будет возродить как единую нацию наш народ, до сих пор не преодолевший идею революции, как феномен иудео-западной культуры. Мы, живя не своим, а западным умом, так и будем продолжать жить чужими цивилизационными смыслами, чужими науками, чуждыми культурными и нравственными предпочтениями, несущими разрушительный потенциал и идейное жало для нашего исторического духовно-нравственного самосознания, удивляясь перманентным шатаниям нашего политического курса.

«Наука о государстве только тогда может называть себя таким именем, когда она объемлет в себе учения о всех видах государственного устройства и создает на этом основании общее понятие государства. Пока же она остается при своей нынешней задаче изложения основных принципов, положенных в основание устройства некоторых западных европейских государств, гордых своей культурой, то это явится только описанием политического строя тех стран». Это также писал Николай Захаров, и продолжал, говоря, что подражание Западу «несет в себе, в своих идеях и своем развитии, коренную ошибку: стремление возделывать чуждые растения на неподготовленной для них историческим ходом жизни почве, не представляя себе ясно того растения, которое должно было дать на нашей ниве обильную жатву. Западники, (наши соотечественники преклоняющиеся перед Западом - авт.) увлекаясь внешним блеском европейской культуры, видели ее пышные плоды, но весьма небрежно исследовали ту почву, на которую они собирались ее пересадить... весьма смутно отдавая себе отчет о тех растениях, которые возможно было плодотворно культивировать на ней».

II. Источник православной государственности.

Православная государственность, как и любая другая имеет и свой источник, то, что положено в основу существования государства и нации. В принципе, выбор источника государственности зависит от нравственно-психологического состояния нации, от тех идеалов, которые сформировали мировоззрение нации. Собственно источников происхождения государственности, как бы мы не искали, может быть только два: источник человеческий и источник Небесный. Эти источники не равнозначны и принципиально разнятся. Разнятся тем, что человеческий источник видит в государстве то, что служит удовлетворению человеческих желаний, а небесный источник предлагает то, что необходимо для спасения, а это далеко не всегда совпадает с желаниями.

Так, желанием тирана или диктатора есть удовлетворение своих стремлений и амбиций во власти. По сути, то же есть в демократии, где за властью народа скрыты личные амбиции, произволения и желания властвовать каждого, просто реализуемые в составе толпы. Как следствие, в соответствии с собственными желаниями и представлениями, формируется правление и структуры власти. И, поскольку, они соответствуют желаниям человеческим, а не Божественным, то Церковь отделяется от государства. «Теория свободной Церкви в свободном государстве, - пишет Лев Тихомиров, - отделение Церкви от государства, - не видит ничего общего между общими целями жизни человека и целями его гражданского общежития. Это было бы проявлением самой полной неразвитости, если бы не было проявлением отрицания религиозного начала жизни». В деспотиях Церковь, как правило, подчиняется правителю или обожествляет его. Те же желания, произволения и амбиции, облеченные в форму законов, становятся конституциями или декларациями присвоенных себе прав человека в демократии. Бог же, в таких обществах, Своих прав не имеет и мнения Его на то или иное государственное дело никто не спрашивает, хотя ответственность перед ним формально может и декларироваться.

Пример из нашей жизни. Конституция Украины в самом начале декларирует ответственность перед Богом. Однако, декларируя ответственность, Бога забыли спросить о Его отношении к независимости Украины и постановили праздновать ее 24 августа. Если бы ответственность была истинной и искренней, то вспомнили бы, что с 14 по 28 августа установлен Церковью, где глава Сам Бог, строжайший Успенский Пост, во время которого должны быть прекращены все увеселения и празднества. Само установление празднества во время строгого поста указывает на то, что независимость -  не воля Божия, а Его попущение. И вряд ли стоит нам рассчитывать на помощь Божию, в том, что Ему не угодно.

Обобщая, можно, сказать словами архиепископа Серафима (Соболева), что диктатура и демократия видят «источник власти в самом себе, в своей воле и личности, и его воля ничем не ограничена». Православная же государственность, в лице своего Помазанника, «считает, что власть ему дана от Бога, что он ответственен пред Ним, что его воля ограниченна волей Божией».

Митрополит Филарет (Дроздов) указывал, что православная государственность «всецело утверждает свою власть на Слове Божием, как источнике живительного света... Отступление других народов от Слова Божия, как основания в их государственном устройстве, есть источник смут и всякой тьмы». Эти слова, написанные в первой половине девятнадцатого века, как нельзя лучше подтверждают нынешнее положение нашего «демократического» государства.

Отсюда, во-первых, православная государственность имеет своим источником не человеческие желания и амбиции, но промышление Божье о человеке. Во-вторых, православная государственность и, как следствие, олицетворяющая ее власть, «имеет своим основанием Божественное Откровение». Конечно, богооткровенное учение о государстве отлично от догматического учения о Боге и Его воплощенном домостроительстве. Оно отлично от этого учения не только по своему предмету, но и тем, что не имеет за собою всецерковного догматического постановления. Тем не менее, православное учение о государственности, как и догматы Вселенских Соборов, основано на Священном Писании. Поэтому основные истины этого учения можно назвать «догматами царского и государственного права», как об этом свидетельствует митрополит Филарет.