УКР РУС  


 Головна > Публікації > Доповіді та промови  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 64 відвідувачів

Теги
1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика Католицька Церква церква та політика вибори постать у Церкві Мазепа УПЦ КП молодь розкол в Україні конфлікти шляхи єднання Церква і політика Церква і влада Голодомор милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков церква і суспільство Вселенський Патріархат Церква і медицина діаспора комуністи та Церква монастирі та храми України автокефалія забобони Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II УГКЦ українська християнська культура педагогіка Священний Синод УПЦ іконопис Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






Влияние духовного опыта Блаженнейшего Митрополита Владимира на развитие духовного образования в Украине, в частности в Киевской Духовной Академии

  22 June 2007


Протоиерей Николай Забуга

Неизреченным Промыслом Божиим первопрестольному граду Киеву была определена счастливая историческая судьба в смысле организации и развития богословского образования и богословской науки. Не то чтобы Русь Святая была "безвидна и пуста", поскольку Киевская Русь и в княжескую эпоху заботилась о духовном образовании и развитии грамотности. Острожская и Винницкая школы стали в свою эпоху прообразом регулярного духовного образования в послемонгольский период. Учреждение в 1615 г. Братского училища, соединенного позже с Лаврским, и далее с 1701 г. - Киево-Могилянской Академии составили образцы духовного просвещения для всего православного славянского мира. Киевские митрополиты и православное казачество в лице их достойнейших представителей всемерно и с высоким благоговением заботились о поддержании и возвышении дела образования в высочайшем подвиге защиты православной веры в нашем Отечестве, не отказывая при этом православным братьям, томившимся под инославным, иноверным и иноземным владычеством. Славная наша Alma mater свято сохранила высоты богословской науки и стандартов образования, особенно в создании научных школ в области риторики, философии, литургической и исторической науки. Эпоха безбожного режима и атеизма, фактически угасившая лампаду духовного просвещения в 1922-1923 гг., почти на 70 лет прервала дорогую славянскому православно верующему сердцу традицию. Скорбящая православная душа, вознося молитвы ко Господу о восстановлении исторической справедливости, была услышана небом, когда в 1989 году в Киеве в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре возродилась к жизни Киевская Духовная Семинария, а в 1992 г. - Киевская Духовная Академия.

Возобновление Киевской Духовной Академии у Лаврской Святыни проходило уже под омофором Его Блаженства, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Его Блаженство, 121-й Митрополит Киевский, избранный на древнейшую Киевскую кафедру на Харьковском Соборе в 1992 году, сразу по прибытии в Киев встретился с колоссальными нестроениями в церковной жизни. Расколы в православии, экспансия унии, укрепление позиций протестантских деноминаций, наплыв бесчисленных сектантских групп, порой враждебное отношение официальных государственных структур, сложная общественно-политическая обстановка, расстроенная церковная дисциплина и финансы, конфликты в приходской жизни на Западной Украине, разорение униатами и раскольниками 3-х епархий - вот неполный перечень проблем, которые встали перед Его Блаженством и требовали корректного, деликатного, но немедленного решения, чтобы сохранить единственно спасительное каноническое Православие в Украине. И это Ему удалось в полной мере, что выразилось в признании Его как Главы Украинской Православной Церкви всеми Поместными Автокефальными Православными Церквами. Среди огромного числа приоритетных задач Его Блаженство, Блаженнейший Владыка Владимир всегда полагал первоочередной задачу возрождения и развития духовного образования, просвещения и богословской науки. Вот поэтому утверждение устава Киевской Духовной Академии сразу по прибытии на кафедру Киевских митрополитов в ранге Предстоятеля Украинской Православной Церкви, было одним из первых Его деяний. Блаженнейший Владыка, имея за плечами опыт послушания на посту ректора Одесской Духовной Семинарии, а чуть позже - 10-летний опыт ректора Московской Духовной Академии, всегда выделял важность высшей духовной школы в деле укрепления канонического Православия. Ведь кроме главной задачи пастыря - усвоения верующим искупительной жертвы Христа - что, собственно, и составляет смысл земного бытия Церкви, нынешнее время требует от современного пастыря быть твердым в вере, искусным и успешным апологетом канонического Православия, умелым миссионером, который способен актуализировать Евангелие для нынешнего поколения, укрепить народ в вере, просветить паству, создать и возглавить приходскую жизнь. Эти задачи, по замыслу Предстоятеля, и должны решать выпускники Киевской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии. Поэтому Блаженнейший Владыка от первого и до сего дня полагает свою душу, сердце, колоссальный опыт ректора, выдающегося богослова современности, да и казну Церкви на развитие Киевских Духовных школ. Ведь Киевская Духовная Семинария и Академия начиналась с горстки студентов, ставших в свое время абитуриентами, а через 4 года и выпускниками. За годы предстоятельства Блаженнейшего Митрополита Владимира число студентов Академии и Семинарии увеличилось до 2500 человек, что является само по себе огромной цифрой. Примечательна и география воспитанников и студентов Духовных школ: Украина, Россия, Сербия, Молдова, Румыния, Польша, Германия, Беларусь, Канада, Иерусалим, Грузия, Узбекистан, Финляндия.

Весь процесс духовного образования и развитие научных богословских школ в Академии был бы малоуспешным, а то и невозможным без должного внимания к формированию преподавательской корпорации, Педагогического и Ученого Советов Академии. Блаженнейший Владыка Владимир всегда придает этому первостепенное значение. Его Блаженство возглавляет Ученый Совет Академии, лично присутствует на защитах диссертаций по актуальным богословским, историческим и социальным темам. Его трудами налажен обмен студентами с братскими православными Духовными школами (Богословский факультет Афинского университета, Богословский факультет Салоникского Университета, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Московская Духовная Академия, Регенсбургский Православный Институт в Германии, Свято-Сергиевский Институт во Франции, Григорианский, Салезианский университеты Ватикана, а так же Руссикум). В Академии преподают и трудятся выпускники нашей Академии, Московской и Петербургской Духовных Академий, Богословских факультетов ведущих университетов Греции, Оксфорда, выпускники и преподаватели Национальных университетов Украины. На сегодняшний день преподавательская корпорация состоит из 50 преподавателей, составляющих педагогический совет, 17 преподавателей, составляющих Ученый Совет Академии, в их числе 1 архиепископ (Управляющий делами УПЦ), 2 епископа и 14 архимандритов и протоиереев. В это число входит 4 профессора и 8 доцентов. К этому времени Киевскую Духовную Академию закончили 1255 студентов, из них 936 стационарно и 319 заочно. Семинарию закончили 3758 студентов, из них 1003 стационарно и 2755 заочно. Кандидатские диссертации за 10 лет защитили 260 выпускников, дипломные работы - 770 выпускников. Число выпускников в сане варьировалось в разные периоды от 8 до 73 за учебный год.

Практическая жизнь и концептуальные вопросы решаются также и в системе Учебного Комитета, который был создан по благословению Его Блаженства, Блаженнейшего Митрополита Владимира, практически сразу по прибытии на Киевскую кафедру. Сегодня в Украине успешно трудятся и развиваются, кроме Духовной Академии, также Одесская, Харьковская, Почаевская, Волынская и Таврическая Духовные Семинарии.

Учебные программы, кроме богословских и традиционных церковно-исторических дисциплин, включают те предметы, которые необходимы современному пастырю для успешного несения как приходского, так и преподавательского послушания. Среди таких предметов педагогика, психология (социальная и возрастная), социальная работа Церкви, право, религиозная этика, риторика, история и культура Украины. Блаженнейший Владыка Владимир всегда акцентирует свое внимание на необходимости подготовки выпускников, способных вести обширный и продуктивный диалог со всем спектром социальных слоев в современной Украине - от представителей глубоко верующего народа Божия до самых ярких скептиков, рационалистов и неофитов. 18-летний труд Духовных школ у Лаврской Святыни свидетельствует, что народ Божий приемлет итоги нашей деятельности под омофором Предстоятеля Украинской Канонической Православной Церкви.

Наши выпускники трудятся на приходском послушании, преподают в Духовных училищах и семинариях Украины, пополняют ряды ученого монашества, являются наместниками монастырей, многие из них трудятся в качестве правящих епархиальных преосвященных архиереев, преподают в вузах и школах Украины.

Современное общество дает понять всем нам, что глубокая богословская наука сегодня полностью востребована. В этой связи уместно помянуть, что налаженными являются научные контакты Киевской Духовной Академии с рядом научных и учебных заведений Украины: Славистическим Университетом, Межрегиональной Академией Управления Персоналом, Киево-Могилянской Академией, а также другими вузами России и Беларуси.

Киевские Духовные школы в лице своих преподавателей и студентов осознают, что скромные на этом этапе учебные и научные достижения еще не в полной мере соответствуют уровню дореволюционных Академии и Семинарии, запросам народа Божия и современного изверившегося секулярного общества, находящегося под влиянием стандартов глобализационных процессов. Доминирующий западнический образ мышления молодого и среднего поколений, идеалы общества потребления, когда уже и совесть, кажется, вступает в рыночные отношения, задача духовного просвещения актуализирует многомерно и многократно вопрос успешности духовного воспитания как студентов, так через них в последующем и современного украинского общества.

Сегодня необходимо показать пытливым современникам правильные духовные ориентиры, научить их отличать благое от злого, уберечь от опасности приятия чуждых идеалов, отличать мнимое благо от сущего и показать непреходящий характер богоустановленных жизненных ориентиров и ценностей.

Это способны осуществить твердые в вере и высокообразованные пастыри, умеющие созидать храм православной души, зажечь и сохранить в ней спасительную лампаду канонического Православия. Отсюда и наши задачи в процессе образования и воспитания учащихся Духовных школ. Мы твердо верим, что под омофором Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, молитвами сонма Преподобных Киево-Печерских угодников и предстательством Пресвятой Богородицы, чьим уделом является Киев, Духовным школам под силу решить практические насущные вопросы бытия, поднять богословскую науку на требуемый уровень и сохранить неповрежденной Святую Православную веру и таким образом выполнить свою миссию в современном мире, а также исполнить Закон Христов и Его святую заповедь идти и научить "все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа".

В заключение уместно упомянуть, что в целях совершенствования учебных программ семинарского и академического курсов комиссией из числа членов Ученого Совета Академии разработан проект реформы высшего богословского образования УПЦ. Проект реформы одобрен Ученым Советом и внесен на рассмотрение Учебного Комитета и утверждения его Священным Синодом. Надеемся, что после утверждения его Священным Синодом проект будет внедряться в практическую плоскость и при должном усердии даст свои положительные результаты. Изучается также вопрос о целесообразности получения учебными заведениями УПЦ государственной аккредитации по специальности "Теология".

ТКДА №7, 2007