УКР РУС  


 Головна > Публікації > Доповіді та промови  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 15 відвідувачів

Теги
автокефалія постать у Церкві УГКЦ забобони Церква і медицина Києво-Печерська Лавра краєзнавство шляхи єднання милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква розкол в Україні Церква і влада іконопис Предстоятелі Помісних Церков молодь Археологія та реставрація вибори діаспора 1020-річчя Хрещення Русі Ющенко конфлікти Священний Синод УПЦ церква та політика Мазепа монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко українська християнська культура Доброчинність комуністи та Церква педагогіка Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП Церква і політика секти церковна журналістика Патріарх Алексій II церква і суспільство Вселенський Патріархат Голодомор






Рейтинг@Mail.ru






Влияние духовного опыта Блаженнейшего Митрополита Владимира на развитие духовного образования в Украине, в частности в Киевской Духовной Академии

  22 June 2007


Протоиерей Николай Забуга

Неизреченным Промыслом Божиим первопрестольному граду Киеву была определена счастливая историческая судьба в смысле организации и развития богословского образования и богословской науки. Не то чтобы Русь Святая была "безвидна и пуста", поскольку Киевская Русь и в княжескую эпоху заботилась о духовном образовании и развитии грамотности. Острожская и Винницкая школы стали в свою эпоху прообразом регулярного духовного образования в послемонгольский период. Учреждение в 1615 г. Братского училища, соединенного позже с Лаврским, и далее с 1701 г. - Киево-Могилянской Академии составили образцы духовного просвещения для всего православного славянского мира. Киевские митрополиты и православное казачество в лице их достойнейших представителей всемерно и с высоким благоговением заботились о поддержании и возвышении дела образования в высочайшем подвиге защиты православной веры в нашем Отечестве, не отказывая при этом православным братьям, томившимся под инославным, иноверным и иноземным владычеством. Славная наша Alma mater свято сохранила высоты богословской науки и стандартов образования, особенно в создании научных школ в области риторики, философии, литургической и исторической науки. Эпоха безбожного режима и атеизма, фактически угасившая лампаду духовного просвещения в 1922-1923 гг., почти на 70 лет прервала дорогую славянскому православно верующему сердцу традицию. Скорбящая православная душа, вознося молитвы ко Господу о восстановлении исторической справедливости, была услышана небом, когда в 1989 году в Киеве в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре возродилась к жизни Киевская Духовная Семинария, а в 1992 г. - Киевская Духовная Академия.

Возобновление Киевской Духовной Академии у Лаврской Святыни проходило уже под омофором Его Блаженства, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Его Блаженство, 121-й Митрополит Киевский, избранный на древнейшую Киевскую кафедру на Харьковском Соборе в 1992 году, сразу по прибытии в Киев встретился с колоссальными нестроениями в церковной жизни. Расколы в православии, экспансия унии, укрепление позиций протестантских деноминаций, наплыв бесчисленных сектантских групп, порой враждебное отношение официальных государственных структур, сложная общественно-политическая обстановка, расстроенная церковная дисциплина и финансы, конфликты в приходской жизни на Западной Украине, разорение униатами и раскольниками 3-х епархий - вот неполный перечень проблем, которые встали перед Его Блаженством и требовали корректного, деликатного, но немедленного решения, чтобы сохранить единственно спасительное каноническое Православие в Украине. И это Ему удалось в полной мере, что выразилось в признании Его как Главы Украинской Православной Церкви всеми Поместными Автокефальными Православными Церквами. Среди огромного числа приоритетных задач Его Блаженство, Блаженнейший Владыка Владимир всегда полагал первоочередной задачу возрождения и развития духовного образования, просвещения и богословской науки. Вот поэтому утверждение устава Киевской Духовной Академии сразу по прибытии на кафедру Киевских митрополитов в ранге Предстоятеля Украинской Православной Церкви, было одним из первых Его деяний. Блаженнейший Владыка, имея за плечами опыт послушания на посту ректора Одесской Духовной Семинарии, а чуть позже - 10-летний опыт ректора Московской Духовной Академии, всегда выделял важность высшей духовной школы в деле укрепления канонического Православия. Ведь кроме главной задачи пастыря - усвоения верующим искупительной жертвы Христа - что, собственно, и составляет смысл земного бытия Церкви, нынешнее время требует от современного пастыря быть твердым в вере, искусным и успешным апологетом канонического Православия, умелым миссионером, который способен актуализировать Евангелие для нынешнего поколения, укрепить народ в вере, просветить паству, создать и возглавить приходскую жизнь. Эти задачи, по замыслу Предстоятеля, и должны решать выпускники Киевской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии. Поэтому Блаженнейший Владыка от первого и до сего дня полагает свою душу, сердце, колоссальный опыт ректора, выдающегося богослова современности, да и казну Церкви на развитие Киевских Духовных школ. Ведь Киевская Духовная Семинария и Академия начиналась с горстки студентов, ставших в свое время абитуриентами, а через 4 года и выпускниками. За годы предстоятельства Блаженнейшего Митрополита Владимира число студентов Академии и Семинарии увеличилось до 2500 человек, что является само по себе огромной цифрой. Примечательна и география воспитанников и студентов Духовных школ: Украина, Россия, Сербия, Молдова, Румыния, Польша, Германия, Беларусь, Канада, Иерусалим, Грузия, Узбекистан, Финляндия.

Весь процесс духовного образования и развитие научных богословских школ в Академии был бы малоуспешным, а то и невозможным без должного внимания к формированию преподавательской корпорации, Педагогического и Ученого Советов Академии. Блаженнейший Владыка Владимир всегда придает этому первостепенное значение. Его Блаженство возглавляет Ученый Совет Академии, лично присутствует на защитах диссертаций по актуальным богословским, историческим и социальным темам. Его трудами налажен обмен студентами с братскими православными Духовными школами (Богословский факультет Афинского университета, Богословский факультет Салоникского Университета, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Московская Духовная Академия, Регенсбургский Православный Институт в Германии, Свято-Сергиевский Институт во Франции, Григорианский, Салезианский университеты Ватикана, а так же Руссикум). В Академии преподают и трудятся выпускники нашей Академии, Московской и Петербургской Духовных Академий, Богословских факультетов ведущих университетов Греции, Оксфорда, выпускники и преподаватели Национальных университетов Украины. На сегодняшний день преподавательская корпорация состоит из 50 преподавателей, составляющих педагогический совет, 17 преподавателей, составляющих Ученый Совет Академии, в их числе 1 архиепископ (Управляющий делами УПЦ), 2 епископа и 14 архимандритов и протоиереев. В это число входит 4 профессора и 8 доцентов. К этому времени Киевскую Духовную Академию закончили 1255 студентов, из них 936 стационарно и 319 заочно. Семинарию закончили 3758 студентов, из них 1003 стационарно и 2755 заочно. Кандидатские диссертации за 10 лет защитили 260 выпускников, дипломные работы - 770 выпускников. Число выпускников в сане варьировалось в разные периоды от 8 до 73 за учебный год.

Практическая жизнь и концептуальные вопросы решаются также и в системе Учебного Комитета, который был создан по благословению Его Блаженства, Блаженнейшего Митрополита Владимира, практически сразу по прибытии на Киевскую кафедру. Сегодня в Украине успешно трудятся и развиваются, кроме Духовной Академии, также Одесская, Харьковская, Почаевская, Волынская и Таврическая Духовные Семинарии.

Учебные программы, кроме богословских и традиционных церковно-исторических дисциплин, включают те предметы, которые необходимы современному пастырю для успешного несения как приходского, так и преподавательского послушания. Среди таких предметов педагогика, психология (социальная и возрастная), социальная работа Церкви, право, религиозная этика, риторика, история и культура Украины. Блаженнейший Владыка Владимир всегда акцентирует свое внимание на необходимости подготовки выпускников, способных вести обширный и продуктивный диалог со всем спектром социальных слоев в современной Украине - от представителей глубоко верующего народа Божия до самых ярких скептиков, рационалистов и неофитов. 18-летний труд Духовных школ у Лаврской Святыни свидетельствует, что народ Божий приемлет итоги нашей деятельности под омофором Предстоятеля Украинской Канонической Православной Церкви.

Наши выпускники трудятся на приходском послушании, преподают в Духовных училищах и семинариях Украины, пополняют ряды ученого монашества, являются наместниками монастырей, многие из них трудятся в качестве правящих епархиальных преосвященных архиереев, преподают в вузах и школах Украины.

Современное общество дает понять всем нам, что глубокая богословская наука сегодня полностью востребована. В этой связи уместно помянуть, что налаженными являются научные контакты Киевской Духовной Академии с рядом научных и учебных заведений Украины: Славистическим Университетом, Межрегиональной Академией Управления Персоналом, Киево-Могилянской Академией, а также другими вузами России и Беларуси.

Киевские Духовные школы в лице своих преподавателей и студентов осознают, что скромные на этом этапе учебные и научные достижения еще не в полной мере соответствуют уровню дореволюционных Академии и Семинарии, запросам народа Божия и современного изверившегося секулярного общества, находящегося под влиянием стандартов глобализационных процессов. Доминирующий западнический образ мышления молодого и среднего поколений, идеалы общества потребления, когда уже и совесть, кажется, вступает в рыночные отношения, задача духовного просвещения актуализирует многомерно и многократно вопрос успешности духовного воспитания как студентов, так через них в последующем и современного украинского общества.

Сегодня необходимо показать пытливым современникам правильные духовные ориентиры, научить их отличать благое от злого, уберечь от опасности приятия чуждых идеалов, отличать мнимое благо от сущего и показать непреходящий характер богоустановленных жизненных ориентиров и ценностей.

Это способны осуществить твердые в вере и высокообразованные пастыри, умеющие созидать храм православной души, зажечь и сохранить в ней спасительную лампаду канонического Православия. Отсюда и наши задачи в процессе образования и воспитания учащихся Духовных школ. Мы твердо верим, что под омофором Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, молитвами сонма Преподобных Киево-Печерских угодников и предстательством Пресвятой Богородицы, чьим уделом является Киев, Духовным школам под силу решить практические насущные вопросы бытия, поднять богословскую науку на требуемый уровень и сохранить неповрежденной Святую Православную веру и таким образом выполнить свою миссию в современном мире, а также исполнить Закон Христов и Его святую заповедь идти и научить "все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа".

В заключение уместно упомянуть, что в целях совершенствования учебных программ семинарского и академического курсов комиссией из числа членов Ученого Совета Академии разработан проект реформы высшего богословского образования УПЦ. Проект реформы одобрен Ученым Советом и внесен на рассмотрение Учебного Комитета и утверждения его Священным Синодом. Надеемся, что после утверждения его Священным Синодом проект будет внедряться в практическую плоскость и при должном усердии даст свои положительные результаты. Изучается также вопрос о целесообразности получения учебными заведениями УПЦ государственной аккредитации по специальности "Теология".

ТКДА №7, 2007