УКР РУС  


 Головна > Публікації > Доповіді та промови  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 102 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II секти УПЦ КП молодь Священний Синод УПЦ 1020-річчя Хрещення Русі забобони Голодомор церква і суспільство постать у Церкві іконопис Вселенський Патріархат Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора педагогіка церковна журналістика Церква і влада Археологія та реставрація монастирі та храми України шляхи єднання Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко УГКЦ розкол в Україні Мазепа Церква і медицина Католицька Церква українська християнська культура Доброчинність комуністи та Церква вибори церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика краєзнавство конфлікти Предстоятелі Помісних Церков милосердя Ющенко автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






Церковь и государство — свой устав в чужом монастыре

  26 вересня 2007


Александр Золотухин

Среди совокупности всех организаций, действующих как в Украине, так и во всем мире, особое место занимает церковь. Эта особенность определяется, среди прочего, специфическим статусом церкви как некоего связующего звена между телесным и духовным: «Церковь - тоже один из общественных союзов, однако это союз совершенно особого рода, природа и цель которого не замыкаются земным горизонтом»[1].

Сказанное может вызвать разную реакцию: от несогласия, отвращения, недоумения или  удивления, до благоговения или трепета. Могут быть и вполне прагматичные вопросы. Например, корректно ли использовать общепринятые учетные правила в отношении церкви? Каковы особенности ее хозяйственной деятельности, налогообложения, бухгалтерского учета, порядка ведения кассовых операций и прочее?

Ответам на эти и другие вопросы будет посвящен цикл статей об учете в церкви. В этой вводной статье мы рассмотрим наиболее общие: что собой представляет церковь, каков ее правовой статус в Украине и др.

Понятие церкви

Начнем с того, что существует светское и религиозное понимание церкви. Законодательного определения понятия «церковь» не существует, однако именно оно в законодательных актах Украины встречается довольно часто.

Словарь[2] трактует церковь как религиозную организацию духовенства и верующих, объединенную общностью верований и обрядности. Второе значение этого слова из Словаря подразумевает здание, в котором происходит богослужение (иногда такое здание называется  храмом[3]).

Правда, приведенное определение не учитывает первооснову,  духовный стержень, на котором это понятие зиждется. Поэтому приведем цитату - одно из религиозных определений церкви.

«Церковь - Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обожения.

...В самом Священном Писании слово «церковь» употребляется и для указания на ее неземную природу...»[4].

Кстати отметим, что непосредственно само понятие «Церковь» (Ekklesia) существует только в христианстве. Так как данный материал не ограничивается рамками отдельной конфессии, то в целях обобщения нам придется довольствоваться тем, как рассматривает церковь вообще наше светское законодательство. Поэтому далее будем определять церковь в первую очередь только как религиозную общину либо молитвенный дом (храм), в котором проходят богослужения. Все выводы, сделанные в этом цикле статей относительно церкви, применимы к христианской, иудейской, мусульманской, буддистской и другим религиозным общинам, а также их молитвенным домам.

Правовой статус церкви

Чтобы определиться с  правовым статусом церкви, приведем еще несколько цитат.

«Церковь - Богоучрежденный институт, происхождение ее неотмирно; но по своей человеческой природе она пребывает и на земле, и в этом отношении Церковь поставлена в обыкновенные условия жизни...»[5].

«...Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество[6] она подчиняется общим условиям земного порядка: в частности, вступает в те или иные отношения с государственными и другими общественными образованиями. Уже одно это вводит ее в область права»[7].

Из данных тезисов (которые, в принципе, можно назвать общими для любой религиозной организации) вполне логично вытекает следующий вывод: правовой статус церкви в государстве определяется законодательством страны ее местонахождения. Этот вывод подтверждается абзацем первым ст.5 Закона № 987[8], который гласит, что в Украине осуществление государственной политики относительно религии и церкви принадлежит исключительно к ведению государства. Указанный Закон и является основополагающим законом, регулирующим деятельность религиозных организаций в Украине.

В ст.7 Закона № 987 перечислены виды религиозных организаций, на которые распространяются его нормы. К ним относятся религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские товарищества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, которые состоят из вышеперечисленных религиозных организаций. Религиозные объединения представлены своими центрами (управлениями). Например, в православной церкви религиозная община называется приходом, религиозное управление - епархией, религиозный центр - патриархией (митрополией). Все вместе представляют собой религиозное объединение.

Безусловно, все эти виды организаций являются частью одного целого, которое и называется той или иной церковью. Однако отметим, что они различаются по функциональному признаку и делятся на два типа:

  • религиозные организации, функции которых в первую очередь заключаются в организации и проведении богослужений (такие организации осуществляют культовую религиозную деятельность);
  • религиозные организации, выполняющие вспомогательные и/или социальные функции (они занимаются внекультовой деятельностью).

К первым относятся религиозные общины, управления и центры. Монастыри - это особая разновидность религиозной общины. Религиозные братства, миссионерские товарищества (миссии), духовные учебные заведения относятся к последним.  

Каждая религиозная организация - от религиозной общины (прихода) до религиозного центра (патриархии, митрополии) - является отдельным юридическим лицом. Например, приход - одно юридическое лицо, а епархия, которой данный приход подчиняется в канонических и организационных вопросах, - другое юридическое лицо (и так далее до патриархии (митрополии)). То есть фактически каждое религиозное объединение является своего рода сообществом отдельных юридических лиц, находящихся на разных ступенях иерархии в пределах объединения. Из этого следует, что организационная структура религиозного объединения не может строиться по «филиальному» принципу.

Юридическим лицом религиозная организация признается с момента регистрации ее устава (положения), который перед регистрацией принимается на общем собрании верующих или на религиозных съездах, конференциях. После этого данная организация как  юридическое лицо пользуется правами и несет обязательства согласно действующему законодательству и своему уставу (положению) (ст. 13 Закона № 987).

Религиозные организации (церкви) не ограничены в праве собственности. Они владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, принадлежащим им на праве собственности (ст. 18 Закона № 987), - как и любые другие «среднестатистические» нерелигиозные организации. То есть в гражданско-правовых отношениях с другими предприятиями и организациями церковь (каждая религиозная организация в отдельности) выступает равноценным и полноправным участником. Например, гражданско-правовые отношения, возникающие из заключенного договора строительного подряда между заказчиком, являющимся религиозной организацией (к примеру, приходом - одной из ячеек церкви), и подрядной строительной организацией, ничем не отличаются от таких же отношений, если бы заказчиком выступало тривиальное общество с ограниченной ответственностью - субъект предпринимательской деятельности.

На основании изложенного выше делаем вывод: так как религиозные организации (совокупность которых составляет определенную церковь) являются юридическими лицами, на них распространяется действие Закона о бухучете[9] (п.1 ст.2 Закона). Следовательно, каждая такая организация должна вести бухгалтерский учет собственной деятельности в общеустановленном порядке.

Организационная структура любого религиозного объединения (церкви) может быть достаточно разветвленной, хозяйственно-экономические взаимоотношения между отдельными его организациями - неоднородными и разнообразными. Для выяснения принципиальных моментов таких взаимоотношений прежде всего следует обращаться к уставу каждой конкретной организации. Там должны содержаться сведения относительно:

  • ¨ вида религиозной организации, ее вероисповедальной принадлежности и местонахождения;
  • ¨ места религиозной организации в организационной структуре религиозного объединения;
  • ¨ имущественного положения религиозной организации и прочее (подробнее см. ст.12 Закона № 987).

В свою очередь характер этих взаимоотношений влияет как на гражданско-правовые последствия каждой конкретной хозяйственной операции, осуществляемой религиозными организациями, так и на порядок налогового и бухгалтерского учета.

Регистрация уставов (положений) религиозных организаций

Для получения религиозной общиной (например, приходом) правоспособности юридического лица граждане, создавшие ее (такие граждане должны достичь 18-летнего возраста, а их количество должно составлять  не менее десяти человек), подают  заявление и устав (положение) на регистрацию в областную, Киевскую и Севастопольскую городские госадминистрации, а в Республике Крым - Правительству Республики Крым. А вот религиозные управления, центры, монастыри подают на регистрацию устав (положение) в государственный орган Украины по делам религий (ст.14 Закона № 987).

Заявление и устав (положение) должны быть рассмотрены в месячный срок, после чего о принятом решении не позднее десятидневного срока сообщается заявителю. Но, как установлено в ст.14 Закона № 987, «в необходимых случаях» орган, осуществляющий регистрацию, может затребовать заключение местной госадминистрации, исполкома сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов, а также специалистов. В таком случае решение о регистрации принимается в трехмесячный срок. О том, какие случаи считать «необходимыми» - закон умалчивает. То есть при желании регистрацию любой религиозной организации можно растянуть на три месяца.

Основы организации религиозной общины

Самым низшим звеном среди религиозных организаций в иерархии определенной церкви является религиозная община. В первую очередь именно она будет предметом нашего рассмотрения в этом цикле статей, поскольку религиозная община чаще других религиозных организаций  выступает субъектом гражданско-правовых отношений.

Религиозная община - это местная религиозная организация верующих, которые добровольно объединились для удовлетворения религиозных потребностей (ст.8 Закона № 987). Религиозная община может создаваться либо при храме, в котором проходят богослужения, либо без привязки к таковому (помещение для богослужений находят после создания общины).

Организационная структура религиозной общины может быть различной, в зависимости от требований устава (положения). Например, в православной религиозной общине - приходе - как правило, высшим органом управления является Приходское собрание, его исполнительным и распорядительным органом - Приходской совет. Приходской совет состоит из председателя - церковного старосты, его помощника и казначея. Председатель Приходского совета - церковный староста (либо настоятель) представляет совет при решении деловых, финансово-хозяйственных и административных вопросов, а также в суде, подписывает совместно с настоятелем (если настоятель не является одновременно и Председателем) все официально исходящие от прихода документы, в том числе банковские и финансовые (в необходимых случаях совместно с казначеем)[10].

Таким образом, в данном случае церковный староста (или настоятель) выступает с позиции гражданских правоотношений как руководитель прихода - религиозной организации, имеющей статус юридического лица, а казначей - как главный бухгалтер. Естественно, что статус частных лиц или наемных работников, принимающих участие в жизни общины, может быть иным,  в зависимости от устоявшихся традиций внутри той или иной конфессии.

Церковное право и законодательство Украины

Статус церкви в государстве, как мы показали выше, устанавливается государством, в котором она зарегистрирована. Следовательно, законодательные и нормативные акты Украины (Конституция Украины, кодексы, законы, подзаконные акты) регулируют в первую очередь так называемые «внешние» отношения церкви - отношения церкви с государством и другими общественными образованиями.

Но, помимо этого, церковь нуждается в регулировании своей внутрицерковной жизни - устройства, способов поддержания церковного мира и благочиния, средств восстановления нарушенного церковного порядка и прочего - посредством так называемого церковного права. «Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера, составляют церковное право. Этими нормами, правилами, законами Церковь оберегает свой богозданный строй»[11]. Источниками церковного права той или иной церкви являются в первую очередь книги и предания, почитаемые каноническими и священными.

Отношение государства к наличию в церкви внутреннего церковного права выражено в абзаце четвертом ст.5 Закона № 987 одной емкой фразой: «Государство не вмешивается в осуществляемую в рамках закона[12] деятельность религиозных орагнизаций...». Поэтому если проявления этой деятельности в рамках церковного права противоречат законам, установленным государством, допустившая нарушение религиозная организация может быть наказана в порядке, предусмотренном законом, вплоть до отмены регистрации и запрета деятельности.

Также необходимо отметить, что документы, определяющие вероисповедную деятельность и решающие другие внутренние вопросы религиозной организации, будучи частью церковного права, не подлежат регистрации в государственных органах (ст. 12 Закона № 987).

Опубликовано в газете «Бухгалтерия», №11, от 12 марта 2007 г.

 


 

 

 [1] Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. - Клин: издательство «Христианская жизнь», 2004. - С.11 (прим. авт.).

 [2] Великий тлумачний словник сучасної української мови/ Уклад. і голов. ред. В.Т.Бусел. - К.; Ірпінь: ВТФ „Перун", 2004. -  с.1361 (прим. авт.).

 [3] В различных религиях храм называется по-разному: молитвенный дом, синагога, мечеть, пагода (буддийский храм) и др.  (прим. авт.).

 [4] См. сноску 1, с.3  (прим. авт.).

 5 См. сноску 1, с.588 (прим. авт.).

 [6] Выделено автором (прим. авт.).

 7 Там же, С.3-4 (прим. авт.).

 [8] Закон Украины от 23.04.91 г. № 987-ХІІ «О свободе совести и религиозных организациях» (прим. ред.).

 [9] Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-ХIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (прим. ред.).

 [10] Подобную структуру можно обнаружить и в местных общинах мусульман (прим. авт.).

 [11] См. сноску 1, с.4. Хотя цитата принадлежит православному автору, она является довольно общей, чтобы распространить ее действие на аналогичную деятельность других религиозных образований (прим. авт.).

 [12] Выделено автором (прим. авт.).