УКР РУС  


 Головна > Публікації > Доповіді та промови  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 64 відвідувачів

Теги
монастирі та храми України педагогіка діаспора секти комуністи та Церква Археологія та реставрація шляхи єднання Священний Синод УПЦ розкол в Україні церковна журналістика церква та політика забобони автокефалія конфлікти краєзнавство Мазепа церква і суспільство Предстоятелі Помісних Церков Президент Віктор Ющенко УГКЦ Києво-Печерська Лавра Католицька Церква Доброчинність Ющенко Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві милосердя Голодомор Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина молодь вибори українська християнська культура УПЦ КП Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика іконопис Патріарх Алексій II






Рейтинг@Mail.ru






Униатство: богословские аспекты

  15 December 2007


Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич)

Актуальность темы исследования. Перемены в геополитической ситуации в Восточной Европе в конце ХХ в. привели к существенному обострению межконфессиональных отношений. В постсоветский период Западное Христианство, несмотря на переживаемый серьёзный духовный кризис, не совладало с соблазном заняться прозелитизмом среди восточноевропейских православных народов, освободившихся от идеологии государственного атеизма и ощущающих большую потребность в обновлении духовной жизни. Для Православной Церкви - основной духовной силы исторического, культурного и государственного становления народов Восточной Европы - проблема инославного, прежде всего, католического, прозелитизма стала серьёзным вызовом на пути возрождения духовности народов, исторически сформировавшихся в православной традиции. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. Ватикан в очередной раз продемонстрировал свою готовность и решимость воспользоваться новыми социально-политическими обстоятельствами в экспансионистских целях. Это выразилось, прежде всего, в возрождении Униатской церкви на Западной Украине, сопровождавшемся массовым захватом православных приходов, и усилении католической миссии в странах СНГ. Подобные действия Ватикана были восприняты Православной Церковью как крайне недружелюбные и квалифицировались как расширение прозелитической активности, не только наносящее ущерб православной церковной жизни, но и серьезно осложняющее православно-католические отношения.

Возрождение униатства на Украине и в других восточноевропейских странах стало одной из самых острых тем не только в переговорном процессе между Православной и Католической Церквями, но и в острой полемике между православными и католиками. На историческом и церковно-публицистическом уровнях такая полемика развивается достаточно активно. Однако процесс богословского осмысления проблемы униатства все еще находится в состоянии, которое трудно признать удовлетворительным. Основным препятствием на этом пути является, прежде всего, продолжающееся противостояние между православной и католической стороной по вопросу об унии, что служит источником бурных эмоций и лишает возможности беспристрастного подхода к проблеме.

В данном исследовании нами была предпринята попытка взглянуть на проблему унии не только с исторической, но и с догматической точки зрения. Необходимость богословского осмысления униатского вопроса очевидна. Речь идет не только о том, что исследования, предпринимаемые в данном направлении, могут значительно способствовать разрешению конфликтной ситуации, сложившейся в религиозной жизни Западной Украины. Сегодня Православная Церковь и католицизм оказались перед лицом общих проблем. Они в равной степени призваны отстаивать традиционные христианские ценности в условиях нарастающего натиска секуляризма и все более активизирующегося исламского фундаментализма. В складывающейся ситуации православные и католики не могут не сознавать необходимости объединения совместных усилий в противостоянии общим вызовам и решении общих задач. Но препятствием на пути к диалогу неизбежно оказывается проблема прозелитизма и, как ее частный случай, вопрос об униатстве. Для решения этой проблемы, прежде всего, необходима глубокая, ответственная и предельно объективная оценка униатства - феномена, который на рубеже тысячелетий вновь отбросил православно-католические отношения к тому уровню, который существовал до II Ватиканского собора.

Скачать весь документ в формате PDF