УКР РУС  


 Головна > Публікації > Доповіді та промови  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 77 відвідувачів

Теги
церква та політика Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі іконопис Предстоятелі Помісних Церков Мазепа українська християнська культура конфлікти автокефалія Католицька Церква педагогіка Священний Синод УПЦ УГКЦ забобони церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика розкол в Україні монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра шляхи єднання милосердя секти комуністи та Церква Голодомор церква і суспільство Археологія та реставрація постать у Церкві УПЦ КП Церква і медицина Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь Церква і влада діаспора краєзнавство Доброчинність Ющенко вибори






Рейтинг@Mail.ru






Проблема нравственной свободы человека на примере заповеди Господней «не прелюбодействуй»

  23 січня 2008


Священник Глеб Вольховский

Доклад клирика Свято-Владимирского храма Днепропетровска иерея Глеба Вольховского на V Архангело-Михайловских философско-богословских чтениях «Православие в мировой культуре».

«Все мне позволительно, но не все полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»
1 Кор. 6, 12

Наше время является временем разрушения вековых стереотипов, сковывающих, как некоторым кажется, нравственную свободу человека. На этом фоне естественно возникают вопросы: что такое свобода, в чем она проявляется, каковы критерии свободы. Эти вопросы не обошли стороной и такие сферы жизни человека как сексуальную и религиозную. Сексуальная свобода и свобода совести и вероисповедания, на первый взгляд кажутся понятиями не пересекающимися. Но так ли это на самом деле? Существует так же и мнение, что религия как таковая уже является нарушением свободы, а заповеди - ярким тому подтверждением.

Мой доклад не претендует на абсолютность, т.к. в рамках одного доклада невозможно очертить границы проблемы свободы человека. Доклад - лишь попытка определить понимание свободы в современном обществе и обозначить точки соприкосновения разных сфер жизни человека - религиозной и сексуальной.

Так же мой доклад не претендует на научность и только раскрывает мой взгляд, как священника Православной Церкви, на эту проблему.

Вначале немного цифр:

На Украине по данным МЗО, в год совершается 700 тыс. абортов; рождается 462 тыс. детей; 30% девочек начинают вести половую жизнь до 15 лет; 65% в период 15-18 лет; в среднем к 15 годам юноши впервые вступают в половые отношения с противоположным полом; 60% процентов молодых семей распадаются в первые три года совместной жизни; всего лишь 23% молодоженов имеют шанс вместе встретить старость. Каждый год примерно 40 тыс. человек обращаются за  помощью из-за заражения венерическими заболеваниями. Сейчас на Украине 114700 человек официально больны СПИДом; еще 50 тыс. предположительно больны, но не знают об этом. Из них 2550 человек умрут от СПИДа в этом году: 60% всех заболевших заразились половым путем; 420 тыс. - 1,2 млн. (УНИАН) человек являются гомосексуалистами. В год совершается 993 изнасилования. Этот печальный список можно еще продолжать, однако это займет много времени. Но если даже исходить из того что есть, то понятно, что нравственность и как следствие, сексуальная культура нашего народа находится на самом низшем уровне. Цифры не утешительные и больше свидетельствуют о том, что мы духовно разлагаемся и вырождаемся как нация.

Существуют разные мнения по поводу причин такого вырождения. Кто-то усмотрит виной всему сексуальную распущенность в обществе, кто-то наоборот - сексуальную замкнутость, нереализованность или еще необразованность. Мнения разные и подчас противоречивые. Но пока один спорит о том - как быть и что делать, другой умер, умирает или завтра умрет от плодов своей или чьей-либо распущенности. Поэтому необходимо попытаться разобраться какой должна являться жизнь и культура человека - сексуально распущенной или целомудренной.

Каковы же понятия о свободе у современного человека - представителя нашего общества? Чтобы точнее ответить на этот вопрос, необходимо учесть один немаловажный фактор, напрямую влияющий на формирование понятий о свободе. Это наше постсоветское прошлое. Диктатура и партийная идеология создали все условия для ограничения свободы человека во всех её проявлениях. Человек не мог свободно выражать свою мысль, свободно исповедовать свою религию, свободно распоряжаться плодами своего труда, свободно получать интересующую его информацию, и даже свободно перемещаться. Общество представляло собой словно огромный механизм, состоящий из множества мелких, безликих, человеческих винтиков. Такая политика помогала держать общество под контролем и в повиновении. Естественно, поскольку этот контроль касался всех сфер жизни человека, он наложил свой отпечаток и на свободу развития его сексуальной культуры. Помните выражение тех лет, которое сейчас вызывает улыбку:  «В нашей стране секса нет». И действительно, подразумевалось, что женщина в Советском Союзе трудится на благо общества, и рожает детей, а для гармоничного развития взаимоотношений полов у нее нет времени. И все, что было связано с этим вопросом являлось - табу.

Хотя, справедливости ради, необходимо отметить что, такой запрет был вызван и объективными причинами. Например, в своей книге - исследований историк Виктор Седых пишет: «Летом 1917г. в Россию вернулось из США и других стран Запада более 200 тысяч эмигрантов, в основном лиц еврейской национальности. С революцией они связывали большие надежды, многие свободы, и порой такие, которые не воспринимались русским народом, в частности - гомосексуализм. Их надежды оправдал Ленин - он отметил жесткий царский закон об уголовной ответственности за это преступление. Однако, Сталин, хорошо понимая, что гомосексуализм издревле не поощрялся в России, отменил решение вождя, и рассматривал гомосексуализм как государственное преступление, подрывающее духовное здоровье нации»». Стараясь сохранить это «здоровье нации», лишенной нравственной основы - веры, государство наложило жесткий запрет не только на порочное, но и на все что связано с вопросом взаимоотношения полов. В своей сути общество не являлось целомудренным, т.к. было искусственно загнано в эти узкие рамки ограничений, одновременно оставаясь безнравственным во всех остальных проявлениях своей жизни. И, конечно же, эта «сжатая пружина», должна была, рано или поздно, с силой разжаться.

Известно, что если изголодавшегося человека усадить за обильный стол, то от переедания ему станет очень плохо. Тоже самое произошло в нашем обществе, когда рухнул советский железный занавес. Украина является ярким тому подтверждением. Разгул бандитизма в 90-х годах, нынешнее олигархическое засилье и безвластие власти - это печальные плоды переедания свободой, когда свобода превращается в беспредел и анархию.

Поэтому, словно глядя насквозь через столетия, апостол Павел предупреждает нас: «Берегитесь, однако же, что бы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных». (1 Кор.8;9).

Этот же принцип коснулся и сексуальной свободы нашего общества. Как-то резко еще, а начале 90-х с телеэкранов хлынули на нас фильмы и передачи связанные с этой темой. Появились и специальные периодические издания, от самых безобидных до откровенно бесстыдных, к которым имеют доступ абсолютно все слои населения, в том числе и дети. Изменилась и мода в одежде, изменился и взгляд на противоположный пол. Все чаще приходиться замечать, как влюбленные пары видят друг в друге не своих спутников жизни и родителей своих детей, а объект для воплощения своих похотливых желаний и потребностей. Чего только стоит выражение «Пойдем заниматься любовью», повсеместно понимаемое только в определенном смысле.

По словам Ю. Рюрикова: «Лозунг «отделить секс от эмоций» (читай - морали), стал одним из главных внутренних пружин современной свободы. Коммерческие круги начали лавинами выпускать книги, журналы, фильмы, которые внушают, что любой имеет сексуальное право на любого - независимо от влечений, а то и знакомства ... Такая свобода, - продолжает Рюриков, - и сводит сексуальность к одной ее механической стороне и поэтому упраздняет существование личностей. По этой именно причине, женщина здесь рассматривается как предмет потребления в прямом смысле слова, а межличностные отношения сведены здесь до отношений органов».

«Из огня да в полымя» - так можно охарактеризовать этот переход из одной зависимости в другую. Зависимость сексуальную. И особенно подвергается воздействию этой «свободы» молодое поколение, которое не знает или не помнит советского периода, и потому все происходящее сейчас воспринимает как само - собой разумеющееся. То, о чем они говорят, то, к чему стремятся или интересуются, то, как они себя ведут, а также с кого они берут пример и стараются подражать, все это говорит о сексуальной озабоченности молодых. Конечно, кто-то может это оправдать и физиологическими особенностями их возраста, сославшись на «действие гормонов» и т.п. Но как гормонами можно оправдать ненормативную лексику так много присутствующую в речи современной молодежи. Часто эти выражения зачастую не являются проявлением злобы человека и берут свое начало где-то из подсознательных глубин, но неизменно выражают неприкрытое стремление к удовлетворению своих извращенных сексуальных потребностей. Поэтому можно прямо сказать - мы порабощены нашей «сексуальной свободой».

Но в этом «порабощении» не стоит винить только молодых. Очень часто в этом виновны и старшие, когда, например, позволяют своему отпрыску начинать половую жизнь до вступления в брак. На современном языке это называется гражданским браком, раньше это называлось блудом. Так вот, если на это закрывают глаза старшие, прошедшие, так сказать, «советскую закалку», то молодежь вообще будет относиться к этому, как к нормальным и естественным вещам. Нетрудно представить, как это будут воспринимать и будущие поколения, которые предстоит воспитывать нынешней молодежи.

Такое порабощение свободой ведет неизменно к вырождению семейно-нравственных ценностей, что является духовно-национальным обезличиванием нашего народа, испокон веков воспитанного на христианских идеалах. Если говорить более конкретно, то существует Заповедь Господня, одна из десяти, по счету седьмая, - «Не прелюбодействуй». И что интересно, эта заповедь известна абсолютно всем, даже тем, кто и заповедей толком не знает. И не удивительно, ведь быть целомудренным в семейных отношениях у наших предков, было естественным и нормальным.

Чем же важна для человека эта заповедь? Почему ей так много уделяли внимания наши прадеды? Что бы ответить на этот вопрос, давайте вначале вспомним об основных мотивациях вступления двух разнополых, абсолютно чужих людей в более близкие отношения. Мотивации всего лишь две - любовь и страсть. Эти мотивации на первый взгляд очень схожи, но в своей сути ничего общего не имеют.

Во-первых - Любовь всегда жертвенна. Это умение жертвовать тем, что чуждо любви. Любовь не может относится равнодушна к тому, что губит человеческую душу. Любовь не причинение боли, и, прежде всего, боли душевной. Любовь, это и умение прощать, это и способность любить «не за что-то, а вопреки чему-то».

«Что свойственно любви? - вопрошает святитель Василий Великий, и тут же отвечает, - искать не своих выгод, но выгод любимого к пользе душевной и телесной».

Страсть наоборот является потребительским чувством. На первом месте у человека одержимого страстью стоит он сам и удовлетворение его желаний и амбиций. Например: Я хочу, чтобы моя девушка (или парень) была со мной; я хочу видеть ее постоянно; я хочу общаться с ней постоянно; я рад, что она у меня есть; я нуждаюсь в ней как в сигарете; без нее я не могу жить, и т.д. Не о какой жертвенности и самоотдаче здесь речи и быть не может.

Метко подметила по этому поводу Г. Стрельцова: «Монстр потребительства» преследует современное общество, разъедая души и калеча судьбы людей. Мало кто ищет любви сегодня, зато многие ищут удобств, выгод и наслаждений. Отсюда понятен прагматический характер человеческих отношений, их бездушно - рассудочная заземленность, обыденность, а порой и пошлость, узкожитейская заданность».

Во вторых: Если любовь жертвенна, то она и не нуждается в страстном удовлетворении только себя. Она наоборот, стремится к жизни ради другого. Поэтому правду говорят, говоря, что любовь вечна.

«Такова искренняя любовь: она не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния, ни горькому положению обстоятельств» - говорит Иоанн Златоуст.

Страсть переменчива, т.к. удовлетворившись одним своим объектом внимания, она ищет новых объектов и ощущений. Точно также как ребенок забывает о своих старых игрушках, особенно тогда, когда ему дарят новую. Можно и так сказать - любовь это свобода, т.к. не нуждается не в чем. Страсть - порабощение, т.к. нуждается во многом. Любовь - высшее проявление свободы человека; страсть - порабощение и лишение этой свободы. Никакие преграды не помешают человеку искренне любить; страсти же мешает все, что препятствует её удовлетворению.

Очень важно, с самого начала, научиться молодым людям, отличать любовь от страсти в своих отношениях. От этого умения прямо зависит будущая семейная жизнь молодых людей. Будет ли она счастливой или несчастной. Ведь любовь является залогом крепкой и дружной семьи, а страсть залогом скандалов, измен, разводов и страдающих детей.

В наше время все более и более молодых людей вступают в брак, без малейшего представления о любви,  путая страсть с любовью. Поистине прав Ларошфуко заметивший: «Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел».

Поэтому в самом начале отношений на помощь человеку приходит заповедь «Не прелюбодействуй». Она то и является препятствием для удовлетворения страсти. И если человек решится прислушаться к этой заповеди и воздержится от супружеских отношений до брака, то если истинно любит, будет всегда любить без ущерба для любви. Если же одержим всего лишь страстью, то она сразу же себя проявит. И заповедь в этом вопросе является, как бы лакмусовой бумажной помогающей отличить любовь от страсти, свободу от рабства.

А. Ивин в своей книге-сборнике «Философия любви» пишет: «Любовь - не счастливая случайность, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчества и внутренней свободы. Подлинная, пронизанная высокими ценностями любовь редка еще и потому, что многие не готовы к ней и даже боятся её, ибо она требует свободной «живой души», самоотверженности, готовности к поступку, тревоге и заботе. Глубина любви и ее многообразие определяется не одним предметом любви, но и самой способностью любить, развитостью нравственных человеческих качеств любящего».

Отсюда следует, что само понятие сексуальной свободы, о которой сейчас много пишут и говорят, скрывает в себе ложь, т.к. является инструментом самопорабощения общества. «Свободен только тот, кто стяжал свободу внутреннюю, равно и раб только тот, кто покорствует бессмысленным  страстям»   - говорит Иоанн Златоуст. Отсюда и государство, которое в школах учит не целомудрию, а умению пользоваться контрацептивами, убивает свой народ, взращивая не свободных, но рабов.

P.S. Подчас кажется, что когда человек заключает свою жизнь в рамки заповедей, он лишает себя свободы. Но, по сути, эти заповеди являются лишь узкими вратами, вводящими человека в жизнь свободную и гармоничную. И на примере заповеди «Не прелюбодействуй» это ярко видно.