УКР РУС  


 Головна > Публікації > Доповіді та промови  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 101 відвідувачів

Теги
постать у Церкві монастирі та храми України Церква і політика педагогіка іконопис шляхи єднання Голодомор церква і суспільство розкол в Україні конфлікти українська християнська культура церковна журналістика вибори Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія Президент Віктор Ющенко милосердя 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП Києво-Печерська Лавра діаспора церква та політика Церква і медицина Вселенський Патріархат комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) Католицька Церква Мазепа Ющенко Священний Синод УПЦ краєзнавство Церква і влада забобони молодь секти Археологія та реставрація Доброчинність УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






Сущность этики и морали в понимании православного христианства

  23 січня 2008


Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней

Доклад митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея на V Архангело-Михайловских философско-богословских чтениях «Православие в мировой культуре».

Многоуважаемое благочестивое собрание, профессора и представители научной элиты, дорогие отцы, братья и сестры!

В преддверии празднования собора Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных приветствую всех тружеников святого дела христианского просвещения, собравшихся на Днепропетровской земле на пятые Архангело-Михайловские чтения, которые по своей сути посвящены тому, чем живет Православие, ее всегда вечным и неизменным духовно-нравственным идеалом.

Тем более важна эта тема в настоящий период становления нашего независимого государства, имеющего тысячелетнюю историю. Сейчас, когда рухнули все идеологические основы нравственности, очевидно, стоит вспомнить и осмыслить то, чем жил наш народ целое тысячелетие. Вспомнить, что величие нашего народа на протяжении десяти веков его развития связывалось и связывается теперь с ее духовным основанием, хранительницей и благовестницей которого все эти века являлась Православная Церковь. Именно Православная Церковь явила миру истинное содержание христианской нравственности, явила высочайшую мораль - мораль Божественной любви как дара Божия, как дара Духа Святого.

Разумение своей нравственной немощи побуждает человека стремиться к исправлению. Когда это стремление в чистоте и святости овладевает целым народом, он становится носителем и хранителем идеи столь высокой, столь сильной, что это неизбежно сказывается на всем мироустройстве. Но, к сожалению, приходится констатировать, что это разумение большей частью теперь утрачено. И сегодня нам как никогда важно понять, что все происходящее ныне с нашей страной, есть лишь эпизод в многовековой битве за спасение, через живительную тайну религиозно осмысленного, просветленного верой, нравственного жития. Православная Церковь, как никто и ничто в мире, имеет неисчерпаемый опыт нравственного переустройства человека. Не воспользоваться этим опытом теперь, когда его забвение привело нашу нацию на край нравственной гибели, - уже, само по себе, безнравственно и преступно.

В отличие от нравственных систем предлагаемых миром, Православие видит сущность и основу нравственности в неразрывной связи с предназначением человека и смыслом его жизни. Отсюда проистекает и основной смысл христианской православной этики. Какой бы темы ни касались вопросы православной этики, будь то политика, экономика, наука, культура... конечным смыслом для нее всегда будет спасение человеческой души, спасение каждого конкретного человека. Вне этого смысла, любые умозрительные заключения, теряют свою значимость. Православная этика утверждает тем самым абсолютную и непреходящую ценность человеческой души, которую Господь выразил такими словами: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды?» (Мф.6.25). Вне этого смысла невозможно ответить и на вопросы о добре и зле, о том, почему нужно поступать так, а не иначе.

В отличие от мирской этики, Православие также не знает автономной этики, не связанной с внутренней жизнью христианина. Православие воспитывает, прежде всего, сердце, и в этом состоит главная его особенность. Этика для Православия всегда религиозна. Она есть для христианина образ спасения души, выявленный как в Церкви, так и в повседневной жизни. Православие просто не знает разной морали - мирской и церковной. Оно не имеет и различных критериев морали, но употребляет один и тот же критерий, в применении к разным положениям жизни. Этот критерий в надмирности источника православной этики, который   явлен в образе Христа Спасителя.

В Православном христианстве благо духовного совершенства даруется человеку, а не является плодом его естественного автономного развития. Вся оригинальность и непреходящая новизна христианского учения в том, что оно сообщает Откровение любви и благодати, а не закон и норму. Классическую формулу православной христианской этики можно описать словами аввы Дорофея: «Если возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу нашей любовью, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом».

Отсюда, суть христианской этики и морали - во всеобщей победе благодати, добра, отрицании ветхого формального закона и ветхого человека, погруженного в суету страстей и плодящего зло.

Отсюда же следует и главная заповедь христианской морали - видеть в каждом человеке образ (живую икону) Христа. Человек есть высшая земная святыня, носитель образа Божия и Его света. И эта истина определяет основные этические принципы взаимоотношения христиан друг к другу и ко всем людям вообще.

В свете сказанного, тем более важным становится сегодняшний разговор. Думаю, что сегодня пришло время для более вдумчивого отношения к воспитанию нас самих и нашего подрастающего поколения. Будем надеяться, что начатый на пятых Архангело-Михаиловских чтениях разговор об этике и морали приведет к более внимательному изучению того наследия, которое формировало нашу нацию, помогло выжить в тяжелейших испытаниях, создало высочайшую духовную культуру и нравственность, питаясь тем живительным источником, который есть наша Православная вера.

Закончить свое краткое выступление хочу словами Владимира Даля: «Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьей совесть и Бога».

Благодарю всех, кто прибыл сюда из разных регионов Украины и из других стран, и согласился принять участие в рассмотрении столь важной темы.

Желаю участникам конференции мудрого и плодотворного обсуждения непростых вопросов, поставленных перед нами современностью. Будем стремиться к тому, чтобы сердца наши исполнены были полнотой истинно нравственной, благочестивой жизни, помня слова святителя Григория Богослова о том, что настоящее «благочестие состоит не в маловажных вещах и философии... но в твердости души и чистоте ума, и в искренней наклонности к добру».

Божие благословение да пребудет со всеми Вами!