УКР РУС  


 Головна > Публікації > Доповіді та промови  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 50 відвідувачів

Теги
Мазепа УГКЦ УПЦ КП конфлікти постать у Церкві автокефалія церковна журналістика монастирі та храми України Вселенський Патріархат Президент Віктор Ющенко педагогіка Голодомор розкол в Україні забобони Католицька Церква діаспора Доброчинність Церква і політика Церква і медицина милосердя церква і суспільство Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада Патріарх Алексій II Археологія та реставрація іконопис церква та політика комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков шляхи єднання українська християнська культура Священний Синод УПЦ молодь 1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори секти Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






«О врачевании души и тела»

  19 листопада 2008


Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь

«Терапия души» - исцеление тела

Ваше Высокопреосвященство! Дорогие о Господе отцы, братья и сестры!

Сердечно рад приветствовать всех организаторов и участников этого духовно-научного форума. Особую актуальность подобные встречи приобретают сегодня, когда весь мир, все наше общество стоит перед решением многих биоэтических проблем в медицине, когда появилось столь много людей обездоленных, которые нуждаются в нашей братской помощи, деятельной христианской любви и милосердии, ибо коммерческая медицина им в силу ряда обстоятельств недоступна. Пусть же для всех нас, живущих в бурном XXI веке, духовный подвиг нашего великого угодника Божия, профессора медицины святого Луки, станет той путеводной звездой, которая приведет наш разум к Божественной истине.

Тема доклада достаточно интересная и, вместе с тем, достаточно сложная. Поскольку она предполагает рассмотрение служения современного пастыря современному человеку, и, в частности, человеку больному духовно и телесно. В связи с этим мне хочется обратиться к жизни и опыту нашего дорогого святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, выдающегося хирурга, профессора медицины. На примере его личности мы видим как прекрасно и гармонично Господь соединил в одном человеке два дара - дар врачевания и дар архиерейского служения. В годы жесточайших гонений на Православную Церковь его личность, его медицинские и богословско-гомилетические  труды, которые, вне всякого сомнения, можно назвать апологетическими, сделали крымского архипастыря поистине «камнем преткновения», о который разбились многие и многие, пытавшиеся отвратить овец словесного стада Христова от ограды Церковной.

Приснопоминаемый владыка Антоний Сурожский, правящий архиерей православной епархии в Великобритании, богослов, широко известный не только в православных странах, но и в Западной Европе, сравнил человеческую душу с оргáном. И задача, которую ставит перед нами Господь, состоит в том, чтобы те дарования, которые мы получили от Бога, наши духовные качества, здесь на земле мы развили до совершенства, чтобы человек стал оргáном, звучащим во всем множестве труб. А для того, чтобы это произошло, необходимо исцелить душу человека, болезнующую грехом, необходимо очистить его разум, помраченный страстями. Понятия «терапии», «врачевания» имеют место и в православном богословии и в учении Церкви, поскольку именно через Таинства Церкви человек соделывается духовно и телесно здоровым.

Святой Никодим Святогорец в «Добротолюбии», составленном из трудов преподобных отцов, аскетов и исихастов, говорит: «Четко видно, что посредством делания и созерцания нравственного любознания (философии) разум очищается, просвещается и совершенствуется». Из этого следует, что вопрос терапии человека является вопросом исцеления его разума, отличного от логики, посредством очищения, озарения и совершенствования, достигаемого посредством делания - покаяния, созерцания и видения славы Божией.

Митрополит Иерофей Влахос, в своей книге «Православная Психотерапия» изложил учение об аскетическом предании Церкви, используя термин «психотерапия» в его древнем и церковном смысле «терапии души», следствием которой является и исцеление тела. В этой книге показывается отличие православного метода терапии от всякой другой терапии, западного или восточного типа.

Благодаря умному деланию, молитвенному созерцанию, покаянию в значении изменения образа мыли человека разум очищается, просвещается и совершенствуется - достигается сердечный мир, подлинная свобода человеческого существа, различие между тварным и нетварным, познание Божественных тайн и т.д.

Живя современном в обществе,  человек думает об одном, желает другого, а делает третье. Это, в свою очередь, приводит к тому, что происходит расслоение человеческой личности: рассудочность, погоня за преходящей, суетной красотой и ценностями мира сего ведут душу к великой духовной пропасти, за краем которой может находиться еще и психическая болезнь. В первозданном человеке разум принимал Божию благодать, и она проходила сквозь его душу и тело, преображая, обоживая его, а через человека  излучалась на весь тварный мир. Однако с падением человека порядок вещей изменился. С тех пор как душа стала рождать страсти, эгоизм, самолюбие стали появляться и душевные страдания (психопатия). Тело как бы насилует свою природу и, как  следствие, появляются телесные страдания. Проявление же страстей ведет к возникновению социальных проблем, поскольку межличностные конфликты возникают там, где сталкиваются интересы. А истинная свобода, как говорил еще Платон, может быть лишь в определенных рамках, рамках закона. Для нас это Закон Евангельский.

Грехопадение привело к тому, что смерть вошла в мир. Вначале духовная, как говорит святой апостол Павел: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23), а затем телесная - в ДНК человека существуют гены заболеваний и старения. Об этом свидетельствуют и последние открытия в современной науке.

Смерть - это болезнь, не свойственная человеческому существу, ставшая возможной благодаря грехопадению прародителей. Отсюда боль, страх, неуверенность, самолюбие, чувство самосохранения. Человек судорожно пытается самоутвердиться в тленном, материальном: в деньгах, обладании землей, власти и сладострастии - хватается за то, что его не может удержать, избавить от смерти, но не обращается к Вечному, Бессмертному Богу, даровавшему нам победу над смертью, над адом. Это связано с появлением страстей, развившихся в человеке после грехопадения. А основной страстью является самолюбие, которое святой Максим Исповедник называет «неразумной к телу любовью». Из самолюбия происходят другие три страсти: сладострастие, славолюбие и сребролюбие.

Исцеление этих трех страстей, как показывает святоотеческий опыт, может быть достигнуто посредством послушания, девства и нестяжательства. Эти три евангельские добродетели могут стяжать и люди, состоящие в браке, о чем говорится в апостольских посланиях.

Следовательно, существует необходимость в терапии. Необходимо изменить существующий порядок вещей, то есть необходимо плоть покорить духу, для того чтобы весь человек смог просвещаться  благодатью Божией.  Как пишет святой Максим Исповедник: «Разум, соединяющийся с Богом и непрестанно пребывающий в союзе с Ним посредством молитвы и любви, становится мудрым, благим, человеколюбивым, милостивым и долготерпеливым и вообще несет в себе почти все Божественные свойства. И, напротив, отдаленный от Него и прикрепленный к материальным вещам, содеявшись сладострастным, как тварь и зверь борется с людьми».

Лишь в лоне Церкви человек обладает возможностью жить в общении любви. Человек Божий смотрит на другого, как на ближнего, как на брата. Другой - это его рай, его вечная жизнь и радость. Это вовсе не теоретические рассуждения. Церковь пережила все это. В житиях и в трудах святых отцов мы находим потрясающие примеры. Симеон Новый Богослов пишет: «В лице другого мы должны видеть Христа и должны испытывать такую любовь, что быть готовыми даже пожертвовать ради  него своей жизнью».

 

Святитель Лука: «Я обязан заниматься тем, что полезно для страдающих»

Такая любовь действительно была движущей силой святителя Луки. Все его существование переполнялось и изливалось любовью к человеку. Двигателем его решения посвятить себя медицине была не слава, не общественное положение, не обогащение, но любовь. «Для того чтобы поступить на медицинский факультет, - пишет о себе святитель Лука в автобиографии, - я должен был преодолеть яркий интерес к наукам гуманитарным, историческим, к философии, преодолеть большую нелюбовь к естественным наукам». Какой яркий пример борьбы между «хочу» и «надо»!

В другом месте читаем: «Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». Какой прекрасный пример самопожертвования, какой высокий образ проявления любви к ближнему!

Давайте мысленно обратимся  к трудам святителя, чтобы проследить на его жизненном примере путь «от земли на небо», что, на мой взгляд, не только для его коллег-врачей, но и для каждого из нас будет лучше всяких наставлений и рекомендаций. Потому что жизнь святого есть постоянное исполнение заповедей Божьих, борьба с собой, в том числе и в том, что есть «едино на потребу».

Ему приходилось очень много работать, оперировать на конечностях, костях, суставах, делать нейрохирургические операции, производить многочисленные перевязки. Это формировало опыт и характер, особенно пригодившиеся в последующие годы работы земским врачом в Ардатое, Фатеже, Любаже, Переславле-Залесском. Диапазон его оперативных вмешательств необычайно широк для земской больницы: операции на мозге, сердце, желудке, кишечнике, желчном пузыре и желчных протоках, почках, позвоночнике, суставах, онкологические операции молочной железы.

Святитель Лука выбрал для себя путь служения ближнему, Богу содействующу, врачевать не только тела, но и души всех, приходивших к нему. Как врач владыка постоянно следил за появлявшимися новинками в медицинской литературе и постоянно их изучал. Формулой жизни святителя были такие слова: «Я не вправе заниматься тем, чем мне нравится, но я обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». Эта формула стала его жизненным кредо, освященным глубокой верой в Бога.

Христос говорит: «Нет больше той любви, чем, кто душу свою положит за други своя». К сожалению, сегодня медицина, как и весь современный мир, стоит перед проблемой отказа от традиционной христианской этики и морали не только в отношениях «человек-человек», но и «врач-пациент». Эта новая, так называемая либерально-конструктивистская ориентация нашей медицины может привести, на мой взгляд, действительно к катастрофическим последствиям.

В   профессиональной врачебной этике в течение почти двух тысячелетий «краеугольным камнем» отношений между врачом и пациентом было Евангелие. И в медицинской практике святителя Луки мы может видеть прекрасные плоды такого  отношения к больному. В апологетическом труде «Дух, душа и тело», который он  начал  еще в 20-х годах прошлого столетия, будучи только врачом, святитель предлагает своим коллегам прекрасное обоснование патерналистского подхода. Он выделяет три фактора, имеющих непосредственное отношение к выздоровлению пациента. Первый - это значение принципа доверия к врачу. Понимание такого доверия как элемента терапии непосредственно связано с раскрытием понятия  веры в учении Церкви. «Вера ... есть осуществление ожидаемого» (Евр.,11,1) говорит святой апостол Павел в Послании к Евреям. В другом месте того же Послания он

так говорит о силе веры ветхозаветных пророков: «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,  угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи...» (Евр.,12,33-34).

Евангелист Марк передает слова Господа нашего Иисуса Христа о силе веры:  «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: "Поднимись и ввергнись в море", - и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет» (Мк.,11,23). Но выработать у больного и закрепить у него это доверие обязан врач, поскольку, как говорит святитель Лука: «...Доверие или недоверие врачу... глубоко определяет исход болезни».

Второй фактор - это вопрос формирования доверия пациента к врачу. Для освещения этого вопроса владыка обращается к учению о центральной нервной системе. Святитель пишет: «Физиологи вполне выяснили зависимость психических актов и состояний от нормальных процессов или патологических функций нервной системы вообще».  Причем «центральная нервная система главенствует над всеми соматическими процессами, определяет  и направляет работу всех органов, их рост и трофическое состояние, могущественно воздействует на течение физиологических процессов». При этом головному мозгу приписываются психические функции. Разделение  при этом низших и высших функций лишь фиксирует господство последних над всеми прочими. «Поэтому мы вправе считать все воздействия центральной нервной системы на органы и ткани психическими воздействиями». И самая главная мысль: «... если несомненно, что соматические процессы в значительной степени определяют течение психических процессов, то столь же несомненно, что необходимо признать и психическое воздействие на все соматические процессы в организме».

И, наконец, третий фактор - непосредственное участие самого врача в формировании доверия к нему у пациента.  Таким образом, мы приходим к выводу, что «психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного - это общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней».

Святитель Лука говорит, что эта психотерапевтическая задача (то есть духовное воздействие врача на больного) - это основная  функция врача, потому, что его профессия особая, моральная в своей основе. Ее возникновение вызвано не экономическими мотивами, но необходимостью помогать людям в их немощном, нездоровом состоянии.

В заключение своего небольшого выступления хочу сказать  несколько слов о взаимоотношениях Церкви и медицины, используя слова нашего святителя, который объединил веру и науку для служения человечеству. В своей работе «Наука и религия»  он говорит: «Наука включает достигнутые знания, то есть еще не все, а только те, которые достигнуты. Научная деятельность движется, она есть процесс "созидания истины путем опыта и умозрения"». Этот процесс в науке есть нечто динамическое, становящееся: оно проходит через вопросы, искания, сомнения, предположения, которые потом могут оказаться и ложными. А вера, как бы мы сказали сегодня вслед за апостолом, - это уверенность в невидимом и осуществление чаемого (Евр.,11,1). Совмещение того и другого - единственный верный путь к истинному и полному выздоровлению и исцелению в том смысле, в котором его понимает святоотеческая традиция: то есть это путь от «психотерапии» и «соматерапии» к исцелению всего человека.

Святое Православие - это горение души в служении Богу, это доброделание людям как образу Божьему, это единственный истинный и совершеннейший путь к плодам духа «...любви, радости, миру, долготерпению, благости, милосердию, вере, кротости...» (Гал.5, 22-23), которыми все мы должны щедро делится с ближними, в чем да поможет нам Всемилостивый Господь и великий угодник Божий и целитель - святитель Лука.