УКР РУС  


 Головна > Публікації > Доповіді та промови  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 97 відвідувачів

Теги
1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні українська християнська культура УГКЦ вибори Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони Католицька Церква Церква і влада педагогіка постать у Церкві Доброчинність автокефалія милосердя діаспора Церква і медицина церква та політика молодь іконопис комуністи та Церква Голодомор монастирі та храми України Мазепа церковна журналістика краєзнавство Священний Синод УПЦ Вселенський Патріархат шляхи єднання Патріарх Алексій II Археологія та реставрація секти Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков церква і суспільство конфлікти УПЦ КП Києво-Печерська Лавра Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






«О врачевании души и тела»

  19 листопада 2008


Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь

«Терапия души» - исцеление тела

Ваше Высокопреосвященство! Дорогие о Господе отцы, братья и сестры!

Сердечно рад приветствовать всех организаторов и участников этого духовно-научного форума. Особую актуальность подобные встречи приобретают сегодня, когда весь мир, все наше общество стоит перед решением многих биоэтических проблем в медицине, когда появилось столь много людей обездоленных, которые нуждаются в нашей братской помощи, деятельной христианской любви и милосердии, ибо коммерческая медицина им в силу ряда обстоятельств недоступна. Пусть же для всех нас, живущих в бурном XXI веке, духовный подвиг нашего великого угодника Божия, профессора медицины святого Луки, станет той путеводной звездой, которая приведет наш разум к Божественной истине.

Тема доклада достаточно интересная и, вместе с тем, достаточно сложная. Поскольку она предполагает рассмотрение служения современного пастыря современному человеку, и, в частности, человеку больному духовно и телесно. В связи с этим мне хочется обратиться к жизни и опыту нашего дорогого святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, выдающегося хирурга, профессора медицины. На примере его личности мы видим как прекрасно и гармонично Господь соединил в одном человеке два дара - дар врачевания и дар архиерейского служения. В годы жесточайших гонений на Православную Церковь его личность, его медицинские и богословско-гомилетические  труды, которые, вне всякого сомнения, можно назвать апологетическими, сделали крымского архипастыря поистине «камнем преткновения», о который разбились многие и многие, пытавшиеся отвратить овец словесного стада Христова от ограды Церковной.

Приснопоминаемый владыка Антоний Сурожский, правящий архиерей православной епархии в Великобритании, богослов, широко известный не только в православных странах, но и в Западной Европе, сравнил человеческую душу с оргáном. И задача, которую ставит перед нами Господь, состоит в том, чтобы те дарования, которые мы получили от Бога, наши духовные качества, здесь на земле мы развили до совершенства, чтобы человек стал оргáном, звучащим во всем множестве труб. А для того, чтобы это произошло, необходимо исцелить душу человека, болезнующую грехом, необходимо очистить его разум, помраченный страстями. Понятия «терапии», «врачевания» имеют место и в православном богословии и в учении Церкви, поскольку именно через Таинства Церкви человек соделывается духовно и телесно здоровым.

Святой Никодим Святогорец в «Добротолюбии», составленном из трудов преподобных отцов, аскетов и исихастов, говорит: «Четко видно, что посредством делания и созерцания нравственного любознания (философии) разум очищается, просвещается и совершенствуется». Из этого следует, что вопрос терапии человека является вопросом исцеления его разума, отличного от логики, посредством очищения, озарения и совершенствования, достигаемого посредством делания - покаяния, созерцания и видения славы Божией.

Митрополит Иерофей Влахос, в своей книге «Православная Психотерапия» изложил учение об аскетическом предании Церкви, используя термин «психотерапия» в его древнем и церковном смысле «терапии души», следствием которой является и исцеление тела. В этой книге показывается отличие православного метода терапии от всякой другой терапии, западного или восточного типа.

Благодаря умному деланию, молитвенному созерцанию, покаянию в значении изменения образа мыли человека разум очищается, просвещается и совершенствуется - достигается сердечный мир, подлинная свобода человеческого существа, различие между тварным и нетварным, познание Божественных тайн и т.д.

Живя современном в обществе,  человек думает об одном, желает другого, а делает третье. Это, в свою очередь, приводит к тому, что происходит расслоение человеческой личности: рассудочность, погоня за преходящей, суетной красотой и ценностями мира сего ведут душу к великой духовной пропасти, за краем которой может находиться еще и психическая болезнь. В первозданном человеке разум принимал Божию благодать, и она проходила сквозь его душу и тело, преображая, обоживая его, а через человека  излучалась на весь тварный мир. Однако с падением человека порядок вещей изменился. С тех пор как душа стала рождать страсти, эгоизм, самолюбие стали появляться и душевные страдания (психопатия). Тело как бы насилует свою природу и, как  следствие, появляются телесные страдания. Проявление же страстей ведет к возникновению социальных проблем, поскольку межличностные конфликты возникают там, где сталкиваются интересы. А истинная свобода, как говорил еще Платон, может быть лишь в определенных рамках, рамках закона. Для нас это Закон Евангельский.

Грехопадение привело к тому, что смерть вошла в мир. Вначале духовная, как говорит святой апостол Павел: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23), а затем телесная - в ДНК человека существуют гены заболеваний и старения. Об этом свидетельствуют и последние открытия в современной науке.

Смерть - это болезнь, не свойственная человеческому существу, ставшая возможной благодаря грехопадению прародителей. Отсюда боль, страх, неуверенность, самолюбие, чувство самосохранения. Человек судорожно пытается самоутвердиться в тленном, материальном: в деньгах, обладании землей, власти и сладострастии - хватается за то, что его не может удержать, избавить от смерти, но не обращается к Вечному, Бессмертному Богу, даровавшему нам победу над смертью, над адом. Это связано с появлением страстей, развившихся в человеке после грехопадения. А основной страстью является самолюбие, которое святой Максим Исповедник называет «неразумной к телу любовью». Из самолюбия происходят другие три страсти: сладострастие, славолюбие и сребролюбие.

Исцеление этих трех страстей, как показывает святоотеческий опыт, может быть достигнуто посредством послушания, девства и нестяжательства. Эти три евангельские добродетели могут стяжать и люди, состоящие в браке, о чем говорится в апостольских посланиях.

Следовательно, существует необходимость в терапии. Необходимо изменить существующий порядок вещей, то есть необходимо плоть покорить духу, для того чтобы весь человек смог просвещаться  благодатью Божией.  Как пишет святой Максим Исповедник: «Разум, соединяющийся с Богом и непрестанно пребывающий в союзе с Ним посредством молитвы и любви, становится мудрым, благим, человеколюбивым, милостивым и долготерпеливым и вообще несет в себе почти все Божественные свойства. И, напротив, отдаленный от Него и прикрепленный к материальным вещам, содеявшись сладострастным, как тварь и зверь борется с людьми».

Лишь в лоне Церкви человек обладает возможностью жить в общении любви. Человек Божий смотрит на другого, как на ближнего, как на брата. Другой - это его рай, его вечная жизнь и радость. Это вовсе не теоретические рассуждения. Церковь пережила все это. В житиях и в трудах святых отцов мы находим потрясающие примеры. Симеон Новый Богослов пишет: «В лице другого мы должны видеть Христа и должны испытывать такую любовь, что быть готовыми даже пожертвовать ради  него своей жизнью».

 

Святитель Лука: «Я обязан заниматься тем, что полезно для страдающих»

Такая любовь действительно была движущей силой святителя Луки. Все его существование переполнялось и изливалось любовью к человеку. Двигателем его решения посвятить себя медицине была не слава, не общественное положение, не обогащение, но любовь. «Для того чтобы поступить на медицинский факультет, - пишет о себе святитель Лука в автобиографии, - я должен был преодолеть яркий интерес к наукам гуманитарным, историческим, к философии, преодолеть большую нелюбовь к естественным наукам». Какой яркий пример борьбы между «хочу» и «надо»!

В другом месте читаем: «Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». Какой прекрасный пример самопожертвования, какой высокий образ проявления любви к ближнему!

Давайте мысленно обратимся  к трудам святителя, чтобы проследить на его жизненном примере путь «от земли на небо», что, на мой взгляд, не только для его коллег-врачей, но и для каждого из нас будет лучше всяких наставлений и рекомендаций. Потому что жизнь святого есть постоянное исполнение заповедей Божьих, борьба с собой, в том числе и в том, что есть «едино на потребу».

Ему приходилось очень много работать, оперировать на конечностях, костях, суставах, делать нейрохирургические операции, производить многочисленные перевязки. Это формировало опыт и характер, особенно пригодившиеся в последующие годы работы земским врачом в Ардатое, Фатеже, Любаже, Переславле-Залесском. Диапазон его оперативных вмешательств необычайно широк для земской больницы: операции на мозге, сердце, желудке, кишечнике, желчном пузыре и желчных протоках, почках, позвоночнике, суставах, онкологические операции молочной железы.

Святитель Лука выбрал для себя путь служения ближнему, Богу содействующу, врачевать не только тела, но и души всех, приходивших к нему. Как врач владыка постоянно следил за появлявшимися новинками в медицинской литературе и постоянно их изучал. Формулой жизни святителя были такие слова: «Я не вправе заниматься тем, чем мне нравится, но я обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». Эта формула стала его жизненным кредо, освященным глубокой верой в Бога.

Христос говорит: «Нет больше той любви, чем, кто душу свою положит за други своя». К сожалению, сегодня медицина, как и весь современный мир, стоит перед проблемой отказа от традиционной христианской этики и морали не только в отношениях «человек-человек», но и «врач-пациент». Эта новая, так называемая либерально-конструктивистская ориентация нашей медицины может привести, на мой взгляд, действительно к катастрофическим последствиям.

В   профессиональной врачебной этике в течение почти двух тысячелетий «краеугольным камнем» отношений между врачом и пациентом было Евангелие. И в медицинской практике святителя Луки мы может видеть прекрасные плоды такого  отношения к больному. В апологетическом труде «Дух, душа и тело», который он  начал  еще в 20-х годах прошлого столетия, будучи только врачом, святитель предлагает своим коллегам прекрасное обоснование патерналистского подхода. Он выделяет три фактора, имеющих непосредственное отношение к выздоровлению пациента. Первый - это значение принципа доверия к врачу. Понимание такого доверия как элемента терапии непосредственно связано с раскрытием понятия  веры в учении Церкви. «Вера ... есть осуществление ожидаемого» (Евр.,11,1) говорит святой апостол Павел в Послании к Евреям. В другом месте того же Послания он

так говорит о силе веры ветхозаветных пророков: «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,  угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи...» (Евр.,12,33-34).

Евангелист Марк передает слова Господа нашего Иисуса Христа о силе веры:  «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: "Поднимись и ввергнись в море", - и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет» (Мк.,11,23). Но выработать у больного и закрепить у него это доверие обязан врач, поскольку, как говорит святитель Лука: «...Доверие или недоверие врачу... глубоко определяет исход болезни».

Второй фактор - это вопрос формирования доверия пациента к врачу. Для освещения этого вопроса владыка обращается к учению о центральной нервной системе. Святитель пишет: «Физиологи вполне выяснили зависимость психических актов и состояний от нормальных процессов или патологических функций нервной системы вообще».  Причем «центральная нервная система главенствует над всеми соматическими процессами, определяет  и направляет работу всех органов, их рост и трофическое состояние, могущественно воздействует на течение физиологических процессов». При этом головному мозгу приписываются психические функции. Разделение  при этом низших и высших функций лишь фиксирует господство последних над всеми прочими. «Поэтому мы вправе считать все воздействия центральной нервной системы на органы и ткани психическими воздействиями». И самая главная мысль: «... если несомненно, что соматические процессы в значительной степени определяют течение психических процессов, то столь же несомненно, что необходимо признать и психическое воздействие на все соматические процессы в организме».

И, наконец, третий фактор - непосредственное участие самого врача в формировании доверия к нему у пациента.  Таким образом, мы приходим к выводу, что «психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного - это общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней».

Святитель Лука говорит, что эта психотерапевтическая задача (то есть духовное воздействие врача на больного) - это основная  функция врача, потому, что его профессия особая, моральная в своей основе. Ее возникновение вызвано не экономическими мотивами, но необходимостью помогать людям в их немощном, нездоровом состоянии.

В заключение своего небольшого выступления хочу сказать  несколько слов о взаимоотношениях Церкви и медицины, используя слова нашего святителя, который объединил веру и науку для служения человечеству. В своей работе «Наука и религия»  он говорит: «Наука включает достигнутые знания, то есть еще не все, а только те, которые достигнуты. Научная деятельность движется, она есть процесс "созидания истины путем опыта и умозрения"». Этот процесс в науке есть нечто динамическое, становящееся: оно проходит через вопросы, искания, сомнения, предположения, которые потом могут оказаться и ложными. А вера, как бы мы сказали сегодня вслед за апостолом, - это уверенность в невидимом и осуществление чаемого (Евр.,11,1). Совмещение того и другого - единственный верный путь к истинному и полному выздоровлению и исцелению в том смысле, в котором его понимает святоотеческая традиция: то есть это путь от «психотерапии» и «соматерапии» к исцелению всего человека.

Святое Православие - это горение души в служении Богу, это доброделание людям как образу Божьему, это единственный истинный и совершеннейший путь к плодам духа «...любви, радости, миру, долготерпению, благости, милосердию, вере, кротости...» (Гал.5, 22-23), которыми все мы должны щедро делится с ближними, в чем да поможет нам Всемилостивый Господь и великий угодник Божий и целитель - святитель Лука.