УКР РУС  


 Головна > Публікації > Довідкові матеріали  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 124 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання вибори забобони монастирі та храми України постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква молодь комуністи та Церква Києво-Печерська Лавра церква та політика Доброчинність діаспора церковна журналістика Мазепа автокефалія Приїзд Патріарха Кирила в Україну українська християнська культура УГКЦ Голодомор Церква і медицина Вселенський Патріархат Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація конфлікти Предстоятелі Помісних Церков Священний Синод УПЦ секти краєзнавство церква і суспільство Ющенко розкол в Україні педагогіка УПЦ КП Церква і політика іконопис Церква і влада милосердя






Рейтинг@Mail.ru






«Фотиево крещение» Руси

  27 July 2009


Михаил Мазурин
Совершая 15/28 июля память святого равноапостольного великого князя Владимира, Православная Церковь прославляет его как "начальника нашего во благочестии христианстем... идолы поправшаго и святым крещением землю Русскую просветившаго" (стихира малой вечерни на "Господи, воззвах"). Без сомнения, Крещение Руси при святом Владимире было определяющим для ее последующей истории событием. Однако это событие имело немалую предысторию, которая включает и предание о проповеди святого апостола Андрея на месте будущего Киева, и распространение христианства в первые его века в Северном Причерноморье, и принятие крещения святой равноапостольной княгиней Ольгой, и другие яркие страницы. Одна из них - так называемое Фотиево крещение Руси.

Речь идет о крещении руссов при Константинопольском патриархе Фотии (858-867, 877-886, † ок. 890).

Стоит заметить, что со святителем Фотием связано немало выдающихся событий церковной истории. Александр Дворкин в "Очерках по истории Вселенской Православной Церкви" называет его "самым выдающимся мыслителем, ученым, богословом, самым талантливым политическим деятелем и самым искусным дипломатом, когда-либо занимавшим патриарший трон в Константинополе". На его эпоху приходится христианизация Болгарии, просветительская деятельность святых Кирилла и Мефодия и Константинопольский собор 879-880 гг., который, по утверждению архиепископа Василия (Кривошеина), "как по своему составу, так и по характеру своих постановлений... носит все признаки Вселенского".

Что же касается "Фотиева крещения" Руси, то ему предшествовало нападение руссов на Константинополь в 860 г. Вот как этот эпизод описан в "Повести временных лет" (он датирован 866 годом, однако в настоящее время эта дата признана ошибочной): "Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх (градоначальник) прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда (залив Золотой Рог), множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных руссов, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой".

После этого поражения "безбожных руссов" (с которым, кстати, связано установление святым патриархом Фотием ежегодного празднования Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне 2/15 июля) состоялись переговоры с их князьями, пожелавшими принять Крещение. Как отмечает современный церковный историк Владислав Петрушко, и сам Фотий, и позднее император Константин VII Багрянородный (X в.), и ряд других авторов сообщают о том, что на Русь был послан епископ и создана епархия "Россия". При византийском императоре Льве VI Мудром (886-912) она занимает одно из последних мест (61-е) в списках епархий Константинопольской Церкви.

Одно из важнейших свидетельств содержится в Окружном послании 867 г. патриарха Фотия к Восточным Архиерейским Престолам. Говоря о крещении болгар, он пишет: "И не только этот народ (болгары) променял прежнее нечестие на веру во Христа, но даже и многие многократно прославленные (пресловутые) и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые руссы, которые, поработив находящихся около них и отсюда возомнив о себе высоко, подняли руки и против Ромейской державы (Византии). А в настоящее время даже и они променяли эллинское (языческое) и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго пред тем. И до такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью".

Почему же "Фотиево крещение" руссов в третьей четверти IX в. не заняло в исторической памяти столь значимого места, какое отводится в ней Крещению Руси при святом князе Владимире? Как отмечает Владислав Петрушко, в первом случае речь шла "лишь о крещении небольшой группы руссов, которые, скорее всего, представляли собой славяно-варяжскую дружину, находившуюся под властью Аскольда и Дира. Этих крестившихся руссов пока еще никак нельзя отождествлять со всеми восточными славянами", и уже после убийства первых князей-христиан язычником Олегом "в Киеве на какое-то время вновь восторжествовала языческая реакция".

И даже очень важный этап христианизации, связанный с крещением святой княгини Ольги, которая по праву именуется равноапостольной, был все же подготовительным к окончательному утверждению христианства на Руси. После ее крещения язычество на Руси еще некоторое время оставалось в силе, а по кончине святой княгини, во время самостоятельного правления ее сына-язычника Святослава Игоревича, христиане, по сохранившимся свидетельствам, были подвергнуты гонениям. Язычником, как известно, был поначалу и сам князь Владимир.

События же, последовавшие за его крещением, - массовое крещение киевлян и населения других городов Руси, низвержение языческих идолов, устроение Русской Церкви при активном содействии князя, - действительно стали новой точкой отсчета. Как сказал епископ Николай (Велимирович) в своем слове о святом Владимире, произнесенном на праздновании дня его памяти в 1932 г. в Белграде, "князь Владимир первый с народом русским прилепился к Царствию Небесному. С народом, говорю я, ибо и до него прилеплялись отдельные личности к Небесному Царству - тут и его бабка Ольга, и киевские мученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем Креста со всем народом своим".

«Церковна православна газета», №14 (240), липень 2009 року.
Передплатний індекс: російською мовою - 96137, українською - 96145.