УКР РУС  


 Головна > Публікації > Довідкові матеріали  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 51 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація забобони українська християнська культура Приїзд Патріарха Кирила в Україну Патріарх Алексій II церква та політика постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання Церква і влада Церква і політика діаспора автокефалія Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ монастирі та храми України милосердя іконопис секти Католицька Церква Голодомор Києво-Печерська Лавра Мазепа Президент Віктор Ющенко Ющенко розкол в Україні конфлікти УПЦ КП УГКЦ церковна журналістика педагогіка Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство Доброчинність вибори Церква і медицина Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство комуністи та Церква молодь






Рейтинг@Mail.ru






Замок Острожских открывает свои тайны

  18 листопада 2009


Ганяк Владимир Иосифович, инженер-математик
Город Староконстантинов (Хмельницкая обл.) был основан князем Константином Василием Острожским в 1561 году. Как и любой старинный город, он окутан множеством легенд и тайн. Местные жители верят, что замок Острожских был второй столицей одного из богатейших магнатов Великого Литовского княжества - князя Василия Острожского. Но официальные историки непреклонны, они считают, что город имел чисто оборонительное значение, так как лежал на одном из трех главных направлений набегов со стороны крымского ханства, так называемом «Черном шляхе» (это название сохранилось на карте Г. Боплана, 1650 г.). Официальными же резиденциями князя Василия Острожского историками принято считать города Дубно и Острог, где была издана в 1581 году знаменитая Острожская библия.

В августе этого года о финансовых проблемах реконструкции Острожского замка рассказал телеканал «Интер» в цикле передач «Утраченное наследие»

И в очередной раз акцент был сделан именно на оборонительном значении замка для города. Давайте разбираться, так ли это.

Фамильная замковая церковь князя Острожского, Свято-Троицкая (была построена в 1561-1571 гг.), ориентирована строго на «северо-восток» (см. рис. 1). А по всем канонам христианского храмостроительства, как теперь принято говорить, алтарь должен быть ориентирован в направлении на «восток». Основная цель такого расположения храма - чтобы первые лучи восходящего солнца падали на алтарь.

Получается какая-то абсурдная ситуация: с одной стороны, князь Василий Острожский с огромными трудами издает Острожскую Библию, чтобы навести порядок в делах Православной Церкви, и при этом проявляет небрежность и не соблюдает каноны храмостроительства при заложении града собственного имени? Кроме того, у зодчих тех лет было предостаточно инструментов, чтобы точно определить направление продольной оси храма. Почему же так произошло?

А тайна кроется в том, что в период летнего солнцестояния солнце встает в данных местах на северо-востоке, и поэтому название церкви было выбрано князем не случайно, а в честь летнего церковного праздника Святой Троицы. О таком подходе к проектированию православных храмов упоминается в научных работах П.А. Раппопорта.

И тогда все встает на свои места. Расположение храма выбрано вполне закономерно. И этот факт, я надеюсь, завершит многовековой спор историков (Пероговский В.И., Теодорович Н.И, Кочубей В. и др.) о том, что было построено раньше - замок или церковь.

Первой была построена замковая церковь

Как любое богоугодное дело, князь В. Острожский начал все со строительства церкви, своего рода «краеугольного камня» будущего города. Церковь - это целый символический мир микрокосмоса со своими законами и правилами. Интересен тот факт, что миряне должны входить в церковь с западной стороны церкви, противоположной алтарю (так называемым «вратам в Царство небесное»). Поэтому и замок примыкает к церкви с западной стороны, так как церковь первоначально была фамильной. Картина становится достаточно очевидной, если рассмотреть план замка (рис.1.).

В силу войн и катаклизмов много деталей интерьера замковой церкви безвозвратно утрачено, но еще сохранилась часть фресок XVI века. В числе сохранившихся: первоначальный герб князя В.Острожского - вверху восьмиконечная звезда, охватываемая полумесяцем.

Казалось бы, при чем здесь полумесяц, который, после завоевания Константинополя в 1493 году, принято считать символом мусульман? Но изначально полумесяц был символом Царьграда - столицы Византийской империи. А восьмиконечная звезда, или ее еще называют «Вифлеемской звездой», есть символ Богородицы - покровительницы русского народа. И тогда становится ясно: герб можно интерпретировать так, что роду Острожских покровительствует пресвятая Богородица, как и всей Руси в целом, правопреемнице православных традиций Царьграда.

Еще хочу указать на одну особенность, которая характеризует князя В. Острожского как человека неординарного. Его фамильный герб расположен на западной стене церкви, на которой, согласно церковной традиции, изображаются сцены Судного дня (или Страшного дня). Это своего рода предупреждение об огромной ответственности княжеского рода (чего так не хватает современным политикам) перед Богом за все «мирские деяния», то есть, перед тем, как предстать перед лицом Бога всемогущего в час страшного суда.

Вообще-то рассказывать об этой удивительной церкви можно достаточно долго

Многие историки видят в замковой церкви позднюю готику в контрфорсах и полуциркульных сводах потолка церкви, но с таким же успехом такие атрибуты можно отнести к описанию византийского храма (например, Соборная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы).

В рамках одной газетной статьи нет возможности полностью описать всю специфику этого необычного православного храма, который обладает поистине огромной энергетикой. Церковь сама по себе уже есть молитва в камне, охраняющая «богоспасаемый град Константинов» (1599 г., первое письменное упоминание о замковой церкви).

Замок скрывает еще много тайн. Но теперь я думаю, точно известно место и день года, когда был заложен первый камень будущего города, который положил начало строительству «града Константинова». Поэтому жителям города стоит задуматься о переносе дня города на светлую дату Троицы Живоначальной. Безусловно, Украина должна сохранить этот уникальный памятник XVI века для будущих поколений, чтобы лучше понять свою историю и православные традиции.

Продолжение следует...