УКР РУС  


 Головна > Публікації > Інтерв'ю  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 48 відвідувачів






Рейтинг@Mail.ru






Священник Геннадий Егоров: «Человек, начинающий постигать церковную традицию не одним только интеллектом, а, преобразуя себя, приносит “мног плод”»

  07 June 2007


Михаил Мазурин

Освоение православными интернет-просторов не ограничивается созданием и чтением тематических сетевых СМИ, посещением электронных библиотек православной литературы и общением в форумах. Новые технологии позволяют получать и полноценное богословское образование. Как отмечается на сайте отделения интернет-обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (do.pstgu.ru), «необходимо только наличие компьютера с выходом в Интернет и желание учиться». На вопросы «Церковной православной газеты» о дистанционном обучении в этом университете ответил проректор по автоматизации систем управления, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Геннадий Егоров (Москва).

В православных семинариях и духовных академиях учатся люди, которые уже твердо решили связать свою жизнь с церковным служением. А кто получает богословское образование в отделении интернет-обучения Факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ФДО ПСТГУ)?

Сразу хочу сказать, что для людей, которые собрались принимать священный сан, предпочтительнее очная, стационарная форма обучения. Также вы, наверно, знаете, что в практике духовных школ на заочную форму обучения обычно принимаются только клирики, то есть имеющие сан священника или диакона. Миряне заочно в семинариях не учатся. Это - некоторая стартовая ситуация, от которой мы отталкивались, решая для себя этот вопрос. Дело в том, что служение священника подразумевает не только знания, но еще и некоторый опыт общения и принципы поведения, которые передаются от человека к человеку и, конечно, в том случае, когда люди друг друга не видели, вопрос передачи такого опыта остается открытым. Понятно, что благочестивый юноша может получить необходимый опыт у себя на приходе, под руководством своего духовника. Но учебное заведение уже этого гарантировать не может. Оно этого не может гарантировать даже для семинариста, который способен пробыть несколько лет в стенах семинарии и, тем не менее, остаться внутренне человеком нецерковным, а тем более - для человека, которого видит от времени до времени, как в ситуации дистанционного обучения.

Стоит заметить, что дистанционное обучение - понятие очень широкое и может использоваться всегда, когда учащийся и преподаватель разделены между собою либо местом, либо временем. Скажем, преподаватель пришел в аудиторию, написал на доске задание, ушел; студент пришел в ту же аудиторию, списал и пошел дальше. Они работают в одном месте, но в разное время. Это - тоже дистанционное обучение. И если говорить о той системе, которая используется у нас, то ее нельзя сравнивать с обучением заочным. Что такое заочное обучение? Когда учащийся учится сам, а преподаватель время от времени снабжает его какими-то заданиями и потом проверяет результаты его самоподготовки. И тем самым контакт преподавателя с учащимся сведен до минимума. При сетевом варианте дистанционного обучения, который реализован у нас, объем общения между преподавателем и учащимся очень велик и сопоставим с ситуацией вечернего обучения, мы рассчитывали по часам. И, конечно, нельзя сказать, что мы не знаем своих учащихся. Но вот об особенностях взаимодействия, о том, каким образом осуществляется формирование, если можно так сказать, профессионального самосознания и позиции человека, который обучается дистанционно, пока сказать достаточно сложно, хотя накоплен уже большой опыт.

Мы внимательно за этим следим, делаем определенные обобщения, но пока еще далеки от каких-то обоснованных результатов. И поэтому мы придерживаемся установившейся практики, по которой в церковных учебных заведения будущих священнослужителей готовят только в условиях стационара.

Кроме того, поскольку ФДО изначально был направлен на преподавательскую и миссионерскую деятельность, свои учебные программы мы изменили по сравнению с теми, по которым обучаются в духовных школах или, например, на богословском факультете нашего университета.

Те разделы, которые связаны с практикой церковной жизни, например, богослужебный устав и ряд других предметов, мы модифицировали с точки зрения человека, который стоит в храме, а не находится в алтаре или на клиросе. То есть мы ориентировали учащихся факультета дополнительного образования ПСТГУ на восприятие богослужения и церковной традиции, а не на практику их совершения. У нас даже нет таких предметов, как пастырское богословие, гомилетика, практическое руководство для пастыря, которое необходимо для священника, собирающегося служить на приходе. Впрочем, вышесказанное не означает, что наших учащихся не рукополагают. Просто для нас это не главная цель. Но есть случаи, когда архиереи рукополагают наших учащихся в священники, учитывая ту дополнительную подготовку, которую они получили у себя на приходе, или еще где-то.

Следует сказать, что у нас есть разные программы. Есть, например, программа под названием «Основы православия», которая предназначена для всех, кто хочет как-то упорядочить и расширить свои знания о православии. Этот курс ориентирован не на тех, кто только вчера пришел в Церковь и вообще еще ничего не понимает, а, скорее, на тех, кто уже как-то начал врастать в церковную жизнь, прочитал какие-то книжки, но теперь ему требуется дать некую систему, на основании которой он дальше мог бы постигать эту традицию. А есть большая программа профессиональной переподготовки «Теология», которая рассчитана на тех, кто собирается либо сам преподавать, либо заниматься миссионерской деятельностью. Есть у нас еще программа, которая ориентирована на экспертную деятельность. Но пока в интернет-варианте она не получила должного развития - в силу того, что сама эта профессиональная область, то есть экспертиза в области богословия, очень слабо сформирована и поэтому под нее очень трудно делать соответствующую образовательную программу. Конечно, есть у нас и люди, которые учатся, что называется, для себя. То есть это люди думающие, которые молятся и живут активной церковной жизнью и просто испытывают потребность этот свой духовный опыт  каким-то образом выразить, с помощью тех средств, которые за две тысячи лет уже накопила Церковь. Конечно, «для себя» - это некое условное определение, потому что, как Христос сказал, «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14). Преподобный Антоний Печерский тоже вошел в пещеру и молился там «для себя», так же, как и преподобный Феодосий ушел в пещеры для того, чтобы «для себя», скажем так, молиться, а в результате они молились для очень многих, и до сих пор их молитвами очень многое в этом мире происходит. Точно так же каждый человек, который начинает постигать церковную традицию не одним только рассудком, а подлинно постигает богословие «для себя», то есть преобразуя себя на основании знания, которое он черпает из сокровищницы Церкви, приносит «мног плод».

 

Вы предупредили мой вопрос о мотивах людей, которые поступает на отделение интернет-обучения ФДО ПСТГУ. И все-таки, какие еще  мотивы называются учащимися? 

Основные мотивы как бы совпадают с теми целями, которые есть в программе. Первый мотив, как я уже сказал,  - «для себя», то есть упорядочить знания, которые были получены в результате самообразования, потому что рано или поздно в области богословия этот процесс заходит в некий тупик. Возникает много вопросов, на которые не получается самостоятельно найти ответы в книгах; либо в книгах высказываются различные мнения; либо рассудок требует жесткой логики там, где ее, по разным причинам, нет. Для учебы ведь нужна система и проверка  правильности того, что уже в голове уложено, с помощью опытного преподавателя, которому человек доверяет.

Другая ситуация, когда человек получает какое-то послушание. Например, преподавать где-либо - в воскресной школе, либо в вузе, где создается теологическая кафедра. Или человек преподает какую-то гуманитарную дисциплину, но понимает, что без богословского элемента эта гуманитарная дисциплина является ущербной и ему требуется оперативно повысить свой образовательный уровень для того, чтобы он мог это преподавать, а заодно познакомиться с имеющимися методиками, учебными материалами. И поэтому человек обращается к обучению у нас.

Либо это ситуация, когда человек поставлен, скажем так, в условия практической миссии, то есть это офицер, который отвечает за подготовку солдат, либо работник какой-нибудь социальной службы, который постоянно общается с людьми, либо это медик, либо это юрист. У нас учится довольно много медиков. Все они говорят, что заниматься медициной без богословия невозможно. Особенно, когда речь идет о скорой помощи, о медицине катастроф, то есть о тех областях, где врач постоянно сталкивается с пограничным между жизнью и смертью положением пациента. И юристу, в конце концов, становится интересно, есть ли правда на земле, или одни юристы и являются источником и, так сказать, хранителями всей этой правды?

Бывает ситуация (это тоже некий вариант миссии), когда люди постоянно сталкиваются с сектантами и вынуждены или вести с ними полемику, или помогать тем людям, которые от этих сектантов пострадали. И для этого тоже нужно достаточно прочное богословское образование.

 

Какие результаты своей деятельности Вы бы хотели увидеть или, скажем так, кем бы Вы хотели видеть людей, которые получают дистанционное образование на ФДО ПСТГУ, по окончании обучения? Кстати, были ли уже выпуски?

На отделении интернет-обучении было уже много выпусков краткосрочных программ, а вот с долгосрочных программ  - еще не было, потому что они были введены в 2005 году. Первый выпуск будет в конце этого года.

А «кем быть» - ответ на этот вопрос очень непростой, потому что под «кем быть» обычно понимают «летчиком, космонавтом, врачом, танкистом» и т.д.. Понятно, что ни в России, ни в Украине нет должности «богослов»...

А вот применить эти знания и умения, как я уже говорил, можно везде. Первая, самая главная область - упорядочивание и совершенствование своей собственной жизни. Человек, который богословские знания не применяет для борьбы со своими недостатками, страстями, со своими грехами, - это, конечно, не богослов и никакого отношения к богословию не имеет.

Второе, о чем я уже тоже сказал, это внутренняя миссия на своем собственном рабочем месте - где тебя Бог призвал, там ты и служи. Мы видим,  что сейчас во всех профессиональных областях (возьмем, к примеру, стражей порядка, медиков, юристов и т.д.) происходит размывание нравственных устоев. И, естественно, что человек, знающий духовную сущность явлений, хотя бы теоретически, уже будет по-другому относиться к своему собственному делу и способен будет не только юридически или физически помочь своим пациентам, клиентам, тем, кто с ним сталкивается по роду его деятельности, но и духовно. А это очень часто гораздо важнее. Сейчас существует острейший дефицит людей, которые могут передать адекватные знания другим, потому потребность в этих людях - очень большая. В общем-то, предпринимаются попытки вводить даже всеобщее преподавание таких предметов, как христианская этика, основы православной культуры. Но мы должны понимать, что нет достаточного количества преподавателей, которые бы могли профессионально и адекватно это преподавать. И наш опыт показывает, что дистанционное богословское образование не исключает возможности работать и в этой области. Кроме того, есть еще экспертная деятельность, о которой я уже сказал. Даже если человек нарочито не готовится к профессиональной экспертной деятельности, тот факт, что он ориентируется в очень сложном информационном поле, уже делает его экспертом, просто по сравнению со всеми остальными. 

И мы не должны забывать одну простую вещь - каждый должен служить на том месте, на котором его Бог поставит. И пытаться заранее предвидеть, что ты будешь делать после получения богословского образования, бывает бесполезно. Потому что, во-первых, и сам человек меняется за время учебы, а, во-вторых, у Господа Бога Свои есть планы на каждого человека. Куда Он поставит, туда и поставит. Иногда это оказывается настолько неожиданным, что остается только хвалу Создателю возносить, настолько все премудро устроено.

 

Не могли бы Вы рассказать подробнее о технологии интернет-обучения?

Процесс обучения в интернет-системе происходит точно так же, как и любой другой процесс обучения. То есть существует учебный план. Он разделяется на предметные модули, которые желательно изучать в определенном порядке. Каждый предмет подразумевает определенную содержательную часть, определенную логику его изучения, разбиения на темы и т.п. Все это тем или иным образом доводится до сведения учащегося. Он самостоятельно изучает учебный материал и затем выполняет необходимые задания - во-первых, чтобы проработать учебный материал, во-вторых, чтобы показать, что он им владеет. Это делается в разнообразных формах - либо в виде ответов на контрольные вопросов, либо в виде обсуждений, докладов, составления глоссариев, тестирования по какой-либо теме. Все это - под постоянным присмотром преподавателя. Следует заметить, что установлен достаточно жесткий график. Предметы изучается не параллельно, а последовательно, один за другим, как бы методом «погружения». За счет этого учащийся на протяжении определенного периода времени полностью сосредотачивается на изучаемом материале и его работа над этим материалом постоянно корректируется преподавателем. Поэтому у нас практически не бывает двоечников и троечников - все результаты доводятся до того уровня, который является оптимальным для данного учащегося. 

Впрочем, пока я не знаю никого, кто бы осознал, как все это устроено, исходя из рассказов или описаний. Пока этого на себе не попробуешь, понять сложно.

 

А как сдают экзамены в отделении интернет-обучения ФДО ПСТГУ?

По-разному - в зависимости от особенностей предмета. Некоторые экзамены сдают в режиме синхронной связи, или, как говорят, он-лайн, то есть, когда преподаватель и учащийся одновременно присутствуют в учебном классе, в чате (у нас это называется конференц-зал): преподаватель непосредственно задает учащемуся достаточно несложные вопросы, а тот должен на них быстро отвечать. Либо экзамен проводится в виде итоговой письменной работы или тестирования. А иногда итоговая аттестация по дисциплине проставляется автоматически, на основании среднего балла по всем выполненным заданиям.

Что касается выпускного экзамена, то, поскольку ПСТГУ - аккредитованный вуз, и мы выдаем государственные  дипломы, в соответствии с российским законодательством, он должен проходить в очной форме, в вузе. То есть итоговый экзамен ничем не отличается от тех, что сдают у нас учащиеся на вечерней или заочной формах обучения. Это устный экзамен, который предполагает несколько междисциплинарных вопросов разной сложности.  Поскольку у нас все-таки учатся люди взрослые, у которых память уже не является основным познавательным инструментом, вопросы эти, в основном, направлены не на проверку памяти. Часть вопросов - на знание каких-то фактов, понятий и связей между ними, а часть - аналитического и  проектного плана. То есть мы проверяем, насколько человек умеет пользоваться теми знаниями, которые получил. Кроме того, защищается квалификационная работа - либо по темам, которые мы предлагаем, либо связанная с той деятельностью, которой учащиеся непосредственно занимаются в своей жизни, и эти работы особенно интересны. 

 

Известны ли вам другие вузы, которые практикуют виртуальное обучение? Чьим опытом вы пользовались, когда создавали отделение интернет-обучения в ПСТГУ или оно создавалось, что называется, на голом месте?

Если говорить о православных вузах, то таких примеров мы не знаем. Планировал создавать дистанционное обучение епископ Александр (Милеант) (Буэнос-Айресский и Южно-Американский, РПЦЗ, 1938-2005. - Ред.), но он не успел... Заявка на дистанционное обучение была сделана в Свято-Тихоновской семинарии (США),  но в прошлом году вся информация об этом с их сайта исчезла.

В Финляндии при одном из университетов якобы есть такое дистанционное обучение, но по другой технологии, фактически заочное (http://tkk.joensuu.fi/avoin/opiskelu/verkko-opinnot/orthod/). Была так называемая система дистанционного обучения в Сретенской семинарии, но это нечто другое. Речь идет о прямой трансляция лекций преподавателей семинарии через спутник. То есть это - не образовательная система, а скорее, способ доставки учебных материалов -  связь была, в основном, односторонней. Иногда с помощью Интернета просто поддерживают обычное заочное образование. То есть пишут «дистанционное обучение», но это подразумевает лишь то,  что учебные материалы высылают не по традиционной почте, а по электронной, и учащиеся свои результаты также присылают не в конверте, а по электронной почте. Собственно, технологию мы заимствовали у Института открытого бизнес-образования, а всю содержательную часть разрабатывали сами - от и до.

 

В чем, по-вашему, преимущества и недостатки дистанционной формы обучения применительно к богословскому образованию?

Свои преимущества подобная форма обучения, конечно, проявляет в образовании взрослых людей, у которых, в общем-то, достаточно сильна мотивация.  Внедрять ее, скажем так, в обычное образование, для студентов 17-19 лет гораздо сложнее, потому что здесь речь идет о людях не очень устоявшихся, с несложившейся целью в жизни. Например, я знаю по опыту некоторых вузов, что студенты тратят время не на то, чтобы ответить на вопросы теста, а на то, чтобы «взломать» этот тест и посмотреть, какие там заложены ответы (это относится не к богословскому образованию).

Богословское образование - это вообще очень слабо осмысленная и изученная область. Среди православных учебных заведений я пока не знаю таких, где бы всерьез занимались вопросами методики, психологии богословского образования. Поэтому разговор о преимуществах и недостатках той или иной формы обучения применительно к богословскому образованию будет немного досужим. Мы изучаем этот вопрос достаточно тщательно, пишем статьи, отчеты для себя; постоянно занимаемся оптимизацией наших программ. Но пока еще рано делать какие-то серьезные выводы, например, относительно того, насколько принципиален личный контакт с преподавателем. Он, конечно, принципиален, но в чем его принципиальная значимость проявляется? Мы знаем немалое количество студентов, долгое время лично отсидевших в аудитории в присутствии многих замечательных преподавателей, но так ничему от них и не научившихся - ни в интеллектуальном, ни в духовном плане. Раз так, значит, не все в этой жизни определяется личным контактом. Но что именно - на этот вопрос ответить сейчас очень сложно. Среди главных недостатков назову, пожалуй, отсутствие совместной молитвы. Это трудно чем-то восполнить.

 

Но если еще рано говорить о преимуществах и недостатках дистанционного обучения, то его удобность, как представляется, очевидна...

Действительно, очень часто для человека взрослого, семейного, работающего нет возможности все бросить и уйти учиться куда-то на стационар. Вечернее и заочное обучение (которое есть и у нас в университете) доступно не для всех регионов. Особенно для другого континента - Америки или Австралии - не наездишься, не навысылаешься. А здесь речь идет о возможности человека учиться, фактически не меняя внешне свою жизнь, окружение, может быть, даже с меньшими затратами, чем если бы была необходимость время от времени приезжать в Москву. Конечно, в суточном графике человека все равно должны быть выкроены часы на учебу. Но как выкраивать - это уже, конечно, дело самого учащегося.

 

Много ли в отделении интернет-обучения ФДО ПСТГУ учащихся из Украины?

Сейчас 14 человек. Среди заочников их больше. Возможно, потому, что в Украине меньше людей, которые работают в Интернете. По памяти могу сказать, что в отделении интернет-обучения есть учащиеся из Киева, Харькова, Днепропетровска, Одессы,  Николаева. Есть еще выходцы из Украины, живущие зарубежом.

 

А если говорить об общей географии?

Англия, Ирландия, Исландия, Финляндия, Германия, Венгрия, Испания, разумеется, Россия, Украина, Прибалтика, Япония, Новая Зеландия, США, Канада...

 

Как отзываются сами учащиеся о возможности обучаться в среде Интернет?

Если говорить коротко, хорошо отзываются. Есть, конечно, какие-то недостатки, сложности, но в целом хорошо. Многие благодарят. А некоторые и пополняют ряды наших сотрудников.

 У нас довольно много отзывов, мы обычно у всех собираем отзывы - и в процессе обучения, и по его окончании, но их, как правило, не публикуем, потому что это - некоторый рабочий момент. А «обклеиться» отзывами о том, как хорошо, что мы есть, как хорошо, что есть такое обучение... Не уверен, что это кого-то привлечет, а мы к этому не склонны.

 

А какими вы видите перспективы отделения интернет-обучения - в плане увеличения количества учебных дисциплин и программ?

По крайней мере, на сегодняшний день, мы не планируем ни менять что-либо принципиально, ни расширять. Наш факультет внутренне ориентирован на создание образовательных технологий и методик, на осмысление этого опыта. Мы себя воспринимаем как некую экспериментальную базу, которая впоследствии, как мы надеемся, поможет другим учебным заведениям у себя внедрять то же самое. Мы уже сейчас свои программы, свои пособия, свои наработки размещаем на сайте для всеобщего доступа. Преподаватели могут зайти на наш сайт, в раздел «Библиотека» и скачать необходимый комплект учебно-методических материалов для того, чтобы уже сейчас вести курсы по ряду учебных дисциплин.  Или какой-то человек, который просто хочет поучиться сам, может найти там все необходимое для того, чтобы это делать. И мы намерены эту деятельность продолжать. То есть мы планируем развиваться не во внешнем, не расширяться, а развиваться именно в области осмысления, в области теории. И в качестве расширения своей деятельности, скорее, будем рады готовить специалистов для других учебных заведений с тем, чтобы они у себя открывали аналогичные отделения. Мы можем готовить преподавателей, администраторов, предоставлять учебные материалы для того, чтобы все желающие внедряли у себя такую форму обучения.

 

Напоследок хотелось бы узнать, что Вы лично вкладываете в понятие «образование в области богословия»?

Строго говоря, все, что нужно тут знать, сказал некогда авва Евагрий: если ты - богослов, то ты хорошо молишься; если ты хорошо молишься, то ты богослов. А все остальное - это уже вариации на основную тему.

Беседовал Михаил Мазурин, "Церковная православная газета"