УКР РУС  


 Головна > Публікації > Інтерв'ю  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 90 відвідувачів

Теги
УГКЦ Церква і медицина забобони краєзнавство Києво-Печерська Лавра Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність шляхи єднання українська християнська культура Голодомор постать у Церкві Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат монастирі та храми України милосердя Церква і політика Мазепа церква і суспільство комуністи та Церква Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика Ющенко УПЦ КП Археологія та реставрація секти конфлікти Священний Синод УПЦ вибори автокефалія молодь церковна журналістика Патріарх Алексій II Католицька Церква розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка іконопис Церква і влада Президент Віктор Ющенко діаспора






Рейтинг@Mail.ru






Елена Радько, руководитель и дирижер камерного хора «Покров»: «По крюкам петь мы пока еще не умеем…»

  03 травня 2009



О своем коллективе, первых его выступлениях, а также о том, почему хористы поначалу «сражались» со знаменным распевом, рассказывает художественный руководитель и дирижер камерного хора «Покров» Елена РАДЬКО.

- Христос Воскресе! Огромная благодарность Вам, Вашему чудесному молодому коллективу и всем организаторам Первого Пасхального фестиваля за такую высокую духовную музыку - действительно ангельское пение, когда слушаешь и не знаешь - на земле ты или на небе. 10 человек - это весь «Покров»?

- Мы сегодня выступали камерным составом нашего церковного хора храма Покрова Пресвятой Богородицы при Главном военном госпитале Министерства обороны Украины, вообще в нашем творческом коллективе поют 30 человек.

- Вы все насколько молоды, что «богатой» истории хора теоретически быть не может...

- Да, начали мы свою деятельность в 2001 году при храме - диски записывали, выступали. Однажды нас пригласили на музыкальный фестиваль, и все закружилось в более напряженном темпе. Были премьеры, участия в фестивалях, выступали в разных храмах. Особенно запомнился Успенский собор Киево-Печерской Лавры: в нем мы пели Литургию Татьяны Яшвили - нашего композитора, которая поет в хоре. В составе хора - профессиональные музыканты, которые еще не так давно были студентами и пели в храме. Ныне они - выпускники высших музыкальных вузов Украины. Я окончила нашу Киевскую консерваторию и аспирантуру - у Льва Николаевича Венедиктова.

- Только что вы исполнили песнопения, которые мы слышим на богослужениях в храмах: «Христос Воскресе», Пасхальные каноны, «Благослови, душе моя, Господа» и другие. Кажется, вроде бы знакомые мелодии, но есть в них какая-то особенная сила, чем-то они все же отличаются от традиционных...

- Сегодня мы представили программу, которую поем за богослужением. Пели Древнерусскую Пасху - это знаменный распев. Нам очень приятно, что нас пригласили на первый Пасхальный фестиваль. Была идея петь в разных храмах Киева, в которых представлять разные программы и разные культуры. Для нас интересен именно знаменный распев. Насколько я знаю, в Киеве немногие хоровые коллективы поют именно знаменную Пасху. Мы поем ее и на богослужениях - это была инициатива настоятеля нашего храма, который принес ноты и предложил попробовать. Честно говоря, вначале мы выступали категорически против нововведения, пока не почувствовали «вкус» и красоту знаменного распева.

- Петь его сложно?

- Очень, ведь петь надо не ноты, а - духом. Первые Пасхи стали особенно трудными, мы сильно уставали. Надо было выдержать единогласие. Знаменный распев - это определенная символика: за каждым знаком находится определенный подтекст.

К сожалению, мы не умеем еще петь по крюкам, которыми записывается знаменное пение. Один крюк обозначает определенную попевку. Мы поем распев уже в упрощенном, то есть расшифрованном варианте Печенкина. Пение по крюкам особенно сложное, я думаю, что ансамбль духовной музыки «Сретение» поет знаменный распев именно по крюкам.

Петь сложно, но чрезвычайно интересно. Чем больше мы этим занимаемся, тем более вникаем в суть знаменного распева, и тем более он нам нравится. Теперь мы даже на богослужениях его поем, хотя раньше против него «сражались». Распев этот дух успокаивает - нет в нем внутренней суеты. Мелодия в нем простая, никакой хитрости не требует, главное - собраться с духом и петь Воскресение Христово.

Тамара Рябкова

Автор: Тамара Рябкова