УКР РУС  


 Головна > Публікації > Інтерв'ю  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 58 відвідувачів

Теги
Священний Синод УПЦ Церква і медицина автокефалія Предстоятелі Помісних Церков церква та політика Патріарх Алексій II іконопис постать у Церкві Церква і політика УГКЦ Голодомор молодь діаспора Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні Доброчинність вибори Вселенський Патріархат УПЦ КП церковна журналістика забобони монастирі та храми України шляхи єднання українська християнська культура Католицька Церква милосердя комуністи та Церква Археологія та реставрація Ющенко конфлікти Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка церква і суспільство Президент Віктор Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство Мазепа секти Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






Алексей Горбунов: «Писательский дар — это инструмент, посредством которого человек меняет мир»

  27 травня 2009


Светлана Коппел-Ковтун
6 июня - Международному клубу православных литераторов «Омилия» исполняется 2 года. К своему второму дню рождения мы успели издать первую нашу книгу - сборник сказок Алексея Горбунова «Ерошкины дорожки». Она вышла по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, при участии Издательского отдела УПЦ. Это радостное событие послужило поводом для давно запланированного интервью с одним из самых интересных авторов «Омилии» - Алексеем Горбуновым.

По Ерошкиным дорожкам...

В «Ерошкины дорожки» я влюбилась с первого взгляда, если можно так сказать о книге. Когда я прочла первую Лешину сказку, внутри меня все запело: так неожиданно светло, легко и весело он рассказывал о самых серьезных вещах на свете - о добре и зле, об истине и неправде, о вере и верности.

Я пригласила понравившегося автора в наш клуб и, как оказалось, вместе с ним по своим дорожкам прискакал к нам и Ерошка, чтобы вместе с «Омилией» и омилийцами идти ко Граду Небесному. Ерошка стал как бы одним из нас, он вдохновлял, радовал и, отчасти, подталкивал клуб вперед. Потому нет ничего удивительного в том, что Ерошка, в некотором смысле, стал символом и самого клуба.

Даже дизайн книги перекликается с эмблемой «Омилии», и это чистая случайность, ибо эмблему мы придумали гораздо позже, чем сверстали и оформили «Ерошку».

Подготовить книгу к изданию было непросто - приходилось много работать с текстом, вносить правки, а Леша не пишет, он рисует. Игру света и цвета, «акварельность» Лешиных сказок постаралась материализовать в своих рисунках наша землячка Тамара Твердохлеб.

Презентация книжки «Ерошкины дорожки», а также Международного клуба православных литераторов «Омилия» состоится 16 июля в Доме ученых г. Киева (ст.м. «Золотые ворота»). Начало - 18:00.

Приглашаем всех желающих!

Алексей Горбунов - автор многообещающий. Его отличают детская чистота и неискушенность, колоритность слога, скромность, глубина видения мира и талант. Осталось приложить ко всему этому «99% труда» - и перед нами предстанет настоящий писатель.

А еще Леша - прекрасный семьянин, отец двоих сыновей. Он был единственным автором, который в своей автобиографии назвал даже имя супруги, что, признаюсь, мне очень понравилось. Быть может именно в счастливой семейной жизни он черпает силы для своего творчества: светлого, акварельно-прозрачного, сочного.

Алексей Горбунов: «Писательский дар - это инструмент, посредством которого человек меняет мир»

- Прежде всего, поздравляю тебя, Алексей, с выходом первой книжки! Мне кажется, что Ерошка может стать символом «Омилии». А ты что думаешь?

- Спаси Христос! Выход «Ерошкиных дорожек» - это, прежде всего, достижение клуба «Омилия», его первое реальное издание, за которым, я уверен, пойдут другие красочные и талантливые книги для читателей всех возрастов. Не скрою, мне очень приятно, что выбор пал именно на «Ерошкины дорожки», тем более, что в клубе есть из чего выбирать. Мы уже как-то раз шутили, что Ерошка - это такой маленький любознательный мальчишка, который, весело смеясь и подпрыгивая на одной ноге, выскочил вперед других, куда более достойных персонажей, потому что мальчишки - самые лучшие первооткрыватели.

Наверное, Ерошка действительно может стать символом «Омилии», но только на некоторое время, ведь всегда, рано или поздно, наступает пора взросления. И у «Омилии» впереди много дорог, на которых понадобится и зрелая мудрость.

- Вообще, в оценке данного события (издание книжки) мы не должны равняться на солидные издательства, для которых выход книги - обыденность, причем хорошо оплачиваемая. «Омилия» - это клуб энтузиастов, и то, что мы подготовили книжку такого уровня - величайшая радость.

- Конечно, это большая радость для всех нас. Надо уметь реально оценивать свои возможности и радоваться всему, что дает Господь. Однако, и дальний путь начинается с первого шага. И, кто знает, может не так уж далек тот день, когда и об «Омилии» скажут - «солидное издательство». Все в руках Господних! Хотя и от нас, от наших трудов зависит многое.

- Расскажи, пожалуйста, о том, как родился замысел «Ерошкиных дорожек», есть ли у Ерошки прототип?

- Никакого особого замысла не было. Не было такого момента, чтоб я подумал: «А вот напишу-ка я, пожалуй, о...». Впервые Ерошка появился в литературном клубе Юлии Николаевны Вознесенской «Вермишель», который действовал тогда на форуме теперь уже протодиакона Андрея Кураева. Там был опубликован как самостоятельное произведение первый из двенадцати сказов, причем, изначально дед с внуком путешествовали по неизвестному королевству, где предполагались их встречи с иноземными королями да баронами. Но Юлия Николаевна, как-то сразу углядев что-то в Ерошке, буквально вынянчила его в то, что мы сегодня видим. Все остальные истории писались уже в «Омилии», где они выставлялись на форуме для всеобщего обсуждения омилийцами. Я получил много ценных советов, за которые благодарен одноклубникам, и не будет никаким преувеличением сказать, что в создании «Ерошкиных дорожек», так или иначе, участвовали все мы. Поэтому, наверное, и закономерно, что именно эта книга выходит первой в «Омилии».

А прототип Ерошки - это все мальчишки мира: и теперешние, и бывшие, и будущие.

- Леша, расскажи немножко о себе, своей семье, работе. Хочется понять, что за человек Алексей Горбунов. Чем он живет? Что его радует и огорчает?

Об авторе

- Биография моя самая обычная. Родился и вырос я в небольшом многонациональном городе на юго-западе Башкирии, в предгорье Урала. Первая моя специальность - станочник широкого профиля. Служил в армии, рядовой запаса. Почти десять лет проработал на местном машиностроительном заводе, сменил множество рабочих специальностей, был и фрезеровщиком, и водителем погрузчика, и термистом, и экономистом, и еще много кем, встретил за это время множество удивительнейших людей. Попутно учился на вечернем отделении техникума, а потом заочном института. В 2001 году мой друг пригласил меня на работу в Уфу. Мы долго сомневались, но в конце концов переехали и вот уже семь лет живем здесь.

Надежной опорой в жизни для меня, конечно же, является моя семья: супруга Тамара, с которой мы в этом году отметили пятнадцатилетие совместной жизни, и сыновья Георгий и Александр. Со всей ответственностью заявляю, что для человека это великое счастье иметь любящую дружную семью. Тогда любые кризисы и горести будут не страшнее осеннего дождя за окном теплого дома. Так и живем, стараясь радоваться всему, что есть вокруг нас.

Ну, и мальчишки, конечно же, - это вообще без комментариев. Мальчишество - это такое состояние, когда всего много и, в тоже время, мало; когда солнце жарит; когда ты каждый день генерал и каждый день генеральное сражение; когда можно из табуреток построить ракету и слетать на ней на луну, пока мама ходит в магазин. Когда возможно все, стоит только захотеть; когда враг на всю жизнь и друг до смерти. Мне часто бывает неловко за самого себя, когда я наблюдаю за ними. У омилийца о. Алексия Зайцева есть замечательное стихотворение об этом.

А огорчаться мы не любим, это не конструктивно.

- А когда ты почувствовал в себе писателя? Что заставило тебя начать писательствовать? Почему ты пишешь, зачем и о чем?

- Ты знаешь, я, наверное, скажу что-то неправильное, но я так и не осознаю себя писателем. Писателем в том смысле этого слова, который вынес еще со школьной скамьи. Моя учительница русского языка и литературы пришла бы в ужас, если бы узнала, что сочинения на вольную тему А. Горбунова кто-то где-то печатает и читает (шутка).

Настоящий писатель должен гореть в своем труде, «претворять кровь в слова», как поет в одной из своих песен Константин Кинчев. Я же, скорее, похож на человека, который в старом пыльном чулане неожиданно для себя нашел шкатулку с драгоценностями и теперь не знает, как правильно ими распорядиться. Я - банковский клерк, в свободное от основной работы время изображающий что-то на бумаге. Часто пишу о себе, пытаясь предостеречь читателя от совершенных мною ошибок, либо делясь с ним радостью.

В этой связи очень серьезно отношусь к благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и пытаюсь пересмотреть свое отношение к самому себе.

«Другое дело - форма»

- Сколько в твоих произведениях вымысла и сколько правды? Чего больше?

- Есть и то, и другое, и в разных пропорциях. Что касается рассказов, то в основе любого произведения лежит либо собственный опыт, либо какая-то реальная ситуация, свидетелем которой был я сам или люди, которых я хорошо знаю. Другое дело форма, в которую эта правда может быть облечена. Всегда есть опасность, что за мишурой «нарядности» и «показушности» читатель ее не увидит и примет рассказ за ничего не стоящую «пустышку». Как во всем, здесь нужна мера. И нашумевший сегодня Тарас Бульба - это вымышленный герой, однако, ему веришь, а значит, вымысел не затмил в нем правды.

Я считаю, что жизнь и страшнее, и прекраснее любой человеческой, самой талантливой, выдумки. Авторский вымысел нужен, чтобы помочь людям увидеть незамеченное ими прекрасное или, наоборот, страшное в обыденном, привычном. Долю вымысла каждый определяет себе сам, руководствуясь своим опытом, талантом, стилем и т.п. Для себя я методом проб и ошибок определил, что его должно быть немного (особенно там, где это касается вопросов веры или религиозного опыта), в пределах необходимого минимума, когда без этого ну никак не обойтись. Иногда такой подход мешает, потому что прототипы героев рассказов оказываются слишком узнаваемыми для знающих их людей.

Мне все-таки больше импонирует жанр сказки, той самой, в которой ложь, да с намеком. Ну, или такая форма повествования, которая явно абстрагируется от реальности.

Особо хочется отметить, что на человека, который решился и нашел, что сказать людям, лежит великая ответственность, ведь то, что написано пером, не вырубить и топором.

Но все это, конечно, только мои личные рассуждения, и ничего больше.

Что означает термин «православный литератор»?

- Что тебе дается труднее всего?

- Применять собственные поучения к себе.

- Чем, на твой взгляд, графоман отличается от литератора?

- Степенью болезни. Все мы больны, но некоторые больны сильнее. Ключ к пониманию этого термина во втором корне этого слова, происшедшем от греческого - мания, что словарями толкуется как «безумие» или «исступление». Графомания - это болезненная страсть, к сожалению.

- Православный литератор - что ты думаешь об этом термине? Имеет он право на существование или нет? Почему? В чем отличие православного литератора от просто литератора?

- Думаю, что он мог возникнуть только в наше время, когда царят не то чтобы «общечеловеческие ценности», а ценности даже «отдельночеловеческие». Сегодня любой человек с любыми «тараканами в голове» может объявить себя мерилом всего. И вот слово «православный» в данной фразе - это идентификация, признак принадлежности: «я вот так смотрю на мир, потому что я - христианин». В современном мире можно иметь любую точку зрения, даже христианскую, но не принято это афишировать, а тут, словно поднятое знамя, прапор. Есть в этом что-то от Святославова «Иду на вы». По-моему, это здорово!

А отличия... Думаю, они те же, что и отличия православного христианина от атеиста, буддиста, мусульманина и т.д. Только надо помнить, что православный литератор - это не тот, кто пишет о колоколах и храмах, а тот, кто возвращает людям, или хотя бы пытается вернуть, трезвый взгляд на мир, ведь христиане призваны свидетельствовать об Истине.

- Какое место в твоей жизни занимает Православие?

- Странно было бы, если бы оно не занимало центрального места. Жизнь христианина в Церкви вращается вокруг Чаши. Иначе, какой он христианин? Другой вопрос: насколько прям этот путь, но это уже другая тема.

Я лучше скажу, какое место не должна занимать вера, на мой взгляд. У известного английского писателя Клайва Стейплза Льюиса в «Письмах Баламута» есть описание такой степени «церковности», через «и»: христианин и инженер; христианин и семьянин; христианин и писатель; христианин и общественный деятель. Это в том смысле, что вера не является основой жизни человека, а выступает чем-то прикладным, вроде имиджа. Не дай Бог никому из нас стать такими «христианами».

«Принципы есть, как им не быть»

- Леша, насколько я знаю, ты - отчасти наш коллега, ибо верстаешь какую-то уфимскую газету?

- Примерно раз в месяц выходит небольшая газета «Благовестник» тиражом девятьсот экземпляров, в выпуске которой принимаю участие и я, и, кстати, многие авторы «Омилии» - с разрешения редакции мы публикуем произведения омилийцев. Так что можно сказать, наш клуб в Уфе хорошо известен.

- А есть у тебя принципы, от которых ты не отступаешь ни при каких обстоятельствах?

- Принципы есть, как им не быть. В людях я очень ценю прямоту и верность, и сам стараюсь соответствовать этим качествам. Но если честно, мне кажется этот вопрос надо адресовать людям, знающим меня. Как говорится, со стороны виднее.

- В чем смысл жизни православного писателя, по-твоему? Должен ли он любой ценой стремиться к изданию своих творений, как и все авторы, или же им должны руководить какие-то более высокие устремления?

- Писательский дар, как и любой талант - это инструмент, посредством которого человек взаимодействует с внешним миром, с окружающими людьми. Вот, к примеру: имеет человек талант делать деревянные игрушки, вырежет он такую игрушку и подарит ребенку. Тот возьмет ее в руки и улыбнется, и одной детской улыбкой станет в мире больше, одним лучиком счастья и доброты станет больше в душе маленького человечка, и этот лучик, возможно, он пронесет через всю свою жизнь. А если посредством этого же таланта сделать пластмассового монстра?

Смысл христианской жизни, как определил его преподобный Серафим Саровский, в стяжании Духа Святого. Меняя себя, человек меняет через свои действия и окружающий его мир: кто-то деревянными игрушками, кто-то словом, кто-то еще чем-то доступным ему. А дело христианина, осознающего себя писателем, свидетельствовать о Христе. Иначе, зачем все это?

Профессиональный интерес

По поводу издания. Пишущий писатель, профессионал, должен издаваться, его голос должен звучать, но делать это единственной целью своего творчества не стоит. Мне, конечно, легко рассуждать, потому что я зарабатываю на жизнь другим способом, но все-таки я считаю, что творческие люди должны руководствоваться высокими устремлениями. Но, к сожалению, часто это коммерчески невыгодно. Все мы знаем, какие темы пользуются сегодня наибольшим спросом.

Я - за успех, но это не та цель, к которой нужно стремиться любой ценой. У американцев есть такая поговорка: карьера должна быть результатом, а не целью. Пусть у хороших писателей будет успех, который станет закономерным результатом хороших книг, ими написанных.

- Расскажи о клубе «Омилия», о том, что он значит для тебя.

- «Омилия» - это воплощение прекрасной идеи и пример христианского служения. Мне кажется, что это оптимальный вариант соработничества единомышленников. Состав клуба разнообразен, здесь представлены авторы самых разных жанров и разного уровня, от уже широко известных читателям, до начинающих, вроде меня.

Для меня «Омилия» - это и школа, и место встречи единомышленников.

- В июле планируется презентация твоей книжки и самого клуба. Она будет проходить в Киеве. Скажи, чего ты от нее ожидаешь?

- Все так символично: первая масштабная встреча членов клуба и его представление широкому кругу читателей должны состояться на древней киевской земле, матери городов русских. Должны будут встретиться люди, объединенные одной верой и одним делом, проживающие на огромном удалении друг от друга - это очень символично, особенно в наше время всеобщего разделения и разобщения. Я с нетерпением ожидаю знакомства с одноклубниками в «реале».

- Ты раньше бывал в Киеве, на Украине? Какими тебе представляются украинцы и Украина, с чем ассоциируется этот край?

- На Украине я был давным-давно, еще школьником, в Киеве бывать не доводилось. Но нельзя сказать, что украинцы мне не знакомы. Моя супруга наполовину украинка, а в Чернигове проживает ее родная сестра. Так что с этим краем мы имеем живую и непосредственную связь.

Украина ассоциируется у меня с цветущими садами и ласковым солнцем, с пряным от запаха трав ветром и с удивительно мелодичными, немного грустными песнями.

Несколько слов с трибуны

- Несколько слов, как бы с трибуны, соклубникам и нашим читателям, ведь интервью это выйдет в июньском номере «Мгарского колокола», а 6 июня - день рождения «Омилии»...

- Поздравляю авторов «Омилии» и читателей с уже очередным днем рождения, отмеченным в этом году таким знаменательным событием, как реализация первого издательского проекта.

Вообще-то, этот год богат на события в клубной жизни: в феврале состоялась встреча членов клуба с Блаженнейшим митрополитом Владимиром, клуб получил его благословение на свою деятельность; в марте руководителя клуба «Омилия» наградили митрополичьей наградой за усердное служение Церкви; теперь вот изданы «Ерошкины дорожки». Хочется видеть в цепи этих событий начало качественно нового этапа в развитии нашего общего дела. Для осуществления которого, безусловно, понадобится соборное участие всех членов клуба, напряжение всех наших сил. Именно этого я и хочу в заключение пожелать всем нам: горения сердец в нашем общем деле и стойкости в невзгодах, ибо дорогу осилит идущий. Руководителям клуба пожелаю мудрости в управлении этим нелегким и ответственным делом.

Помощи Божией всем нам!

Беседовала Светлана Коппел-Ковтун, руководитель клуба православных литераторов «Омилия»
   
Алексей Горбунов с женой и детьми

Алексей Горбунов с женой и детьми