УКР РУС  


 Головна > Публікації > Інтерв'ю  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 65 відвідувачів

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія постать у Церкві Католицька Церква монастирі та храми України Вселенський Патріархат Церква і медицина Києво-Печерська Лавра забобони 1020-річчя Хрещення Русі Церква і влада шляхи єднання іконопис Археологія та реставрація конфлікти Президент Віктор Ющенко УПЦ КП милосердя Ющенко Голодомор УГКЦ Мазепа краєзнавство Доброчинність діаспора церква та політика Патріарх Алексій II педагогіка Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика Священний Синод УПЦ церква і суспільство українська християнська культура молодь секти Церква і політика комуністи та Церква розкол в Україні вибори Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






ИНТЕРВЬЮ: «Чтобы заинтересовать молодежь, нужно спуститься с церковной кафедры», ― архимандрит Иона (Черепанов)

  27 листопада 2009


Виктория Сидорова
Наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, главный редактор журнала «Отрок» архимандрит Иона (Черепанов) - личность в церковных кругах широко известная тем, что батюшке, как никому другому, удается наладить живой контакт и привлечь сердца молодых людей. На еженедельные четверговые встречи в монастырь приходят сотни старшеклассников и студентов. Здесь действует большая воскресная школа, проводят разнообразные праздники и акции для детей и подростков. Но самое главное - молодежь вовлечена в активную церковную жизнь и творит добрые дела.

«Молодого человека может штормить»

- Отец Иона, что же, по Вашему мнению, самое важное в общении с молодыми людьми? - обратилась я к наместнику Ионинского монастыря. Возможность пообщаться с ним представилась на прошедшем в столице фестивале «Покров».

- На мой взгляд, чтобы суметь заинтересовать молодежь Православием, духовенству нужно спуститься со ступенек церковной кафедры и стать среди них, но при этом, конечно, не теряя своего священнического достоинства. Нужно уметь вспомнить свою молодость, свои мысли в таком переломном возрасте - лет от 15 до 20 с хвостиком. Тогда будет легче о чем-то говорить. Естественно, нужно снисходительно относиться к глупостям, свойственным этому возрасту. Есть подходящее слово - «перебесится». Молодого человека может штормить - даже такого, кто вырос в церковной среде. Но если терпеливо перенести этот период, не душить и не давить, не ломать полицейскими строгостями, относиться с любовью и пониманием, то церковный человек, если он был церковным раньше, обязательно вернется в Церковь. А если пришел в храм в этот непростой период и готов воцерковляться, то обязательно станет православным.

«Молодости свойственная жертвенность»

- А как Вам удается привлечь молодежь к каким-то конкретным делам?

- Молодости всегда свойственная жертвенность, стремление кому-то послужить. И этим пользуются все революционеры, революции сделаны руками молодежи, студентов. Все масштабные компании, которые требуют больших человеческих ресурсов, в том числе пропагандистские - как со знаком «+», так и со знаком «-» тоже делаются руками молодых. Естественно, нельзя терять такой потенциал, а энергию, которая бьет ключом, нужно направить в нужное русло. Задача священника - найти дело, которое было бы интересно молодежи, а также - спасительно. Для этого мы сейчас расширяем волонтерское движение.

- В какое же русло направлена эта кипучая энергия?

- Об этом можно прочитать на сайте www.molodost.in.ua, который называется «Молодость не равнодушна». Это мощное молодежное волонтерское движение. Если говорить вкратце, то ведем работу с онкобольными детьми, осуществляем за ними уход, организуем сдачу крови, миссионерство и катехизацию в этой среде. Организуем поездки в детские дома для адаптации детей. Причем помощь в этом оказывают профессиональные психологи, ведь посещение больниц, детских домов, как у нас принято, сводится к жалению, «сюсюканию». А это крайне опасно, потому, что и у детдомовских детей, и у больных возникает чувство избранничества, будто весь мир им что-то должен. Если с такими мыслями они выходят, то теряются в этом мире, где никому не нужны. Мы стремимся адаптировать их в обществе, дать правильные векторы в развитии. Кроме того, это поездки в дома престарелых, так как эти люди, прежде всего, нуждаются во внимании. Еще одно направление - помощь в реставрации разрушенных храмов и монастырей, трудовые десанты по выходным дням. Наши ребята находят общины, которым нужна физическая помощь - перенести кирпичи, выкопать канаву и так далее, и отправляются туда. Это работа, которая не требует квалификации и специальных навыков. Есть и другие добрые дела.

«Прежде чем жениться, нужно приглядеться!»

- А как строится работа с малышами, школьниками?

- У нас действует мощная воскресная школа, где занимаются около 150 детей. Занятия ведутся в нескольких классах - по возрастным категориям. Понятно, что с пятилетними детьми мы не будем говорить так, как с десятилетними. Причем в школе изучают не только Закон Божий, но и церковное пение, историю Церкви, церковнославянское чтение. Так что наши дети умеют и читать, и петь, разбираются в церковном уставе. Они принимают участие в монастырском богослужении. Обучение длится четыре года.

- К преподаванию привлекаете педагогов или просто мирян, которые хотят работать?

- У нас при монастыре очень много учителей, преподавателей вузов, которые хотят послужить Церкви, так вот они нам и помогают в этом. Некоторые занятия ведут братья.

- А в создании журнала «Отрок» молодые люди принимают непосредственное участие?

- Собственно говоря, эта идея и родилась в среде молодежи. У нас каждый четверг проходят чаепития. Поначалу приходили 20-30 человек, а сейчас бывает по 250-300. И вы постарайтесь к нам приехать! Рассаживаем всех прямо в храме, общаемся. Там и возникла идея создания такого журнала. А занимаются этим проектом ребята, вышедшие из «молодежки», которым сейчас по 25-26 лет. Мы их только корректируем, причем не присматриваем, а надсматриваем. Они сами находят темы, которые интересуют их сверстников, поэтому и получается интересный журнал.

- Любопытно, если молодой человек или девушка - лет 17-18, вдруг заявит: хочу в монастырь! Что Вы скажете?

- Обычно я рекомендую пожить в каком-то из монастырей во время каникул или отпуска, присмотреться, насколько их представление о монастыре соответствует реальности. Потому, что зачастую ребята воцерковившиеся, горящие верой, хотят реализовать себя по максимуму. Я в свое время так и поступил, пришел в монастырь в 18 лет. Но все же стоит некоторое время присмотреться. Если они увидят, что подходят монастырю, а монастырь подходит им, тогда, действительно, можно делать этот решительный шаг. Ведь в отношениях, когда молодому человеку нравится девушка, есть период ухаживания, он к ней присматривается, знакомится с друзьями и родными, не сразу ведь предложение делают! Так что стоит поездить, посмотреть, пообщаться более тесно с братьями или сестрами.

 «Священник - не гуру и не диктатор»

- А что посоветовать людям, которые нуждаются в духовном руководстве, но не могут найти духовного отца? К одному не лежит душа, к другому нет доверия и так далее.

- Роскошь поиска духовника доступна только горожанам, где несколько приходов, где много священников, и можно выбрать того, кто соответствует духовным запросам человека, кто может помочь ему идти в Царствие Небесное. Если же человек живет в селе или городке, где выбора нет, приходится духовно окормляться у того священника, который служит на приходе. В любом случае, это не является препятствием для того, чтобы священник был духовником. Ведь когда человек идет на исповедь или за духовным советом, он всегда молится, чтобы Господь вразумил этого священника, чтобы через него открыл волю Господа. Священник - это не гуру, и не тотальный диктатор, который руководит всей жизнью, священник - это советчик, помощник на пути спасения. Поэтому, если есть такой вопрос, который мы не можем разрешить, не находим ответа в Евангелие или у святых отцов, то обязательно должны помолиться, попросив Господа о вразумлении батюшки, и можно подходить к любому. Я думаю, что благодати священства достаточно для того, чтобы каждый священник помог. Доверять нужно, ведь есть такое понятие, как тайна исповеди. Исповедоваться можно у любого священника, независимо от того, насколько он речист, духовен или не очень. Таинство совершается в любом случае. Конечно, есть и человеческий фактор - скажем, не лежит душа, ну, тогда нужно смиряться и благодарить Бога за все. Если есть возможность, общайтесь с тем священником, к которому есть расположение.

«С именем Святителя Феодосия связано чудо»

- Батюшка, я раньше встречала Вас в Чернигове. Что связывает Вас с нашим городом?

- Впервые я попал в Чернигов, еще будучи послушником, примерно в 1992 году. Хотел почтить Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Этот святитель весьма мною почитаем. С его именем в моей жизни связано маленькое чудо. Это было в 1990 или 1991 году, когда я был послушником в Киево-Печерской Лавре. Мне попала в руки книга «Житие Святителя Феодосия», причем она была издана в Джорданвилле (США). В те годы книг о Православии у нас не было, кроме молитвословов и толкований Библии. Мне тогда очень захотелось иметь икону святителя, а в лавках такого образа не было. «Где же эту икону найти?», - думал я и размышлял, к кому же обратиться, кому ее заказать. И в этих раздумьях захожу в соседнюю келью попросить то ли сахару, то ли чаю, и вижу на полочке старинную икону Святителя Феодосия, еще дореволюционную. «Где взял?» - спрашиваю у послушника. «Тебе нужна? Забирай!» - отвечает тот. Этот образ до сих пор у меня хранится, и я еще больше впечатлился чудотворениями Святителя.

- А возможность погулять по нашему городу бывает?

- Время от времени. Вскоре после той истории я побывал в Чернигове, и он меня очаровал. Мало в Украине городов, которые так бережно относятся к своему историческому центру. Слава Богу, что все новостройки вынесены на окраины, все мирно, провинциально, благостно и умиротворенно. Причем любой уголок Чернигова романтически очарователен: и Свято-Троицкий собор, и Антониевы пещеры, и храмы на Валу, и Елецкий монастырь. Печально, что пещеры до сих пор не принадлежат Церкви. Это место подвига преподобных, где нужно регулярно совершать Литургии, молиться. А в настоящее время в святом месте ходят полуодетые туристы.