УКР РУС  


 Головна > Публікації >   
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 67 відвідувачів

Теги
Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ постать у Церкві Мазепа милосердя конфлікти українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП педагогіка церква та політика Доброчинність Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну краєзнавство Церква і влада УГКЦ іконопис Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні діаспора Президент Віктор Ющенко Ющенко церковна журналістика Києво-Печерська Лавра молодь вибори Патріарх Алексій II Католицька Церква церква і суспільство Голодомор автокефалія Церква і політика забобони монастирі та храми України Археологія та реставрація секти Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква шляхи єднання






Рейтинг@Mail.ru






Коростень — сокровищница монументов Православия

  17 листопада 2008


Виктория Кочубей

По страницам истории

Райцентр Житомирской области - Коростень,- пожалуй, как ни один город Украины, хранит множество уникальных и интересных исторических памятников...

В разных частях города встречаем мы удивительные жемчужины архитектуры и мемориальные ансамбли, которые напоминают нам о ярчайших страницах нашей истории. В восточной части города, на правом берегу реки Уж, в парке, где, по показаниям археологов, в десятом столетии стоял княжеский двор древнего Искоростеня, столицы древлянского племени, установлены памятники князю Малу и княгине Ольге.

С момента основания, в VIII веке, современный Коростень носил иное название - Искоростень: «из-коры-стены». Впервые он упомянут в 914 как столица славянского племени древлян. После того, как древляне отказались платить возложенную на них чрезмерную дань и зверски убили киевского князя Игоря, его жена княгиня Ольга отомстила древлянам.

Летописи сохранили яркий рассказ о мести княгини Ольги убийцам ее мужа. В первый раз, когда древлянские послы явились в Киев требовать от княгини, чтобы та вышла замуж за их князя, Ольга будто бы согласилась, но затем повелела бросить послов в глубокую яму и закопать их в ней живыми.

Новое посольство («лучшие бояре древлянские») вновь было обмануто хитроумной Ольгой: княгиня предложила древлянам сначала вымыться, а затем подожгла мыльню. И в третий раз княгиня отомстила древлянам. «Вот, уже иду к вам, - отправила она весть ничего не подозревающим древлянским старейшинам. - Готовьте меды у могилы мужа моего - поплачу над нею и устрою тризну». Собрав небольшую дружину, Ольга пришла к могиле Игоря. На вопросы древлян, где же бояре, посланные к ней прежде, Ольга отвечала, что они следует за ней. И повелела Ольга отрокам своим прислуживать древлянам. Когда же те упились, киевские дружинники перебили их всех; и погибло здесь, по свидетельству летописца, пять тысяч человек.

Но это еще не был конец Ольгиной мести. На следующий год (по летописи, в 946 году) Ольга собрала огромное войско и двинулась в древлянскую землю. Во главе киевского войска стояли храбрые воеводы, которые повели дружину по древлянским землям. Древляне были разбиты, остатки их войска разбежались по разным городам и затворились в них. Ольга взяла все древлянские города, кроме одного - Искоростеня, того самого, в котором укрылись убийцы ее мужа. Целое лето она стояла возле города, но так и не смогла взять его силой. И тогда, рассказывает летописец, Ольга придумала новую хитрость. Она передала в город такие слова: «Я уже отомстила за смерть мужа своего. Больше не хочу мстить. Хочу взять с вас малую дань, и тогда уйду». «Чем хочешь дань взять: медом или мехами?» - спросили древляне. «Нет у вас нынче ни меду, ни мехов, - отвечала Ольга. - Дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья, и мне будет довольно». Обрадованные такой неслыханной снисходительностью древляне поспешили выполнить требование княгини. Ольга же раздала своим воинам кому по голубю, а кому по воробью и повелела к каждой птице привязать тлеющий трут, обернув его тряпицей. И когда стало смеркаться, воины выпустили птиц на волю. Те полетели в свои гнезда: голуби на голубятни, а воробьи под стрехи домов. И так загорелся весь город Искоростень. Жители стали выбегать из горящего города, а Ольга повелела своим воинам хватать их. И так одних убили, других забрали в полон, а иных оставили платить дани.

 

«Предвозвестница христианской земли»

Уже в этих деяниях проявились удивительные способности Ольги, ее талант государственного деятеля. Недаром в историю Руси она вошла с прозвищем «мудрой». «Мудрейшей из всех людей» называет ее летописец. Но главным событием в биографии княгини, делом всей ее жизни, несомненно, стало принятие христианства. «Господь избрал ее как честный сосуд для пресвятого имени Своего, - пишет автор жития святой Ольги, - да пронесет она его в земле Русской. Он возжег в сердце ее зарю невидимой благодати Своей, отверз ее умные очи к познанию истинного Бога...»

По рассказу летописи и жития, после крещения Ольга получила благословение от константинопольского Патриарха Полиевкта, который будто бы обратился к ней с такими словами: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет, а тьму оставила». Патриарх вручил княгине животворящий Крест Господень. Спустя много лет этот крест был поставлен в киевском Софийском соборе. На нем была такая надпись: «Обновилась Русская земля для жизни в Боге через святое крещение, которое приняла благоверная великая княгиня Ольга». Денно и нощно молилась Ольга за свою семью, державу и за всех людей русских, прося у Господа просветить Русскую землю святым крещением и обратить ее к истинной вере.

Предчувствуя близкий конец, Ольга обратилась к своему сыну с просьбой похоронить ее по христианскому закону: «Не насыпай кургана над моей могилой и не устраивай тризны. Пусть священник предаст земле мое грешное тело». Святослав согласился. Перед смертью княгиня Ольга причастилась Святых Таин и стала молиться Богу и Пресвятой Богородице. И когда молитва была еще на устах ее, душа оставила тело и отошла к Господу. Случилось это 11 июля 969 года. Похоронили же ее по христианскому обычаю, как и завещала она.

Спустя двадцать лет исполнилось пророчество святой княгини о просвещении Руси и обращении ее к Богу. Внук святой Ольги, великий князь Владимир Святославич, крестил Киевскую Русь, завершив то великое дело утверждения христианства на Руси, которое начала его бабка.

А вскоре Владимир повелел перенести останки святой княгини в церковь, чтобы люди могли поклониться ей. Ее мощи извлекли из земли, и - о, чудо! - они оказались целыми и невредимыми: время не тронуло их. С великой честью и при стечении множества народа святые мощи были положены в каменный гроб и установлены в незадолго до этого построенной церкви Пресвятой Богородицы, называемой Десятинной. По преданию, на верху каменного саркофага, в котором лежали мощи святой княгини, было устроено оконце. Когда кто-нибудь с твердой верой приходил к гробнице, оконце само собой открывалось, и было видно нетленное тело блаженной княгини, светящееся, словно солнце. И, как говорят, многие люди получали возле гробницы исцеление от разных болезней. Если же кто без веры приходил к честным мощам, оконце не отворялось, и был виден один только каменный гроб.

 

В Коростене уже построен храм святой Ольги. Монументы, установленные в городском парке, - памятники князю Малу и Княгине Ольге. Их автором является скульптор Игорь Заречный.

 

Единственный в своем роде

В другом конце Коростеня, у городского дома культуры, в  2006 году был установлен памятник Покрову Божьей Матери. Это едва ли не единственный православный памятник в Украине. Коростенцы избрали Божью Матерь покровительницей города. В день Покрова жители города отмечают свой престольный праздник.

 

В планах городских властей вскоре начать работы над новым монументом  - памятником княжеской дочери Малуше, которая стала матерью Владимира Великого - крестителя Руси. Таким образом, в городском парке появятся застывшие в камне исторические персонажи, судьба которых тесно связана с историей древлянского края и Киевской Руси.

 

По материалам Житомир.инфо