УКР РУС  


 Головна > Публікації >   
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 89 відвідувачів

Теги
монастирі та храми України Мазепа Доброчинність конфлікти Священний Синод УПЦ Голодомор молодь Церква і влада милосердя Церква і політика Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина церква та політика церква і суспільство постать у Церкві розкол в Україні УГКЦ комуністи та Церква Президент Віктор Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство вибори Вселенський Патріархат УПЦ КП секти Патріарх Алексій II діаспора педагогіка українська християнська культура автокефалія Ющенко забобони Католицька Церква шляхи єднання церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис






Рейтинг@Mail.ru






Коростень — сокровищница монументов Православия

  17 листопада 2008


Виктория Кочубей

По страницам истории

Райцентр Житомирской области - Коростень,- пожалуй, как ни один город Украины, хранит множество уникальных и интересных исторических памятников...

В разных частях города встречаем мы удивительные жемчужины архитектуры и мемориальные ансамбли, которые напоминают нам о ярчайших страницах нашей истории. В восточной части города, на правом берегу реки Уж, в парке, где, по показаниям археологов, в десятом столетии стоял княжеский двор древнего Искоростеня, столицы древлянского племени, установлены памятники князю Малу и княгине Ольге.

С момента основания, в VIII веке, современный Коростень носил иное название - Искоростень: «из-коры-стены». Впервые он упомянут в 914 как столица славянского племени древлян. После того, как древляне отказались платить возложенную на них чрезмерную дань и зверски убили киевского князя Игоря, его жена княгиня Ольга отомстила древлянам.

Летописи сохранили яркий рассказ о мести княгини Ольги убийцам ее мужа. В первый раз, когда древлянские послы явились в Киев требовать от княгини, чтобы та вышла замуж за их князя, Ольга будто бы согласилась, но затем повелела бросить послов в глубокую яму и закопать их в ней живыми.

Новое посольство («лучшие бояре древлянские») вновь было обмануто хитроумной Ольгой: княгиня предложила древлянам сначала вымыться, а затем подожгла мыльню. И в третий раз княгиня отомстила древлянам. «Вот, уже иду к вам, - отправила она весть ничего не подозревающим древлянским старейшинам. - Готовьте меды у могилы мужа моего - поплачу над нею и устрою тризну». Собрав небольшую дружину, Ольга пришла к могиле Игоря. На вопросы древлян, где же бояре, посланные к ней прежде, Ольга отвечала, что они следует за ней. И повелела Ольга отрокам своим прислуживать древлянам. Когда же те упились, киевские дружинники перебили их всех; и погибло здесь, по свидетельству летописца, пять тысяч человек.

Но это еще не был конец Ольгиной мести. На следующий год (по летописи, в 946 году) Ольга собрала огромное войско и двинулась в древлянскую землю. Во главе киевского войска стояли храбрые воеводы, которые повели дружину по древлянским землям. Древляне были разбиты, остатки их войска разбежались по разным городам и затворились в них. Ольга взяла все древлянские города, кроме одного - Искоростеня, того самого, в котором укрылись убийцы ее мужа. Целое лето она стояла возле города, но так и не смогла взять его силой. И тогда, рассказывает летописец, Ольга придумала новую хитрость. Она передала в город такие слова: «Я уже отомстила за смерть мужа своего. Больше не хочу мстить. Хочу взять с вас малую дань, и тогда уйду». «Чем хочешь дань взять: медом или мехами?» - спросили древляне. «Нет у вас нынче ни меду, ни мехов, - отвечала Ольга. - Дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья, и мне будет довольно». Обрадованные такой неслыханной снисходительностью древляне поспешили выполнить требование княгини. Ольга же раздала своим воинам кому по голубю, а кому по воробью и повелела к каждой птице привязать тлеющий трут, обернув его тряпицей. И когда стало смеркаться, воины выпустили птиц на волю. Те полетели в свои гнезда: голуби на голубятни, а воробьи под стрехи домов. И так загорелся весь город Искоростень. Жители стали выбегать из горящего города, а Ольга повелела своим воинам хватать их. И так одних убили, других забрали в полон, а иных оставили платить дани.

 

«Предвозвестница христианской земли»

Уже в этих деяниях проявились удивительные способности Ольги, ее талант государственного деятеля. Недаром в историю Руси она вошла с прозвищем «мудрой». «Мудрейшей из всех людей» называет ее летописец. Но главным событием в биографии княгини, делом всей ее жизни, несомненно, стало принятие христианства. «Господь избрал ее как честный сосуд для пресвятого имени Своего, - пишет автор жития святой Ольги, - да пронесет она его в земле Русской. Он возжег в сердце ее зарю невидимой благодати Своей, отверз ее умные очи к познанию истинного Бога...»

По рассказу летописи и жития, после крещения Ольга получила благословение от константинопольского Патриарха Полиевкта, который будто бы обратился к ней с такими словами: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет, а тьму оставила». Патриарх вручил княгине животворящий Крест Господень. Спустя много лет этот крест был поставлен в киевском Софийском соборе. На нем была такая надпись: «Обновилась Русская земля для жизни в Боге через святое крещение, которое приняла благоверная великая княгиня Ольга». Денно и нощно молилась Ольга за свою семью, державу и за всех людей русских, прося у Господа просветить Русскую землю святым крещением и обратить ее к истинной вере.

Предчувствуя близкий конец, Ольга обратилась к своему сыну с просьбой похоронить ее по христианскому закону: «Не насыпай кургана над моей могилой и не устраивай тризны. Пусть священник предаст земле мое грешное тело». Святослав согласился. Перед смертью княгиня Ольга причастилась Святых Таин и стала молиться Богу и Пресвятой Богородице. И когда молитва была еще на устах ее, душа оставила тело и отошла к Господу. Случилось это 11 июля 969 года. Похоронили же ее по христианскому обычаю, как и завещала она.

Спустя двадцать лет исполнилось пророчество святой княгини о просвещении Руси и обращении ее к Богу. Внук святой Ольги, великий князь Владимир Святославич, крестил Киевскую Русь, завершив то великое дело утверждения христианства на Руси, которое начала его бабка.

А вскоре Владимир повелел перенести останки святой княгини в церковь, чтобы люди могли поклониться ей. Ее мощи извлекли из земли, и - о, чудо! - они оказались целыми и невредимыми: время не тронуло их. С великой честью и при стечении множества народа святые мощи были положены в каменный гроб и установлены в незадолго до этого построенной церкви Пресвятой Богородицы, называемой Десятинной. По преданию, на верху каменного саркофага, в котором лежали мощи святой княгини, было устроено оконце. Когда кто-нибудь с твердой верой приходил к гробнице, оконце само собой открывалось, и было видно нетленное тело блаженной княгини, светящееся, словно солнце. И, как говорят, многие люди получали возле гробницы исцеление от разных болезней. Если же кто без веры приходил к честным мощам, оконце не отворялось, и был виден один только каменный гроб.

 

В Коростене уже построен храм святой Ольги. Монументы, установленные в городском парке, - памятники князю Малу и Княгине Ольге. Их автором является скульптор Игорь Заречный.

 

Единственный в своем роде

В другом конце Коростеня, у городского дома культуры, в  2006 году был установлен памятник Покрову Божьей Матери. Это едва ли не единственный православный памятник в Украине. Коростенцы избрали Божью Матерь покровительницей города. В день Покрова жители города отмечают свой престольный праздник.

 

В планах городских властей вскоре начать работы над новым монументом  - памятником княжеской дочери Малуше, которая стала матерью Владимира Великого - крестителя Руси. Таким образом, в городском парке появятся застывшие в камне исторические персонажи, судьба которых тесно связана с историей древлянского края и Киевской Руси.

 

По материалам Житомир.инфо