УКР РУС  


 Головна > Публікації >   
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 213 відвідувачів

Теги
монастирі та храми України Католицька Церква українська християнська культура вибори забобони Доброчинність конфлікти УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі церква і суспільство Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика краєзнавство розкол в Україні Священний Синод УПЦ Церква і медицина Президент Віктор Ющенко Ющенко церковна журналістика молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну іконопис церква та політика діаспора Голодомор Мазепа Предстоятелі Помісних Церков автокефалія комуністи та Церква милосердя постать у Церкві Києво-Печерська Лавра УГКЦ Церква і влада педагогіка секти Патріарх Алексій II Археологія та реставрація шляхи єднання Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Если между собою в любви пребудете — Бог будет с вами»

  22 June 2009


Владислав Дятлов

«Не преступати предела братняя»

Умирая в 1054 г., великий князь Ярослав, в правление которого Киевская Русь находилась на пике своего политического могущества, молвил сыновьям: «Если между собою в любви пребудете - Бог будет с вами и ваших врагов заставит вам покориться, и мирно будете жить. Если же будете жить ненавидя, в распрях и ссорах - тогда погибнете сами и землю отцов и дедов своих погубите». И разделил Русь сыновьям на уделы, «заповедав им не преступати предела братняя» и слушаться старшего брата, получившего Киевский стол. Но братья не сохранили мира, и для Руси началась эпоха почти непрерывных междоусобиц. Ярославичи стали основателями удельных династий, которые боролись за увеличение уделов и обладание Киевом.

В 1145 г., после 14 лет управления Православной Церковью на Руси, из Киева отбыл митрополит Михаил. Он уехал туда же, откуда прибыл - в Византию, которая со времен Крещения Руси присылала в Киев митрополитов. Обратно на Русь владыка Михаил не вернулся. Причина этого до конца не ясна. Выдвигались различные гипотезы. По одной - таким образом архипастырь выразил свой протест против княжеских междоусобиц, по другой - оказался в конфликте с князем Всеволодом Ольговичем, правившим в Киеве в 1139-1146 гг. Так или иначе, но при отъезде владыка Михаил оставил русским епископам грамоту с запретом служить без него в главном храме страны - Софийском соборе. Поздняя Густынская летопись утверждает, что в том же 1145 г. отбывший из Киева митрополит преставился к Богу.

 

Новый митрополит из Византии

После смерти Всеволода и недолгого правления его брата Игоря Киевский стол занял в 1146 г. Изяслав Мстиславич. Нового митрополита из Византии все не было, и в 1147 г. епископ Черниговский Онуфрий сообщил Изяславу: «Я узнал, что епископы могут, собравшись, поставить митрополита». И князь предложил в качестве кандидата инока Зарубского монастыря Климента Смолятича - схимника и ученого мужа, «какого в Русской земле не бывало». Но на созванном соборе иерархов мнения разделились. Святитель Нифонт, поставленный на Новгородскую кафедру митрополитом Михаилом из иноков Киево-Печерской Лавры, и владыка Мануил Смоленский, византиец по происхождению, напомнили о запрете служить в храме Святой Софии без византий­ского митрополита и заявили: «Нет того в законе, чтобы епископы ставили митрополита без патриарха».

Проблема заключалась в том, что канонически право на избрание митрополита принадлежало русским епископам, а право поставления кандидата - патриарху Кон­стантинопольскому. Но на практике, по сложившемуся обычаю, в Византии происходило и поставление, и избрание будущего митрополита Киевского из числа византийцев. Единственным дотоле случаем нарушения данного обычая было совершенное в Киеве в 1051 г. по воле князя Ярослава поставление на митрополию придворного ученого священника Илариона, русича по крови.

Однако в событии середины XI в. историки видят стремление Ярослава показать, что пребывание Руси - тогда еще единой - под омофором Константинопольского патриарха не означает политической зависимости Киевского князя от византийского императора. А спустя сто лет ситуация была уже иной: в раздробленной Руси поставление на митрополию кандидата от одной из конкурирующих группировок князей могло привести к давлению той же группировки на митрополита, а через него - на князей-соперников. Для духовного окормления русичей и для мира внутри страны это представляло немалую угрозу. Некоторые именно здесь усматривают причину того, что свт. Нифонт и владыка Мануил отказались участвовать в поставлении Климента и не признали его законным митрополитом. В 1149 г., проиграв битву за Киев князю Юрию Долгорукому, Изяслав уехал во Владимир-Волынский и забрал владыку Климента с собой. После этого Киев еще не раз переходил из рук в руки в борьбе Изяслава с Юрием. Тем временем патриарх прислал свт. Нифонту грамоту, в которой выразил Новгородскому владыке полную поддержку. В 1154 г. в Киеве умирает Изяслав, в 1155-м Киевский стол в очередной раз занимает Юрий, а в 1156-м в Киев приезжает из Византии новый митрополит - ученый владыка свт. Константин.

Вскоре по прибытии в свой кафедральный город свт.  Константин лишил сана Климента и поставленных им церковнослужителей, а также запретил молитвенно поминать почившего Изяслава. Позже святитель вернул сан ставленникам Климента, «ибо они написали ему рукописание на Климента» - вероятно, письменное обязательство не подчиняться бывшему митрополиту. Эти шаги свт. Константина, как и предшествующее поставление Климента на митрополию, не имеют в церковной истории однозначной оценки, поскольку не все события церковной смуты на Руси середины XII в. достаточно ясны и многие участники конфликта оказались заложниками политических обстоятельств. Но прямолинейность, с которой начал действовать свт. Константин, не учитывая, что Киев часто меняет хозяев, обернулась скорбями для архипастыря. После смерти Юрия Долгорукого в 1158 г. Киевский стол занял сын покойного Изяслава Мстислав, и свт. Константину пришлось удалиться в Чернигов, где к тому времени был епископом прибывший из Византии владыка Антоний. Мстислав пригласил на Киевское княжение своего дядю Ростислава Мстиславича. Когда в ходе переговоров коснулись вопроса о митрополите, вспыхнула жесткая полемика: Ростислав отказывался вернуть в Киев Климента, как не имеющего благословения патриарха, а Мстислав - свт. Константина, как запретившего поминовение Изяслава. В итоге сошлись на том, чтобы пригласить из Византии нового митрополита.

 

 

«Я согрешил. Пусть будет за это на мне рука Господня»

 

 

Согласно Лаврентьевской летописи, в 1159 г. свт. Константин почил в Чернигове. Перед кончиной он с клятвой завещал владыке Антонию: «Не погребай моего тела, но, привязав веревкой за ноги мои, влеките меня из города и бросьте псам на съедение». Потрясенный, но связанный клятвой, владыка Антоний исполнил последнюю волю святителя, однако уже на следующий день после оставления тела за городом совместно с Черниговским князем Святославом перенес мощи архипастыря в городской Спасский собор - ровесник Софии Киевской, существующий до сих пор. По версии Никоновской летописи, тело митрополита лежало вне стен Чернигова четыре дня и было прославлено благоуханием, а над Киевом все это время ревела буря, заставившая Мстислава жалеть о своем конфликте с почившим святителем. Сообщает о буре и Воскресенская летопись, но при этом упоминает о сожалении Ростислава по поводу смуты вокруг митрополичьей кафедры. Та же летопись по-иному описывает и некоторые другие моменты событий. По ее словам, беря клятву с владыки Антония об исполнении своего завещания, свт. Константин вручил ему запечатанное письмо, которое повелел раскрыть лишь тогда, когда он отойдет в мир иной. Время покоя мощей святителя вне града Воскресенская летопись определяет в три дня, прибавляя, что за этот срок «ничтоже телу тому, но цело невредимо бысть ничим же», а ночами «видяху над телом его три столпы огнены до небеси».

«Житие» свт. Константина влагает в уста архипастыря следующее объяснение своей воли: «Я согрешил. Из-за меня произошел мятеж. Пусть будет за это на мне рука Господня. Пусть я пострадаю, да отвратит Господь несогласия и раздоры от народа Своего!» . «Подобно тому, как Господь не оставил раскаявшегося разбойника, так милосердный Владыка принял и плоды покаяния, принесенные Константином», - так комментирует эти события митрополит Мануил (Лемешевский) в своей фундаментальной работе «Русские православные иерархи».

Память свт. Константина празднуется 18 июня.

 

 

«Церковна православна газета», №11 (237), червень 2009 року.
Підписний індекс: російською мовою - 96137, українською - 96145.

 

 

 

Автор: Владислав Дятлов