УКР РУС  


 Головна > Публікації >   
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 218 відвідувачів

Теги
милосердя секти розкол в Україні Священний Синод УПЦ монастирі та храми України автокефалія Вселенський Патріархат Києво-Печерська Лавра шляхи єднання конфлікти краєзнавство Мазепа Ющенко Предстоятелі Помісних Церков діаспора іконопис Президент Віктор Ющенко церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика Католицька Церква молодь Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність українська християнська культура церковна журналістика Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква Церква і влада церква і суспільство забобони педагогіка Церква і медицина УПЦ КП УГКЦ вибори Голодомор постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






«Привести во свет познания живого Бога»

  22 June 2009


Владимир Моисеенко

Православная миссия в XVIII - середине XIX века. Архимандрит Иакинф (Бичурин)

10 ноября 1736 г. в Пекин с русским торговым караваном прибыли члены новой, Третьей миссии. Начальник миссии, архимандрит Иларион (Трусов), освятил построенный шесть лет назад храм в честь Сретения Господня, при храме был основан Сретенский монастырь. После этого иконописцы - священник Иван и иеродиакон Виктор - приступили к написанию образов для новоосвященной церкви. Китайское правительство вскоре удовлетворило просьбу русских уволить их со всех должностей, так как «священникам и всякого звания церковникам, по христианскому обыкновению, других чинов иметь никогда не дозволяется».

В тот год произошло важное событие в истории Китая - на престол вступил Айсиньгиоро Хунли (девиз правления Цяньлун), правивший 59 лет, до 1795 г. Во время его правления Цинская империя достигла вершины своего могущества. В 50-е гг. XVIII в. были завоеваны Джунгарское и Кашгарское ханства на западе (эти земли стали называться Синьцзян - «Новая граница»), присоединен Тибет. Вассалами Китая были Корея, Непал, Бутан, Вьетнам и Мьянма (Авское государство). Территория империи увеличилась на 3 млн км2 и простиралась от Татарского пролива до озера Балхаш и границ Бухар­ского эмирата, численность населения по переписи 1795 г. составила 313 млн человек. Пекин с населением в 1,1 млн человек был крупнейшим городом мира. Но могущество маньчжурской династии Цинов покоилось на довольно зыбком основании - то и дело вспыхивали восстания покоренных народов и задавленных налогами китайских крестьян. Памятуя о роли европейцев в приходе к власти своей же династии и опасаясь растущего их влияния, император решил «закрыть» империю для этих «варваров». В 1757 г. была запрещена иностранная торговля во всех портах, кроме Гуанчжоу. Караванная торговля с Россией через монгольские степи также стала строго регламентироваться. Воспринимая свою империю центром Вселенной, перед которой ино­странцы должны были трепетать, император принял в 1793 г. англий­ского посла Джорджа Макартни как посланника далекого и маленького «варварского» государства (очередного «данника» богдыхана) и отказался заключить с Англией торговый договор.

Ревностный конфуцианец, император Цяньлун всячески стеснял свободу вероисповедания буддистов, даосов и особенно мусульман, а проповедь католицизма была запрещена еще при его деде Канси, в начале XVIII в. Тогда в Китае насчитывалось около двух десятков иностранных миссионеров, свыше 200 тысяч китайцев-христиан и примерно 250 католических храмов. Однако францисканцы и доминиканцы осудили иезуитов за то, что они считали совместимыми с католическим учением традиционные китайские обряды, такие как поклонение предкам. Началась полемика о ритуалах, и в 1715 г. папа Климент XI выпустил буллу, запрещающую эти обряды. Возмущенный император Канси в 1721 г. приказал выслать из страны миссионеров, стремившихся отвратить китайцев от их национальных традиций. На столетие католицизм в Китае был запрещен.

В отличие от католических, русские миссионеры в этот период не занимались распространением Православия среди китайцев и маньчжур, ограничиваясь лишь поддержанием веры среди потомков албазинцев. Миссия выполняла дипломатические поручения своего правительства, давала пристанище и оказывала помощь русским торговым караванам. «Католические и протестантские миссионеры, - пишет ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, кандидат философских наук А. В. Ломанов, - должны были убеждать китайцев принять новую для них религию и требовать от них отречения от «суеверий», унаследованных от предков. Православные священники были призваны напоминать албазинцам о необходимости свято хранить христианскую веру предков, одновременно отвращая их от погружения в мир китайской религиозной жизни". Поэтому китайские власти относились к Российской духовной миссии весьма лояльно. К 1860 г. состав миссии сменился четырнадцать раз. В большинстве своем миссионеры из России в Китай ехали неохотно: путь был трудный, они тяжело переносили местный климат и оторванность от родины. В Пекине им приходилось жить по десять и более лет, многие здесь и умирали, как, например, все члены Пятой миссии (1755-1771) архимандрита Амвросия (Юматова).

В штате уже первых десяти миссий были люди, изучавшие историю, язык и культуру Китая, переводившие с китайского и маньчжурского языков и издававшие свои труды об этой стране, - Иларион Рассохин, Иван Бухарт, Алексей Леонтьев, Алексей Агафонов и другие. Особое место среди них принад­лежит начальнику Девятой миссии архимандриту Иакинфу (Бичурину). 13-летнее пребывание его в Китае (1808-1821) стало научным подвигом по изучению этой страны. Начав с труда по составлению китайского и маньчжурского словарей и краткого Катихизиса на китайском языке для нужд своей миссионерской деятельности, отец Иакинф вырос в первоклассного ученого-синолога, передового для русской и западноевропейской науки. Он собрал богатую библиотеку китайской и тибетской литературы, позднее перевел множество книг и документов, а его оригинальные труды по географии, истории, литературе Китая и сегодня не потеряли научного значения и были недавно переизданы. Но для собственно миссионерской деятельности у начальника миссии, занятого научной деятельностью, не хватало ни времени, ни сил - и с годами она пришла в упадок, из которого была выведена Десятой миссией (1821-1830) во главе с архимандритом Петром (Каменским).

К началу ХIХ в. потомки албазинцев в значительной степени ассимилировались в китайской среде, проповедовать им на русском языке стало затруднительно, кроме того, около двухсот китайцев и маньчжур также приняли Православие. Возникла необходимость в переводе на китайский язык православных молитвенных и литургических текстов. Переводческую работу начал иеромонах Исаия (Поликин), живший в Китае в 1858-1871 гг. Систематическую работу по переводу богослужебных книг и Священного Писания Нового Завета вели в те годы начальники Тринадцатой, Четырнадцатой и Пятнадцатой миссий - архимандриты Гурий (Карпов) и Палладий (Кафаров), создатель «Китайско-русского словаря».

 

Православная миссия в 1858-1949 годах. Святитель Иннокентий (Фигуровский)

После подписания в 1858 г. серии Тяньцзиньских договоров Китая с Россией, Англией, Францией и США в Пекине открылись дипломатические представительства иностранных государств. В 1861 г. в столице Китая была учреждена постоянно действующая Российская дипломатическая миссия, а два года спустя Духовная миссия была передана из ведения Министерства ино­странных дел в подчинение Святейшему Синоду и превратилась в учреждение с исключительно религиозными (миссионер­скими) функциями.

Теперь Миссия начала проводить развернутую миссионерскую деятельность среди китайцев, которая достигла наибольшего размаха во время Восемнадцатой миссии (1896-1931) и связана с именем ее начальника, Иннокентия (Фигуровского, с 1902 г. епископ Переяславский, с 1921 г. - архиепископ, а с 1928 г. - митрополит Пекин­ский и Китай­ский). Немалую помощь святителю Иннокентию в деле распространения Православия в Китае оказали его младший брат - священник Павел Фигуровский - и мать, которая, овдовев, постриглась в монашество и перебралась к сыну в Пекин, где, почитаемая всеми уже как инокиня Манефа, умерла в 1911 г. Человек проницательного ума, громадной энергии, твердый поборник Православия, святитель Иннокентий стал также выдающимся ученым-синологом. Он знал 62 тысячи китайских иероглифов, к нему как к знатоку языка обращались даже китайские профессора. Ему принадлежит последний на данный момент православный перевод Нового Завета и других религиозных текстов. Под руководством владыки Иннокентия широкий размах приобрела издательская деятельность Духовной миссии. Наряду с новым изданием были переизданы старые переводы, например, в 1911 г. вышел Апостол в переводе архимандрита Гурия.

В 1899-1901 гг. в Китае продолжалось Ихэту­аньское восстание («боксерское»), направленное против закабаления страны империалистическими державами. Ненависть восставших к "заморским демонам" вылилась в погромы христианских общин всех конфессий, убийства священнослужителей и верующих. Вместе с другими европейскими учреждениями была сожжена и Россий­ская миссия, разрушены храмы, уничтожены архив и библиотека. 222 православных китайца стали святыми мучениками, среди них иерей Митрофан (Цзи), первый китаец-священник. Подавление восстания иностранными войсками также сопровождалось убийствами невинных и разрушением китайских храмов.

Спустя несколько лет разоренная территория Миссии была восстановлена. На месте захоронения 222 китайских мучеников, убитых ихэтуанями, к 1906 г. был воздвигнут храм в честь Всех святых мучеников и основан Пекинский Успенский муж­ской монастырь. Неподалеку от деревни Мэньтоуцунь Миссия купила заброшенную кумирню с участком земли и устроила там Крестовоздвиженский скит. В 1903 г. в Пекине послушницы Красноярского Знаменского женского монастыря организовали первую женскую православную общину - Покров­ский монастырь. Строились храмы и в других городах - Тяньцзине, Фучжоу и Ханькоу, где в конце XIX в. были открыты русские концессии. В Маньчжурии был построен город Харбин, «столица» Китайской военной железной дороги, в котором по проекту видного петербургского архитектора И. В. Падлев­ского был сооружен Свято-Николаевский собор.

Революция и гражданская война в России усложнили миссионер­скую работу Пекинской духовной миссии, все свои силы обратившей на окормление полумиллиона соотечественников, которые, спасаясь от большевистских преследований, нашли приют в Китае. Некоторые, среди них Виктор (Святин), будущий глава Миссии, постриглись в монахи и остались в Успенском монастыре. В нем же нашли свое упокоение Алапаевские мученики - члены семьи дома Романовых, убиенные в 1918 г. на Урале. В 1920 г. Российская духовная миссия в Китае перешла в подчинение Высшего Церковного Управления Заграницей, впоследствии - Архиерейского Синода РПЦ Заграницей. Была образована новая епархия, Пекинская и Китайская, во главе с владыкой Иннокентием (Фигуровским). Кроме того, в Маньчжурии была организована Харбинская епархия, управлявшаяся митрополитом Харбин­ским Мефодием и непосред­ственно подчинявшаяся Архиерейскому Синоду.

В местах сосредоточения иммигрантов возникали новые приходы, строились храмы. В Харбине в 1923-1932 гг. выстроили величественный каменный собор Святой Софии. В Шанхае попечением архиепископа Симона (Виноградова), начальника Девятнадцатой миссии (1931-1933), был заложен Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Его же стараниями с 1907 г. в Пекине издавался журнал «Православный благовест­ник», который на протяжении 50 лет ежемесячно освещал деятельность Пекинской миссии, рассказывал об истории христианства в Китае, публиковал труды русских синологов и повествовал о церковной жизни русской эмиграции.

Шанхай стал местом подвижничества великого праведника, святителя Иоанна (Максимовича), которого в 1934 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей возвел в сан епископа Шанхайского. Святитель Иона (Покровский, 1888-1925), Ханькоуский чудотворец, также заслужил всеобщую любовь неустанной деятельностью по оказанию помощи беженцам и имел такое глубокое и благодетельное влияние на всех, кто с ним соприкасался, русских и китайцев, что еще при жизни его почитали святым. Их пример способствовал распространению Православия в китайской среде.

Последнюю, Двадцатую миссию (1933-1956) возглавлял епископ Виктор (Святин), возведенный в 1937 г. в сан архиепископа. Ему пришлось окормлять свою паству в чрезвычайно трудное время. В 1937 г. Китай подвергся агрессии милитаристской Японии, после разгрома которой еще четыре года в стране полыхала гражданская война. С приходом в 1949 г. к власти коммунистов начался новый этап истории Православия в Китае.

 

Обретение автономии. Китайская Автономная Православная Церковь сегодня

В конце 1940-х гг. эмиграция в Китае разделилась. Одни возвращались на Родину (в течение 1947 г. было осуществлено несколько репатриаций), другие уезжали в Австралию, США, страны Латинской Америки. В Русской Православной Церкви Китая также произошел раскол. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 22 октября 1946 г. архиепископ Пекинский и Китайский Виктор был утвержден в должности начальника Российской духовной миссии в Китае. Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей был издан указ аналогичного содержания, поручающий исполнять обязанности начальника Миссии архиепископу Шанхайскому Иоанну. В 1946 г. был учрежден центр Восточно-Азиатского Экзархата Русской Православной Церкви в Харбине во главе с архиепископом Нестором (Анисимовым).

Таким образом, на территории Китая сформировались два церковных центра - Экзархат в Харбине и Миссия в Пекине. Сложившееся «двоевластие» ослабляло китайское Православие. Летом 1948 г. митрополит Нестор был арестован китайскими властями и отправлен в СССР. 22 августа 1950 г. архиепископ Пекинский Виктор (Святин) указом Святейшего Патриарха был назначен Патриаршим Экзархом Восточно-Азиатского Экзархата и начальником Двадцатой Россий­ской духовной миссии в Китае. В составе Экзархата были учреждены пять епархий: Пекинская, Харбинская, Шанхайская, Тяньцзинская, Синьцзянская. В июле 1950 г. состоялось наречение архимандрита Симеона (Ду) во епископа Тяньцзиньского.

Однако Православная Церковь переживала тяжелые времена: правительство КНР негативно относилось к миссионерству, русские и другие европейцы покидали Китай, в стране осталось только 20 тысяч православных верующих. В связи с этим в 1954 г. Священный Синод под председательством Патриарха решил упразднить Российскую духовную миссию в Китае. В октябре 1955 г. был рукоположен во епископа Пекинского архимандрит Василий (Шуан), который должен был временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви (хиротонисан 30 мая 1957 г. в Преображенском храме Москвы). В 1956 г. Московским Патриархатом была дарована автономия Китайской Православной Церкви. Все русские священники вынуждены были покинуть страну. В годы «культурной революции» из-за репрессий Церковь фактически прекратила свое существование. К середине 1964 г. в Пекине был закрыт по­следний православный храм, а год спустя в Шанхае скончался последний китайский архиерей - епископ Симеон (Ду).

Возрождение церковной жизни в Китае началось в 80-е годы минувшего века. Первым в 1986 г. открылся Свято-Покровский храм в Харбине, в котором получили разрешение молиться немногие православные китайцы. Единственный на весь Китай харбинский священник, отец Григорий Чжу, в 1996 г. получил от Патриарха Московского и всея Руси антиминс и Святое миро и использовал их при богослужении до своей кончины в 2000 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви в 1997 г. было принято решение о том, что впредь до избрания Помест­ным Собором Китайской Автономной Православной Церкви своего Предстоятеля каноническое попечение о приходах на территории КНР осуществляется Патриархом Московским и всея Руси. В июле 2006 г. делегация китайских религиозных лидеров и начальник Государственного управления по делам религий при Государственном совете КНР Е Сяовэнь приняли участие во Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве. В рамках работы этого форума состоялась встреча Патриарха Алексия ІІ с Е Сяовэнем. 2 февраля 2009 г. в Москве прошла встреча начальника Госуправления по делам религий в Госсовете КНР Е Сяовэня со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Патриарх высказался за развитие отношений между россий­скими православными и верующими в Китае.

Ныне в КНР насчитывается около 15 тысяч православных верующих, однако ни одного действующего китайского православного священнослужителя на территории КНР в настоящий момент нет. «Очевидно, что Церковь в Китае жива, но нуждается в нормализации своей жизни, - говорил в ноябре 2007 г. в своем докладе «Китайская Автономная Православная Церковь: история, сегодняшний день, перспективы» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. - Особо остро стоит вопрос о восстановлении православного китай­ского духовенства. Для достижения нормализации церковной жизни православных верующих в Китае нами ведется постоянный диалог с китайской стороной... Верю, что по неизреченной милости Божией и молитвам всех китайских святых Китайская Автономная Православная Церковь займет подобающее ей от Господа место в благодатной семье Православных Церквей» .

 

 

«Церковна православна газета», №11 (237), червень 2009 року.
Підписний індекс: російською мовою - 96137, українською - 96145.

 

Автор: Владимир Моисеенко
   
Здание бывшей православной церкви в Ханькоу (Ухань). В настоящее время используется в нецерковных целях

Здание бывшей православной церкви в Ханькоу (Ухань). В настоящее время используется в нецерковных целях
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Харбине. Построен в 1922 г.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Харбине. Построен в 1922 г.
Колокольня у Южных ворот Русской Духовной Миссии в Пекине. Разрушена в 1956 г..Открытка 1910-х гг.

Колокольня у Южных ворот Русской Духовной Миссии в Пекине. Разрушена в 1956 г..Открытка 1910-х гг.
Могила архимандрита Иакинфа (Бичурина) на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, С.-Петербург

Могила архимандрита Иакинфа (Бичурина) на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, С.-Петербург
 Митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) (1863 - 1931)

Митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) (1863 - 1931)