УКР РУС  


 Головна > Публікації >   
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 67 відвідувачів

Теги
Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну Священний Синод УПЦ шляхи єднання Патріарх Алексій II Церква і влада українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков забобони Києво-Печерська Лавра секти Археологія та реставрація милосердя конфлікти вибори автокефалія Вселенський Патріархат педагогіка Церква і політика Президент Віктор Ющенко церква та політика Церква і медицина Мазепа УПЦ КП постать у Церкві УГКЦ Католицька Церква діаспора монастирі та храми України Доброчинність молодь краєзнавство церковна журналістика Голодомор комуністи та Церква церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






Пули для благочинного

  17 листопада 2009


Дмитрий Веденеев, доктор исторических наук, профессор

По материалам архива СБУ

23 сентября 1948 года во Львове в последний путь провожали настоятеля Спасо-Преображенской церкви, заведующего кафедрой философии Львовской богословской академии, доктора философии, богословия и права Гавриила Костельника. Медленно тянулась похоронная процессия из 50 тысяч человек. Во главе - 40 церковных иерархов, представители Комитета по делам религии правительства УССР, областное начальство. За трехчасовым скорбным шествием наблюдали тысячи милиционеров, солдат, курсантов школы МВД, сотрудников органов госбезопасности...

«Улыбка, радость или доброта никогда не отражались на его суровом лице...»

Будущий ученый и протопресвитер родился в 1886 году в Югославии, где проживало немало выходцев из Украины. Отец его был греко-католическим (униатским) священником. Сама же эта церковь пользовалась большим авторитетом у жителей Западной Украины. По сути, это была духовная отдушина во времена имперского владычества Австро-Венгрии и правления шовинистического режима Пилсудского.

Помимо службы Божьей, одаренный богослов выступал с трудами по философии, логике, геометрии. Находил время для активной общественной деятельности: в течение 10 лет редактировал национал-патриотическую газету «Нива», издававшуюся до 1939 года.

Интересные воспоминания о Костельнике приводит историк с мировым именем, львовский профессор Ярослав Дашкевич (сын героини Сечевых Стрельцов Олены Степанив и военачальника Армии УНР Романа Дашкевича, прошедший через сталинские лагеря «за происхождение»). Гавриил Костельник преподавал ему в гимназии, и учительский стол превращался в амвон, откуда священник громовым голосом и с «ораторским искусством сыпал на нас моральные науки». Легко впадал в гнев, отличался неуравновешенностью. Ученики слышали о нем разное - лечился в психиатрической клинике, увлекался «делами о духах», пописывал рассказы на одном из местных диалектов - «бачванским». «Улыбка, радость или доброта никогда не отражались на его суровом лице». Единственной возможностью избежать нудного морализаторства пана отца, поняли гимназисты, было перевести разговор на милых учителю «духов» и «стигматиков» (людей, у которых непонятным образом появлялись на теле раны-отметины, как у распятых).

«Идея мученичества за веру не была ему чуждой»   

По мнению Я. Дашкевича, выступая инициатором создания «инициативной группы», Г. Костельник вряд ли пошел на это под давлением НКГБ, будучи лично человеком отважным, «идея мученичества за веру не была ему чуждой». В православие он переходил целиком сознательно, «не считая это изменой, а возвращением в лоно Восточной Церкви». С юности он впитывал в сознание «наивное простонародное москвофильство, несмотря на безусловно искренний украинский патриотизм». Выступал однозначным сторонником восточного традиционализма в межконфессионных конфликтах.

  У отца Гавриила «вера в миссию, которую ему нужно совершить, объединяя Церковь с Востоком, не была средством шантажа, однако той навязчивой и маниакальной (учитывая амбициозность и психопатологичность этой личности) идеей, которую ему дали возможность реализовать...» Присутствовал и гуманистический мотив спасения греко-католического духовенства от преследований власти. «В национальном отношении, вне сомнения, он был добровольным коллаборантом оккупантов».

С приходом советской власти на земли Западной Украины церковь и ее служители переживали не лучшие времена. Девятнадцатилетний сын Г. Костельника Богдан в 1940-м получил высшую меру наказания как подпольщик-разведчик ОУН. В годы нацистской оккупации священник активно публиковал материалы, суть которых выражают слова - «большевизм противен Богу и природе». Поддерживал личные отношения с командующим УПА Романом Шухевичем.

В послевоенное время деятельность святого отца приобрела иную направленность

С конца 1944-го, как известно, развернулась мощная кампания по ликвидации греко-католической (униатской) церкви, в которой большевики усматривали идейного конкурента насаждаемой официальной идеологии, «агентуру Ватикана», да и активная помощь униатов движению сопротивления ОУН и УПА не была для сталинского режима секретом. Видимо, репрессивная политика властей и сыграла ключевую роль в «переориентации» Г. Костельника.

28 мая 1945 года во Львове образовалась инициативная группа по воссоединению УГКЦ с Православной Церковью. В нее вошли сам отец Гавриил, декан Пельвецкий и генеральный викарий Мельник. Группа обратилась с декларацией в правительство УССР, заявив о выходе из-под юрисдикции Папской курии и желании воссоединиться с православными. «Объединительный процесс», проходивший под неусыпным контролем органов госбезопасности, завершился 8 марта 1946 года.

В тот день во Львовском кафедральном соборе св. Юра огласили, что идею поддержали 986 священников, отказался - 281. В основном докладе Г. Костельник изложил историю унии, насчитывающей 350 лет, и обосновал необходимость объединения церквей. Постановление собора о ликвидации унии «утвердили» экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Иоанн и предстоятель Русской Православной Церкви.

Расформирование УГКЦ шло стахановскими темпами

Закрыли все 230 храмов, настоятели которых не поддержали решения Львовского собора, 344 священников арестовали и осудили. В течение 1946-1949 гг. распустили 2290 униатских приходов.

Многочисленные высказывания Костельника «не для протокола», зафиксированные информаторами органов МГБ, убеждают, что своих истинных взглядов он не изменил. Не был он и агентом органов госбезопасности, хотя за ним присматривал «куратор» в звании подполковника. Стремление же к денонсации унии сам священник объяснял желанием уберечь ее пастырей от неминуемых репрессий. На наш взгляд, именно в христианском желании спасти ближнего своего, в понимании, что плетью обуха не перешибешь - корни «конформизма» отца Гавриила.

Костельник становится благочинным Львова. Однако, сообщала агентура из близкого окружения священника, вынашивает концепцию создания в Галичине «модернистской церкви», работает над рукописями трактатов «Современность и христианство», «Современный священник и культура», в которых намеревался «громить коммунизм».

Следует отметить, что отношения между религиозными деятелями и движением ОУН и УПА не были безоблачными

С одной стороны, среди полевых командиров духовные особы не были редкостью: взять, к примеру, благочинного группы УПА-Север Алексея Гуменюка (Орлыка), командовавшего одним из боевых подразделений. Отправление религиозных обрядов являлось неотъемлемым атрибутом ритуалов повстанцев.

С другой стороны, сурово преследовались священники, заподозренные в сотрудничестве с властями. Так, 11 сентября 1943 года трибунал УПА приговорил к смерти через повешение епископа Ковельского и Владимирского Мануила (Тарнавского), а Служба безпеки (СБ) УПА привела приговор в исполнение, всего же ликвидировали до 50 лояльных к советской власти священников. Нетрудно представить, какое впечатление производили на набожное население Западной Украины грубые антирелигиозные мероприятия властей.

Разумеется, и Костельник был для подполья своего рода «красной тряпкой»: его имя в распространявшихся бандеровцами листовках использовалось как нарицательное - символ духовного предательства.

Увы, одной только пропагандой дело не обошлось. В 1945-м НКГБ сумел предотвратить направленный против священника террористический акт. Его готовили руководитель Тернопольского областного провода ОУН Владимир Ордынец (Вуйко) и референт СБ Львовского провода Иосиф Панькив (Гонта). Оба были схвачены и приговорены к высшей мере наказания.

Священник получал письма-предупреждения от подполья, но шел своим курсом

Органы госбезопасности приняли меры к усилению охраны священника: специально выделенный милиционер присматривал за домом, в который подселили группу военнослужащих, а соседей, неприязненно относившихся к Костельнику, выселили. И все-таки протопресвитера не уберегли.

После богослужения в Преображенской церкви 20 сентября 1948 года около 10 ч 20 мин Гавриил Костельник возвращался домой. На улице Краковской, метрах в десяти от подъезда дома № 17, к нему приблизился молодой человек лет 20-23 и дважды выстрелил из ТТ. Костельник скончался на месте от ранений в голову. Террорист бросился бежать, а когда погоня практически настигла его, сунул ствол себе под подбородок... У самоубийцы нашли пистолет с запасной обоймой. Похоже, показал осмотр трупа, он заранее готовился к роли смертника: под заношенный ватник поддел новое чистое белье, на шею повесил образок на кожаном шнурочке. Во всяком случае, есть сведения о подборе той же СБ ОУН террористов-смертников из проштрафившихся подпольщиков, добровольцев или венерических больных.

Самое загадочное началось позже

Сразу трое (!) содержавшихся под стражей участников ОУН опознали террориста по фотографии как... сына Костельника Иренея, 1916 года рождения. Он, кстати, должен был находиться в то время в Австрии. Жена убитого священника рассказывала знакомым, что в органах госбезопасности на нее оказывали давление, дабы она «опознала» в убийце своего сына, служившего в дивизии СС «Галичина». А два арестованных руководителя Львовского областного провода опознали в самоубийце боевика, имевшего псевдоним Яворенко. Наконец, подпольщица Сабина Романюк заявила, что узнала на снимке 23-летнего члена Николаевского районного провода Олексу Любинского («Бориса»), уроженца села Березное Николаевского района Львовщины.

Пошли слухи, что ОУН предпримет попытки диверсии во время похорон. Команды саперов тщательно обследовали участок Лычаковского кладбища-мемориала и церковь, где состоялось отпевание. Под усиленную охрану взяли скорбную процессию. Власти облегченно вздохнули, когда мероприятие завершилось без чрезвычайных происшествий. Убийца же протопресвитера, судя по всему, унес тайну своей личности в могилу.

Эта загадочная история лишний раз напомнила, сколь тяжкими последствиями чревато нарушение древнего, как мир, принципа: «Богу - Богово, кесарю - кесарево»...

Автор: Дмитрий Веденеев
   
Протопресвитер Гавриил Костельник

Протопресвитер Гавриил Костельник
Члены Инициативной группы по воссоединению УГКЦ с Православной Церковью протопресвитер Г.Костельник, епископы Михаил(Мельник) и Антоний(Пельвецкий) после завершения собора. 10 марта 1946 г.

Члены Инициативной группы по воссоединению УГКЦ с Православной Церковью протопресвитер Г.Костельник, епископы Михаил(Мельник) и Антоний(Пельвецкий) после завершения собора. 10 марта 1946 г.