УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 54 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація забобони Предстоятелі Помісних Церков секти церква і суспільство автокефалія Патріарх Алексій II монастирі та храми України Мазепа конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну УПЦ КП Церква і медицина діаспора постать у Церкві розкол в Україні Президент Віктор Ющенко краєзнавство Доброчинність Митрополит Володимир (Сабодан) молодь церковна журналістика Ющенко шляхи єднання Католицька Церква Священний Синод УПЦ комуністи та Церква Голодомор Вселенський Патріархат церква та політика Києво-Печерська Лавра Церква і політика вибори УГКЦ педагогіка милосердя іконопис 1020-річчя Хрещення Русі українська християнська культура Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






Козельщинский Рождество-Богородичный монастырь

 

Дивная обитель восстала из пепла на землях Полтавщины. 4 июня 1886 года появилась маленькая женская Рождество-Богородичная община. Через пять лет преподобный Амвросий Оптинский преподал свое старческое благословение на создание обители, и община была преобразована в женский монастырь общежительного типа. День памяти Амвросия Оптинского чтится в монастыре как храмовый праздник.

Когда установилась советская власть и весной 1929 года обитель была закрыта, группа монахинь во главе с игуменьей Олимпиадой II (Вербицкой) и духовным отцом - архимандритом Александром (священномученик Александр (Петровский), позже архиепископ Харьковский) - продолжили монашескую жизнь в монастырском скиту «Обиток» возле поселка Потоки Кременчугского уезда Полтавской области вплоть до 1932 года.

В октябре 1941 года монахини возобновили монашескую жизнь в оставленных немцами помещениях обители. Резолюция Преосвященного епископа Полтавского и Лубенского Вениамина от 24 августа 1942 года утвердила восстановление обители. А резолюцией Преосвященного епископа Полтавского и Кременчугского Палладия от 31 мая 1949 года Козельщинский монастырь был переведен в Лебединский Свято-Николаевский монастырь Шполянского района Черкасской области, где он действовал на правах независимой общины до 1961 года.

Весной 1991 года в Козельщине была организована небольшая монастырская община, которая, по благословению преосвященного архиепископа Полтавского и Кременчугского Феодосия, 8 декабря 1992 года получила статус монастыря. Игуменьи монастыря

1886 - 1889 - настоятельница общины, монахиня Олимпиада (Дмитриева); 1889 - 1896 - игуменья Агния (Александра Николаевна Щербачова, 1835-1896; похоронена на монастырском кладбище в поселке Козельщина); 1896-1915 - игуменья Олимпиада I (Елена Андреевна Дмитриева, 1835(4)-1915; похоронена на монастырском кладбище в поселке Козельщина); 1915-1932 - игуменья Олимпиада II (Олимпиада Константиновна Вербицкая, 1875-1938; погибла в полтавской тюрьме за исповедание Христа; чтится как преподобномученица; собираются материалы для канонизации); 1941-1961 - игуменья Феофания (Елизавета Васильевна Зон, позже пишется как Зонова; 1889- 968 (в Оренбурге)): 1941-1942 - настоятельница общины, 1942-949 - игуменья монастыря, 1949-1961 - настоятельница общины; 1991-1996 - игуменья Ираида (Ирина Семеновна Кравцова, 1921-1996; похоронена на монастырском кладбище в поселке Козельщина): 1991-1992 - настоятельница общины, 1992-1996 - игуменья монастыря; с 1996 - схиигуменья Серафима (Неонила Иадоровна Новомодная, 1918 г. р.). С 2005 года монастырем управляет игумения Варсонофия.

Главная святыня обители - чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Козельщинской (Козельщанской, иногда, ошибочно, - Козельской). В обители находятся также части мощей некоторых святых.

Хроника строительства монастыря:

1. Рождество-Богородичная церковь (освящена в 1882 году), разобрана в начале ХХ века по причине строительства нового храма;
2. Преображенская церковь в теплом монастырском корпусе (освящена в 1891 году). Боковые приделы - с престолом в честь Святой мученицы (или преподобной) Елисаветы и Святителя и Чудотворца Николая; В данный момент теплая монастырская церковь с одним престолом во имя Преображения Господня.
3. Рождество-Богородичный собор (освящен в 1906 году). Основной придел - с престолом в честь Рождества Божьей Матери, боковой - в честь Святых Равноапостольной Марии Магдалины и Праведной девы Олимпиады; Сейчас   один престол, во имя Рождества Божией Матери.
4. Странноприимница, больничный корпус, иконописная мастерская, мужская и женская школы, кирпичный завод, водопровод, мастерские и хозяйственные помещения.

После 1917 года земля и часть имущества монастыря были национализированы. В 1929 году в соборе устроили театр. Мрамор с иконостаса был использован для хозяйственных нужд - выкладывания дорожек. На иконных досках с оборотной стороны писалипортреты передовиков производства.

В предвоенные года в соборе содержали  "врагов народа", конвоированных с западных областей Украины, и военнопленных поляков. В 1941 году в его помещении квартировали части Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны собор был частично поврежден снарядами, от которых стены дали трещины. Начиная с 1943 года, здание использовалось как котельная для школы, весовая, мастерская, для ссыпки хлеба.

В монашеском корпусе с Преображенской церковью после 1929 года находилась школа. В 1941 году верхний этаж здания занимали части Красной Армии, потом там снова была школа. В самом храме устроили спортзал. Остальные монастырские здания, начиная с 20-х годов, были заняты под зоотехническую школу, амбулаторию, больницу, электростанцию, общежитие для служащих, потребительское общество, столовую и т. д. В 1943 году 12 монастырских помещений сгорело.

С 1992 года собор реставрируется. Сейчас осталось лишь восстановить иконостас. В 1998 году весь корпус освободили и передали в монастырское пользование. Количество насельниц (с игуменьей) 1942 год - 85; 1946 год - 107; 1947 год - 108; 1948 год - 104.

В июне 1949 года 40 монахинь во главе с игуменьей перешли в Лебединский монастырь.
В 1998 году в обители было 30 сестер. Сейчас в монастыре около 40 сестер во всех чинах монашества и послушниц.

Козельщинская икона

Козельщинская икона Божией Матери принадлежит к более поздним по времени прославления иконам (1881) и одновременно - к наиболее почитаемым. Икона итальянского происхождения и была привезена в Россию одной придворной дамой императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). Владелица (или одна из владелиц) иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска по фамилии Сиромаха. Так икона попала в Украину. В Х Х веке образ находился в селе Козельщина Полтавской губернии, где было родовое гнездо семейства Капнистов, которому и принадлежала икона и чьей семейной святыней являлся. Именно здесь Пресвятой Богородице угодно было прославить Свой образ.

Случилось это так. На Cыропусной седмице (Масляной) 1880 года дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач установил незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку, чтобы вылечить искривление. Через некоторое время девочку повезли к харьковскому хирургу. Он тоже определил вывих. Чтобы уменьшить боль в ноге при ходьбе, был изготовлен специальный ботинок со стальными пружинами, которые охватывали ногу выше колена. Пострадавшей было предложено принимать теплые ванны.

Прошел пост, а Мария не чувствовала облегчения. После Пасхи больная ощутила страшную боль и в другой ноге, которая у нее скоро искривилась так же, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к врачу. Тот установил вывих и левой ноги, надел на нее стальные пружины и посоветовал немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие и лечение причинили еще большие страдания. Силы оставляли Машеньку, она полностью потеряла чувствительность рук и ног, не ощущала даже уколов. При осмотре, кроме ранее выявленных повреждений тела, были установлены еще и вывихи в плечевых суставах, в левом бедре, нарушения в позвоночнике. Такое стремительное развитие болезни и неизвестность причин её возникновения заставили Капнистов возвратиться домой.

В октябре того же года отец поехал с больной дочерью в Москву. Там он обратился за помощью к самым известным докторам, но они заявили, что бессильны перед болезнью.

Родители и больная уже потеряли надежду на исцеление.

Но вдруг появилась возможность обратиться к услугам зарубежного профессора, известного невропатолога Шарко. Поскольку до его приезда в Москву еще было время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в село, взяв со своей жены слово, привезти больную дочь в Москву, как только придет известие о приезде профессора.

21 февраля 1881 года в Козельщине получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Это известие встревожило больную: не окажется ли и этот врач бессильным, как и другие? Мать приняла решение ехать на следующий день и сказала дочери, показывая

на семейный образ Богородицы: «Машенька, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божьей Матери, почисть его ризу и крепче помолись перед нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно съездить и вылечить твою болезнь». Больная и сама,

потеряв надежду на земных врачей, уповала только на Бога и доверила свою судьбу Небесной помощи.

Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, которые приходили к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом сложился обычай, чтобы тот, кто молится, чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больное дитя с помощью матери протерла ее и всю тяжесть и боль недуга, скорбь и отчаяние души открыла пред образом Богородицы.

Ревностная, горячая молитва немощного ребенка была услышана. Вскоре Мария почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки!» Она сорвала металлические пружины и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая благоговейно держать в своих руках образ Божьей Матери. Срочно пригласили приходского священника, и перед образом Божьей Матери был отслужен благодарный молебен. Радостное событие вскоре стало известно в окрестных селах. Мать, взяв с собой святой образ Божьей Матери, поехала в Москву с выздоровевшей дочерью. Весть об исцелении быстро облетела Москву, и народ стал стекаться сначала в гостиничный номер, а потом - к церкви, куда перенесли икону. От образа состоялось еще несколько исцелений.

Когда семья возвратилась домой в Козельщину, все окрестности уже знали об исцелении от Козельщинской иконы Божьей Матери, и много людей собралось для поклонения образу.

Сохранять дальше икону в доме не было возможности и, с благословения (разрешения) Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 года ее перенесли в специально обустроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не утихало перед образом молебное пение и чтение акафистов.

В 1882 году был возведен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 года основана женская община, которую 17 февраля 1891 года преобразовали в женский монастырь на честь Рождества Пресвятой Богородицы. С 1929 года (когда монастырь

был закрыт) святыня укрывалась его монахинями, и только 23 февраля 1993 года насельницы возрожденной обители во главе с приснопамятной игуменьей Ираидой (Кравцовой, + 27 июня 1996 года) со слезами на глазах встречали свою «Заступницу и Покровительницу». Торжества в честь возвращения иконы возглавил Высокопреосвященный Архиепископ Феодосий.

 

Фоторепортаж из жизни обители смотрите на сайте.