УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 60 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація Ющенко Мазепа Церква і влада автокефалія церква і суспільство Патріарх Алексій II шляхи єднання вибори Митрополит Володимир (Сабодан) Вселенський Патріархат Церква і медицина Доброчинність Церква і політика Священний Синод УПЦ УПЦ КП комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі українська християнська культура молодь педагогіка церква та політика секти монастирі та храми України краєзнавство конфлікти Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра забобони церковна журналістика діаспора УГКЦ постать у Церкві Католицька Церква розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков Голодомор милосердя іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






Молитвенники земли крымской



Александр Ворсин

Перед красотой благословенной Крымской земли склонился не один художник и поэт. Этот прекрасный уголок земли всегда восхищал умы путешественников своей неповторимой природой, красотой гор и морских пейзажей, а также интереснейшей историей.
Для православного христианина Крым - это ещё и колыбель православия, где принял крещение Святой Равноапостольный князь Владимир
и прославилось множество святых.

Первая проповедь о воскресшем Господе прозвучала здесь ещё в I в. по Р.Х. Святой Андрей Первозванный, получив жребий апостольского служения, отправился в Малую Азию, посетил побережье Чёрного моря и Крым. Многонациональный Крым не был в тот момент единым. На берегу моря находились греческие города-республики (Херсонес (или Корсунь), Пантикапей, Кафа). В горах Крыма жили тавры - народ, хранивший свою самобытность, враждебный грекам, а по уровню культуры живший в бронзовом веке. Киммерийцы - народ восточного Крыма, возможно, одно из племён тавров. С севера в Крым проникали скифы, аланы и готы.

Нельзя сказать, что столь разноплемённое население Крыма, исповедовавшее разные формы язычества, в массовом порядке приняло христианство в результате проповеди апостола Андрея. Однако память об этом миссионерском путешествии Христового ученика благоговейно хранилась в преданиях вплоть до крещения Руси.

Новое распространение веры в Крыму произошло в результате проповеди и мученической кончины священномученика Климента. Он родился в 21г. по Р. Х. в семье знатного римского сановника. Получил прекрасное образование. Ещё будучи ребёнком, потерял свою семью (родителей и двух братьев), а затем, при совершенно исключительных обстоятельствах, вновь обрёл их, но уже в лоне Церкви. Климент с семьёй принял крещение от святого апостола Петра и стал его постоянным спутником. Незадолго до своих страданий, апостол Пётр рукоположил Климента во епископа города Рима.

Проповедь святителя на Римской кафедре была столь успешна, что вызвала злобную реакцию язычников. По распоряжению императора Траяна, Климент был сослан в Херсонес. Но изнурительный труд в каменоломнях не мог поколебать духовной силы святителя. Массовое обращение язычников ко Христу началось после того, как Климент чудесным образом извёл из камня источник воды.

Житие Климента передаёт, что благодаря его проповеди в Херсонесе возникло около 70 церквей. Слух об этом дошёл до императора Траяна, который прислал своего сановника с предложением прекратить проповедь или принять смерть. Святитель выбрал смерть и был утоплен в море близ устья Чёрной реки (+101).

Обстоятельства обретения мощей священномученика Климента связаны с именами ещё двух величайших проповедников. В IX в. Крым посетили свв. братья Кирилл и Мефодий. Они направлялись к болгарам, которые желали принять христианскую веру. Херсонес Таврический был у них на пути и стал местом подготовки к предстоящей проповеди. Здесь же братья узнали о скрытых мощах святого Климента и стали участниками их обретения. Благодаря проповеднической деятельности этой «священной двоицы», возникла азбука, которая легла в основу славянской письменности. Таким образом, славянские народы получили возможность читать Священное Писание на родном языке.

Много веков распространению христианства в Крыму противились язычники. Священное Предание хранит память о семи священномучениках: Василие, Ефреме, Капитоне, Евгение, Еферие, Елпидие и Агофодоре. Они поочерёдно возглавляли Херсонесскую кафедру в IV в. и были растерзаны упорствующими в язычестве жителями Херсонеса.

Много веков, оставаясь греческой колонией, Херсонес был местом ссылки для христиан. В VII веке в Византии вспыхнула ересь монофелитства. Римский епископ Мартин, обличил в ереси императора Константа, за что и был сослан в Крым. Здесь, в Херсонесе, он окончил свой исповеднический путь.

Здесь же, в Херсонесе, произошло событие, которое стало отправной точкой в истории христианской Руси. Князь Владимир принял крещение, находясь в Корсуне, после чего обвенчался с принцессой Анной - сестрой византийских императоров. Ожидая невесту, князь был поражён слепотой. В момент совершения Таинства Крещения в купели он прозрел. Излечение телесное сопровождалось исцелением души. Князь покидал Киев, будучи жестоким язычником, имея гарем и не гнушаясь человеческими жертвоприношениями, а вернулся на родину благочестивым христианином.

Крымская земля была освящена кровью святой преподобномученицы Параскевы. Она была усечена мечом за исповедание имени Христового во II в. по Р. Х. В месте её мученической кончины забил источник, который до сегодня является местом паломничества.

В городе Суроже (Судаке), прославились сразу два святителя - Стефан и Савва. Они в разное время (VIII и XII вв.) носили сан архиепископов этого древнего города.

В конце XII века в Херсонесе мученически пострадал преп. Евстратий Киево-Печерский. Он был взят в плен половцами во время набега на Киев, а потом продан в рабство одному еврею - жителю Херсонеса. После отказа принять иудаизм, этот еврей распял его на кресте во время праздника Пасхи, а затем пронзил копьём. Приняв крестную муку, Евстратий благодарил Господа за то, что сподобился пострадать как Христос, будучи пригвождённым к древу .

В XIX в. вблизи Судака был убит мусульманами преподобномученик Парфений, - основатель и первый игумен Кизилташской киновии.  

Много просияло святых в древней Тавриде... Не оскудевает молитвенниками Крымская земля и в наши дни. Во время гонений против христиан в XX в. сотни мучеников и исповедников засвидетельствовали веру во Христа своей кровью. Но и в это время в Крыму звучало слово Божие - здесь служил и проповедовал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) - профессор хирургии, художник, вдохновенный проповедник и заботливый пастырь. Необычайным образом он сочетал в себе архипастырское служение и труд гениального врача-хирурга. Сан священства принял в 1922 г., когда под страхом гонений люди боялись даже просто исповедовать себя православными. Прошёл долгий путь лагерей и ссылок (11 лет), не прекращая при этом церковного служения и медицинской практики. За достижения в области хирургии был удостоен звания лауреата Сталинской премии. Будучи уроженцем Крымской земли (г. Керчь), свой земной путь окончил также в Крыму, в сане Архиепископа Симферопольского и Крымского.

В первые годы советской власти, веру в Христа засвидетельствовали своей кровью свщмч. Андрей (Косовский), прпмч. Варфоломей (Ратных), свщмч. Иоанн (Блюмович) и другие.

Со временем, Господь откроет нам имена ещё многих Своих угодников, мученически пострадавших в Крыму в годы последних гонений. Их имена пополнят сонм новомучеников и исповедников в земле Крымской просиявших, а благодарные потомки молитвенно почтут их память.