УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 65 відвідувачів

Теги
Церква і політика Доброчинність українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков монастирі та храми України Церква і влада іконопис Церква і медицина розкол в Україні милосердя Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони Митрополит Володимир (Сабодан) вибори Ющенко Вселенський Патріархат УПЦ КП церква та політика Патріарх Алексій II секти Священний Синод УПЦ педагогіка комуністи та Церква церковна журналістика Голодомор молодь краєзнавство автокефалія церква і суспільство Києво-Печерська Лавра Мазепа діаспора постать у Церкві УГКЦ конфлікти






Рейтинг@Mail.ru






Святой остров

Диакон Георгий Скубак

Первое упоминание о Монастырском острове, расположенном на стремнине Днепра, чуть выше знаменитых Днепровских порогов, встречается в славянских летописях конца первого тысячелетия. Предание закрепило за островом славу колыбели древнерусского христианства.

В те времена Днепр, а вернее - Борисфен, как называли великую реку греки, катил свои быстрые волны через пустынные равнины. Остров заметно выдавался из воды неприступными скалистыми берегами на севере, а на юге - плавно спускался к реке. По преданию в I веке по этой земле ступала нога святого апостола Андрея Первозванного, который, проповедуя Христа в доставшемся ему уделе, включающем славянские земли, выехал из Херсонеса в Киев. Но по причине бурного и опасного плавания вынужден был остановиться на обширнейшем каменистом острове. Красота острова поразила Апостола, и он водрузил крест, как знамя победы и торжества христианства над язычеством, устроил жертвенник и молился об озарении страны Светом Христовым. С того времени остров сделался памятным и заветным для всех боголюбцев, стал предметом священного чествования и благоговейного воспоминания для окрестных жителей. А досточтимое имя святого Андрея Первозванного сроднилось с местностью, освятилось в памяти и в устах народа, переходило из века в век, как имя небесного покровителя страны нашей. Известно, что в конце XVI и в XVII веке многие из православных, поступая в казачество, оставляли прежние имена и принимали имя святого Андрея. В конце XVII и в XVIII веке многие шанцы и слободы у запорожских казаков именовались Первозвановскими, в некоторых слободах церкви были посвящены имени и памяти святого Андрея Первозванного, в городе Екатеринославе в 1790 году, почти со времени основания его, одна из улиц была названа Первозвановской.

Крепкая осталась память о святом апостоле Андрее Первозванном, и тропа, проложенная учеником Христа, никогда не зарастала, указывая путь к святому месту подвижникам более поздних времен.

Около 260 года по P.X. в этой местности появились готфы, переселившиеся сюда из поморья Балтийского. Народ мужественный и воинственный, они усердно заселяли край, приводя с собой множество пленников - славян, в том числе священников и клириков. Число пленных христиан-славян из года в год увеличивалось. Причем, победители-готфы ничем не стесняли своих пленников, а природа щедро вознаграждала все труды их, давая все необходимое для жизни с избытком. Славяне в среде язычников открыто исповедовали христианскую веру, часто посещали святой остров на Днепре и благоговейно молились на месте богоугодных подвигов святого Андрея Первозванного. Они ознакомили своих победителей с истинами и богослужением христианской церкви, привыкших к грабежу и жестокости научили кротости и благочестию и, просветив святым крещением, сделали многих из них ревностными христианами. На основании местных данных, известно, что в 350 году на святом днепровском острове уже был молитвенный дом, возможно, что стоял он там, где святой Апостол водрузил крест. После мученической кончины святого Саввы Готфского в 372 году многие из его учеников и последователей скрываясь от гонителей, бежали из Готфии в Каппадокию, а другие нашли себе тихий и спокойный приют на Святом острове. В конце V - начале VI века северные берега Азовского и Черного морей и верхнюю оконечность Тавриды заняли болгары и угры. Под их защитой и охраной множество славян из других христианских стран перешло в Тавриду, а многие стали обживать днепровские берега. С этого времени в пределах границ будущей Екатеринославской губернии славяне стали преобладающими в народонаселении, а православная христианская вера стала господствующей. История хранит удивительные примеры, когда святая жизнь, богоугодные дела и молитвенные подвиги христиан привлекали другие народы, и они, поселившись рядом со славянами, принимали веру христианскую. С начала IX века оживились отношения православных славян, живших по берегам Днепра, с константинопольскими греками и южными славянами.

По свидетельству историка Екатеринославской епархии Епископа Феодосия (Макаревского), многие века остров был перепутьем при всех путешествиях людей по разным целям с севера на юг. Варяги, пробивавшие путь в «греки», находили здесь приют, чинили свои челны, украшенные статуями идолов и морских чудовищ. Многочисленные княжеские дружины, а еще чаще торговые караваны ходили по Днепру и Черному морю. Во время плавания они постоянно останавливались для временного отдыха на Святом днепровском острове, который стал местом паломничества и прибежища православных христиан. Путники останавливались не только для отдыха, но и для молитвы перед преодолением грозных днепровских порогов.

Неудивительно поэтому, что в X, а особенно в XI и в XII веках многие влиятельные и дальновидные русские люди обращали внимание на то, как защитить и укрепить местность днепровского острова, поэтому строительство огражденных церквиц и нахождение при них постоянных молитвенников и богомольцев становится очевидным.

В 870 году с русскими купцами выехали из Константинополя в Киев несколько греческих монахов. Достигнув острова на Днепре, они пленились рассказами о святости этой земли, красивыми видами и богатой природой, полюбили этот святой остров и избрали его для себя местом молитвенных подвигов и остались здесь на всегдашнее жительство со всем тем богатством и со всеми святынями, которые имели при себе. Как говорит предание, вскоре они возвели здесь деревянную крепость-монастырь - и остров стал именоваться Монастырским.

Заместитель директора исторического музея Валентина Михайловна Бекетова, повествуя о том периоде, говорит: «Скорее всего, это были монахи-аскеты, которые бежали от мирской жизни. Поселившись на острове, жили, возможно, в землянках, затем построили небольшую деревянную церковь. Остров не затоплялся водой, и перед тем, как форсировать днепровские пороги, здесь можно было остановиться, помолиться, отдохнуть и набраться сил перед одолением грозных порогов да разведать, нет ли где засады».

Одна из памятных вех в истории острова - посещение святой земли княгиней Ольгой. В 954 году в сопровождении византийского епископа Григория благочестивая и набожная княгиня, принявшая христианство, направлялась в Царьград. Буря заставила путников надолго остановиться на острове. Приют им дали монахи. Епископ Григорий с их помощью и помощью самарских рыбаков в честь спасения соорудил церквицу и совершал в ней богослужения.

В 972 году на битву с печенегами здесь проходил князь Святослав Игоревич с дружиной. В период крещения Руси в 988 году на Монастырском острове останавливался великий князь Владимир, шествовавший с дружиной в поход на Херсонес. Самарские рыболовы, готовившие трапезу для князя, рассказали ему об истории острова.

В 1152 князь Мстислав Изяславович остановил на острове дружину, чтобы дать ей отдых после боя с половцами.

Много крови человеческой пролито на этих берегах.

В середине XIII века для обитателей здешних мест настали черные времена. Татарское иго, кровавой волной затопившее русскую землю, не пощадило и святой остров. Весной 1240 года, после разгрома русских войск на реке Калке, монголо-татарские орды прошлись по христианским святыням. Оборонявшая обитель братия пала под стрелами и саблями воинов хана Батыя. Татары разрушили монастырь, предали огню и запустению и отправились далее по Днепру в богатый стольный град Киев.

Некоторые историки свидетельствуют, что в начале XV века монастырь был отстроен, но просуществовал недолго - всего два десятилетия.

Возрождение острова связано с историей украинского казачества. В середине XVI века это место становится главным опорным пунктом запорожцев и стрельцов против набегов татар. Тому послужило удачное его расположение между двумя знаменитыми переправами Кадацкой и Путилово-Таволжанской, которыми часто пользовались татары для набегов на левобережную Украину. Запорожцы вернули святую землю церкви: в 1747 году полковник Самарской паланки Кирилл Красовский отдал остров Самарскому Пустынно-Николаевскому монастырю. Так история Монастырского острова впервые соприкоснулась с именем Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, почитаемого в народе Николая Угодника. Запорожцы не только возвратили остров церкви, но и охраняли его от порубок деревьев и опустошения. Обыватели не страшась Божьего гнева вырубали не только простое, но и родящее дерево: грушу и яблоню, чем совсем опустошили остров. В 1765 году о том был издан специальный указ атамана Петра Калнышевского: «Писарю-есаулу Кадацкой паланки подтверждаем, чтобы на том острове Монастырском далее дерева не только родящего, но и никакого рублено и опустошаемо не было для общей наперед пользы».

Но недолго прослужила святая земля новой обители. После упразднения Запорожской Сечи Екатерина II щедро раздаривала казацкие земли вельможам и фаворитам. Монастырский остров в числе других прибрежных земель отошел князю Прозоровскому. Правда, в начале строительства Екатеринослава, будущего Днепропетровска, здесь планировали устроить Университет с Академией искусств и ботаническим садом. Но все осталось в чертежах. Через 11 лет эта земля перешла в лесное ведомство, а с 1825 года снова стала частным владением. Каждый новый хозяин давал древнему острову свое название. Был он и Рябининским, и Буряковским, и Богомоловским. Одно время закрепилось за ним название Змеиного, по причине большого числа ужей и гадюк. Бывало, прежде чем косить траву, крестьяне палками выбивали там «ползучее племя».

Новое название острову дали в 30-е годы XX века. В то время здесь строили Мерефо-Херсонский мост через Днепр. Штаб комсомольской стройки находился на острове, и с тех пор стали его называть Комсомольским.

Территория острова отошла к городскому парку имени Шевченко. В 1959 году по проекту скульптора Знобы и архитектора Ветвицкого в его высшей точке установили памятник Кобзарю - Тарасу Шевченко.

Постепенно остров превращался в зону отдыха горожан. Здесь установили аттракционы, отвели место под пляж и зоопарк, открыли многочисленные водноспортивные клубы. Казалось, ничто не напоминало о славном и святом прошлом этой земли, и память о подвижниках прошлого навеки стерлась со страниц истории. Но, видно, не таков был промысел Божий о святыне. И, спустя XII веков, земля Монастырского острова освятилась рождением храма.

Возвращение былой славы

Настоятель храма «Иверской» иконы Божьей Матери протоиерей Николай Несправа вспоминает: «Ко мне пришел раб Божий Геннадий Салякин, в жизни которого произошло важное событие. И во Славу Божию чистое, доброе сердце решило сотворить что-то важное, прекрасное. И родилась идея - на острове, который когда-то назывался Монастырским, водрузить крест в память о подвигах византийских монахов. Эту идею поддержал и благословил ныне покойный, правящий архиерей епископ Кронид (Мищенко). Воодушевленные ревностью, подкрепленные благословением и благодатью Божией, Геннадий и его сподвижница, тоже ныне покойная, принялись за труды. Насколько мог, я помогал им в этом добром богоугодном деле. И незадолго до праздника Воздвижения Креста Господня крест был водружен. Это событие произошло весной 1994 года».

На гранитной плите, расположенной у подножия креста высечены слова: «Свет людям - монашествующие, Свет монашествующим - Ангелы. Византийским инокам - просветителям Руси VI в.»

Водружение креста, как символа христианства, стало первой ступенькой на пути возвращения Монастырскому острову славы святой земли. Впереди же было главное - это благословенное место должно вновь освятиться воздвижением храма Господня. 28 октября 1996 года по благословению архиепископа Иринея на Монастырском острове была зарегистрирована православная община. Община начала свою деятельность и новые подвижники, имена которых когда-нибудь станут достоянием истории православия, не оставляли усилий для претворения в жизнь заветной мечты. Их обращения к властям, хождения по инстанциям, публикации в газетах и, конечно же, усердные молитвы дали плоды. Решение о строительстве храма на острове было принято, и начались поиски подходящего места, где на древней православной земле должна была вознестись куполом в небо новая святыня.

Возглавить строительство было поручено настоятелю общины протоиерею Игорю Собко. Он вспоминает: «Изначально было предложено построить храм возле водруженного креста. Казалось бы, место высокое и благоприятное. Но градсовет, который неоднократно выезжал на место, единодушно заявлял, что это место не подходит. Желание начать строительство у нас было огромное, и мы в очередной приезд комиссии в отчаянии говорили: «Укажите место, где должен быть храм!» Члены совета удалились, походили по острову, наверное, помолились, спустились к Днепру и указали место, где может находиться храм. Сам Господь указал место своего храма, и сегодня храм Святителя Николая - это воистину жемчужина Монастырского острова».

Когда, наконец, место для строительства было выбрано, община Свято-Николаевского храма объявила конкурс на проект храма. В нем приняло участие 5 творческих коллективов. При подведении итогов I место и право разрабатывать проект храма получил днепропетровский архитектор Игорь Саенко. Годом раньше он закончил Международную школу церковной архитектуры во Львове, а реализовывать полученные знания пришлось на Приднепровье.

Сначала по традиции освятили место и торжественно заложили первый камень. Это событие отмечали как большой городской праздник. Архиепископ Ириней (Середний), возглавлявший богослужение, сказал: «На этой земле молились подвижники благочестия, но их имена сокрыты от нас, недостойных. Но мы стоим на этой земле с верой, что Господь примет нашу молитву и сегодня благословит это скромное строительство, которое увековечит память первых миссионеров-подвижников».

«Наверное, каждый должен сделать в жизни нечто такое, что осталось бы навеки, - подчеркнул председатель городского совета Николай Антонович Швец. - И если каждый принесет сюда частичку радости и поможет построить этот храм - может считать, что жизнь прожита не зря».

Новую святыню на Монастырском острове строили два года - в северной оконечности острова возникло сооружение, архитектура которого вызывает ассоциации с храмовым зодчеством древней Руси.

Архитектор Игорь Саенко подтверждает это: «Как и древнерусские храмы, часовня проста и компакта в плане. Ее прообразом послужил храм Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре. Храм сделан в древнерусских традициях. Мы постарались подчеркнуть корни и духовность, которая присуща православной архитектуре и нашему региону».

Строительство храма получило еще одно благословение Господне. В 1997 году в восстановленный храм Христа Спасителя в Москве было решено доставить икону Святителя Николая, написанную в итальянском городе Бари, где покоятся мощи святого. Икону везли в Россию через города Украины, останавливаясь в храмах и монастырях для того, чтобы люди могли поклониться святыне. По воле Божией образ святителя Николая посетил и Днепропетровск, засвидетельствовав символическое благословение Чудотворца храму, строящемуся в его честь.

С 19 февраля 1999 года настоятелем храма был назначен протоиерей Михаил Кривошеев, ныне игумен Мефодий. А 22 мая 1999 года, в праздник святителя Николая, в еще не расписанном храме служили первую Божественную литургию.

Торжественное открытие храма состоялось 25 октября 1999 года. На празднике среди высоких гостей присутствовал и Президент Украины Л.Д. Кучма. Через пять дней - 30 октября храм был освящен Его Высокопреосвященством архиепископом Днепропетровским и Павлоградским Иринеем.

Несколько лет с 2000 года в храме размещалась редакция официального печатного издания Днепропетровской епархии - «Днепропетровские епархиальные ведомости».

21 ноября 2001 года у храма была установлена временная звонница с семью колоколами. Но уже 19 декабря 2004 года в престольный праздник пятилетнего юбилея храма митрополит Ириней освятил новопостроенную колокольню  и первым, вместе с мэром города Иваном Ивановичем Куличенко, зазвонил в колокола.

В храме находится чтимая икона святителя Николая в серебряной ризе, изготовленной по ходатайству правящего архиерея.

Весомую роль играет Никольский храм на Монастырском острове в возрождении Православия на Днепропетровщине. С 2000 года община является организатором Архиерейской Рождественской елки, а с 2004 - Всеукраинского Пасхального фестиваля.

Отличительной особенностью прихода являются дети, которые тесно связаны с его повседневной и праздничной жизнью. По благословению митрополита Иринея приходской совет храма является опекуном городского детского дома № 1 города Днепропетровск (ул. Тополиная), при котором действует воскресная школа для детей. Настоятель храма игумен Мефодий (Кривошеев) является почетным членом попечительского совета детского дома. 1 июня 2003 года Митрополит Ириней при детском доме совершил водружение креста и освятил место под строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Феодоровская». Также ежегодно в день памяти святых Кирилла и Мефодия, славянских просветителей под своими сводами храм собирает сотни детей воскресных и городских школ при праздновании Дня славянской письменности и культуры.

В настоящее время приход имеет свое подсобное хозяйство и пасеку.

На исходе второго тысячелетия по Рождестве Христовом острову вернули первое историческое имя - теперь он снова стал называться Монастырским. Монастыря здесь нет, но храм уже действует, и новые молитвенники, прихожане и паломники могут только догадываться о том, какое будущее назначено Богом этому месту. Может быть, когда-нибудь здесь будет воздвигнута новая обитель...

Не нам гадать о Промысле Божием - в сердце каждого истинно верующего человека живет готовность принять Господню Волю, какова бы она ни была. И тем больше радость от сознания бесконечной милости Божией, даровавшей сердцу Днепропетровска новую святыню - новый храм святителя Николая. Каждое воскресенье, призывая людей на службу на Монастырском острове звонят колокола. Над водой их звон разносится быстро и далеко. И оба берега, на которых стоит богоспасаемый город Днепропетровск, соединяет чистый, зовущий ввысь благовест. Да не умолкнет он на нашей святой земле!