УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 77 відвідувачів

Теги
молодь 1020-річчя Хрещення Русі милосердя Мазепа Вселенський Патріархат діаспора Церква і медицина Священний Синод УПЦ автокефалія Києво-Печерська Лавра церква і суспільство Католицька Церква Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП церковна журналістика педагогіка Голодомор Археологія та реставрація Церква і влада УГКЦ монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков шляхи єднання іконопис Патріарх Алексій II забобони Ющенко Церква і політика краєзнавство постать у Церкві конфлікти Доброчинність Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори українська християнська культура комуністи та Церква секти розкол в Україні церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






Пророк из нашего отечества

Надежда Ефременко, Симферополь - Днепропетровск

Лет двенадцать назад греческие газеты обошла сенсация. Их страницы пестрели аршинными заголовками: «Чудо святого Лукаса!» Что за чудо, кто такой Лукас? Почему многие жители Греции воспылали вдруг желанием приехать паломниками на малоизвестный им раньше Крымский полуостров, в г.Симферополь? Что они там надеялись получить?

А произошло вот что. У дочери известного в Греции миллионера, несколько лет назад вышедшей замуж, не было детей. Многочисленные консультации у медицинских светил, дорогостоящее лечение результатов не дали. Врачи развели руками и сказали, что в данном случае медицина помочь не может.

К счастью, молодая женщина была верующей, крещеной в православии. Греция, как известно, православная страна. Женщина продолжала ходить в храм, ставить свечи и просить у Бога того, чего не могла дать медицина. И вот однажды ей приснился странный сон. Она услышала голос, который сказал: «В Черном море есть полуостров, там похоронен святой. Найди его, он поможет».

Утром женщина кинулась к своему духовнику, отцу Петру. Они расстелили на столе карту. Предположили, что речь может идти о Крымском полуострове. Отец Петр долго наводил справки, прежде чем его духовная дочь отправилась в Симферополь, к месту захоронения местночтимого святого Луки, где горячо молилась у его могилы.

Через два месяца после возвращения домой она почувствовала, что ждет ребенка. Забегая вперед, скажем, что сегодня у нее уже четверо детей, из них двое - близнецы...

Можно было с этого примера начать рассказ, можно с другого - случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке очень много. Сейчас его мощи покоятся в Свято-Троицком соборе Симферополя в раке из чистого серебра, которую привезли сюда в дар представители греческого духовенства.

А вот совсем свежий пример. В результате детской шалости мальчику оторвало пальцы на руке. Рана зажила, но вместо пальчиков - культяшки. Мама этого ребенка плакала и со слезами молилась святому, смазывая культи маслом из лампады, горящей перед ракой с его мощами.

Кто не верит, пусть приедет в музей Луки Войно-Ясенецкого, находящийся на территории собора, и посмотрит на два снимка кисти: до и после. Пальчики у ребенка... стали отрастать! Мало того, на них образовались ногтевые фаланги. Нигде больше в мире не зафиксировано таких случаев.

Знаем ли мы пророков, взращенных в своем отечестве?

Исповедник Христов новомученик Лука прошел ссылки, тюрьмы, на него несколько раз были готовы расстрельные документы. Его гениальность как врача была настолько очевидна, что, вопреки всем гонениям, он получает Сталинскую премию за книгу «Очерки гнойной хирургии». Огромную по тем временам сумму, прилагавшуюся к этой премии, он полностью раздал детским домам и больницам. Сила его любви к людям была столь велика, что на двери домика, где он жил, всегда висела записка: «Здесь кормят бесплатно». Вся зарплата уходила на эти супы и каши, за которыми у калитки выстраивалась очередь. Сам он питался хлебом и водой. И так глубока и искренна была его молитва, что в конце жизни, уже ослепший после многих физических испытаний, им перенесенных, он исцелял и одной молитвой тоже.

Он был прекрасным диагностом, и люди шли за помощью к нему, даже слепому. По дыханию, пульсу, тембру голоса, еще по каким-то одному ему известным признакам он ставил диагноз, назначал лечение - и всегда безошибочно. А однажды пришла женщина с раком горла, уже неоперабельным. Он помолился, благословил и дал святой воды, велел горло полоскать. И страшная болезнь отступила. Более того - эта женщина прожила долгую жизнь и никогда больше ничем не болела, даже гриппом. До последних дней своих она ходила в храм и всем рассказывала, какое здоровье даровал ей Господь по молитве и благословению святого Луки.

Недавно мы - группа паломников из Днепропетровска - побывали в этом благодатном месте, смогли и сами помолиться у раки с мощами святого, приобрести для себя и своих близких целебное масло из той самой лампады, косынки и рукавички, освященные на мощах.

А несколько лет назад здесь уже основали Свято-Троицкий женский монастырь

Как во всяком новом деле, работы в монастыре очень много. И все же его насельницы находят время для каждого, кто к ним хочет обратиться. Святому Луке можно молиться обо всем, говорят сестры Свято-Троицкого монастыря. Он знает, что такое притеснения, несправедливость, неустроенность. Как и во время земной жизни, так и сейчас готов откликнуться на призыв о помощи.

Особенно отзывчив на просьбы о детях. Нам рассказывали: в полуголодные послевоенные годы дети бежали по утрам в храм, где архиепископ Лука совершал литургию. Они выстраивались в очередь к причастию. «Здесь дедушка кормит вкусным с ложечки», - говорили малыши. Сейчас те мальчики и девочки уже сами немолоды. Но многие из них и сегодня ходят в храм. Они говорят, что помнят, как насыщали их - иногда на целый день! - те несколько крошек хлеба и капель вина, что составляют причастие. Стоит ли удивляться?

Православная жизнь вообще пронизана чудесами. Их не замечает только тот, кто не хочет видеть. Исцеления после глубокого покаяния и по молитвам церкви, помощь в житейских нуждах, мироточение, обновление икон... Но самое главное чудо - это то, что совершает Бог с душой человека. Вся жизнь Войно-Ясенецкого - тому пример.

До принятия монашества его звали Валентином

Это после пострига он получил имя Лука, в честь апостола и евангелиста Луки.

Валентин в детстве и в юношеские годы прекрасно рисовал. Многие часы проводил он, мальчик из верующей семьи, на папертях храмов, срисовывая входящих и выходящих из храма людей. Уже тогда Валентин заметил различие в лицах людей, побывавших в церкви и прошедших мимо нее. У одних - доброта и словно освещенность изнутри, у других на лицах - жесткость, угрюмость, язвительность, насмешливость.

Позже умение рисовать пригодится ему для изучения анатомии человека, как врачу. Но поначалу Валентин и не помышлял о медицине. Он поступил в Петербургскую академию художеств, участвовал в выставках, ему прочили большое будущее. Но однажды, как он сам потом рассказывал в своих проповедях, читая Евангелие, наткнулся на такие слова: «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных».

Эти строки поразили его, как молния. «Господь, - говорил через много лет своей пастве уже не Валентин Войно-Ясенецкий, а архиепископ Лука, - послал своих учеников не только для того, чтобы проповедовать, но и исцелять больных. Если так, если наряду с проповедью Он ставил великое дело врачевания болезней, то значит, это дело - одно из самых важных дел человеческих. Ведь он не сказал: «Проповедуйте Евангелие и учите, как устроить государственную и общественную жизнь», - об этом ни слова. Он повелел им исцелять болезни. Два дела им назначил: дело врачебное поставил наряду с великим делом проповеди Евангелия. Почему так, почему Господь наш Иисус Христос и сам так много сил и внимания уделял исцелению больных? Почему и ученикам заповедовал исцелять больных? Потому что болезни - это самая тяжкая скорбь человечества. Врачевание болезней есть первое из таких дел милосердия...»

Слова из Евангелия Валентин воспринял как прямой призыв к себе

Он оставляет Академию художеств, где все так замечательно складывалось, и буквально бросается в неизвестность: поступает в медицинский институт. Проблема в том, что естественные науки были для Валентина самыми нелюбимыми. «У меня такое ощущение, будто я вбиваю их в голову гвоздями, а они оттуда выскакивают», - жаловался он.

Юноша панически боялся вида крови. В своем дневнике он записал: «Завтра у нас поход в анатомический театр. Наверное, я упаду в обморок!» И на следующий день, после занятия в анатомичке: «Боже, как дивно Ты сотворил человека...»

Каким же образом мальчику практически без призвания удалось вскоре стать лучшим студентом института, а впоследствии - гениальным врачом, профессором, доктором наук, исцеляющим практически всех, к кому прикасались его руки, в том числе и безнадежных больных? Еще в студенческие годы он, с согласия родных, превратил свой дом в лазарет, а комнаты - в палаты, где лежали больные. Уже тогда их выздоравливаемость была стопроцентной.

Призыв Божий оказался сильнее первоначального отсутствия способностей. И опять же, это не единственный такой пример в православии. Например, преподобному Сергию Радонежскому в детстве трудно давалось учение. Горячо, со слезами он молился, чтобы Бог даровал ему понимание грамоты. И однажды он встретил старца, монаха, который благословил ребенка и сказал: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, понимать то, что нужно, так что других сможешь учить». Сегодня Сергию Радонежскому молятся о помощи в трудном учении.

Нечто подобное, очевидно, произошло и с Войно-Ясенецким. А еще этот пример - и для нас подсказка...

Профессор Войно-Ясенецкий был практически нашим современником. Со дня принятия монашества и до самой смерти он ходил в монашеском одеянии, даже на работу, даже выступая на медицинских конгрессах. В его операционной всегда висела икона. Его вызывали в различные органы, стыдили, требовали «не позорить советскую медицину». Он отвечал: «Рясу с меня вы снимете только вместе с кожей, а крест - с головой».

Он умел не помнить обид и прощать. Из ссылки писал в Москву, когда началась война: "Разрешите мне быть полезным стране и людям".

А еще старался видеть хорошее даже в своих преследователях

Как упоминал потом в своих записках, однажды сказал на допросе высокопоставленному лицу: «Если бы я не был христианином, я бы стал коммунистом. Но вы воздвигли гонения на христианство, и я, к сожалению, не могу быть вашим другом».

Земная жизнь архиепископа Луки закончилась 11 июня 1961 года, в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Вопреки желанию властей, давших письменное распоряжение «закопать» его ночью, верующие не позволили этого сделать. Он был похоронен у храма Всех Святых, и такого стечения народа, как в день его погребения, Симферополь не знал ни до, ни после. Город, рассказывают очевидцы, практически превратился в огромную пешеходную зону, по которой текла людская река.

И после смерти архиепископ Лука продолжал помогать больным: молитва на его могиле, земля, взятая с нее, приносили исцеление от разных болезней. Решением Синода Украинской Православной Церкви он был причислен к лику местночтимых святых, а вскоре - новомучеников и исповедников.

Свято-Троицкий женский монастырь, где находятся мощи святителя Луки, совсем молодой, только поднимается. Конечно, там нужны средства и рабочие руки. И если у кого есть возможность, можно поехать туда и пожить на послушании неделю, месяц, сколько получится, потрудиться во славу Божью. Или записаться в паломническую поездку по святым местам Крыма - посещение этого монастыря обязательно входит в программу таких поездок. Главное - очутиться в другом измерении жизни, вдохнуть живой воздух Вечности. А дальше Господь обязательно управит.

Автор благодарит паломническую службу при Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Днепропетровска за предоставленную возможность побывать в поездке по святым местам Крыма. Для тех, кто тоже захочет воспользоваться этой возможностью, сообщаем телефоны паломнической службы: 8-050-584-82-30, 788-44-65, спросить Ирину Николаевну.

Газета «Днепр вечерний»