УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 72 відвідувачів






Рейтинг@Mail.ru






Свято-Покровский храм – символ духовного возрождения города Кривого Рога

 

История не сохранила точной даты освящения Покровской церкви. Согласно предположению криворожского краеведа Александра Мельника, это случилось 1 октября 1886 года - в день Покрова Пресвятой Богородицы - одного из самых значительных православных праздников. Но поскольку освящение храма - завершающая точка в процессе строительства, начало истории создания следует искать в более ранних временах.

17 июня 1875 года состоялась сходка карнаватской общины, сыгравшая решающую роль в истории появления Покровской церкви. На этой сходке положительно решился вопрос о передаче в аренду сроком на 30 лет двадцать одной десятины земли верхнеднепровскому помещику Полю А.Н. Александр Поль предложил карнаватской общине очень выгодные условия - за неудобные (с точки зрения земледелия) земли он давал по 7 рублей серебром за десятину, в то время, как лучшие обрабатываемые земли продавались в вечное владение за 20 - 30 рублей. Конечно, тогда раздел земельного участка между собственниками происходил несколько иначе, чем в наше время. Кроме этого, Поль обязался ежегодно перечислять крестьянской общине по 200 рублей. Спустя несколько лет А. Поль по собственной инициативе повысил сумму выплат до 2,5 тысяч царских рублей. Разбогатевшие жители поселка Карнаватка увидели в этом «перст Божий» и, в благодарность покровительнице - Богородице, на общем собрании решили построить храм. Хотя, к тому времени, всего в нескольких километрах к югу уже действовал небольшой храм Рождества Пресвятой Богородицы, но для жителей поселка строительство собственного храма было делом чести и престижа. Кроме выделенных общинных денег на строительство храма, каждая семья Карнаватки вносила свой посильный денежный вклад. Ежегодно от каждого двора на строительство церкви отдавали по корзине яиц. По старинной технологии, строительный раствор замешивали на яичных желтках. Благодаря этому, кладка получилась очень прочной.

Место для нового храма было выбрано удачно. Построенная на небольшом возвышении, она была видна отовсюду. Внушительными были и размеры Покровского храма: высота колокольни - 29 метров, длина постройки - 34 метра, ширина - 21 метр. В плане церковь представляла собой традиционную крестово-купольную постройку. Большой грушевидный купол венчал двухметровый крест. Очень красиво был украшен фасад храма: ниши, арки, пилястры, полуколонны, сложенные из цветного кирпича, создавали сложную игру света и тени, придавали постройке сходство со сказочным теремом.

Для украшения внутреннего убранства храма был приглашен очень известный художник - выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Емельян Кручинин. Со своими помощниками он расписывал стены и свод церкви, а кроме этого темперой на золотом фоне выполнил 50 великолепных икон для иконостаса. Первый ряд - «местный чин» украшала большая икона Покрова Пресвятой Богородицы, еще 13 икон мастер сделал для «праздничного чина», размер которых был впечатляющим - 180 х 65 сантиметров. Третий ярус - «святительский», четвертый - «пророки». Венчала иконостас Голгофа с большим позолоченным крестом. Образы пророков были написаны на круглых досках диаметром 52 сантеметра. Это были самые маленькие по размерам образы, все другие были в высоту от 18 до 102 сантеметров, а в ширину - от 60 до 95 сантиметров. За украшение храма было уплачено 4,5 тысячи рублей.

По своей красоте, художественным достоинствам архитектуры и убранства Свято-Покровский храм снискал себе славу одного из самых лучших сооружений Херсонской губернии.

Большую известность в конце XIX века Покровский храм получил и как крупный культурно-просветительский центр. Здесь была открыта и успешно действовала одна из лучших в губернии школ грамоты. К педагогическим кадрам предъявлялись очень высокие требования. Предпочтение отдавалось учителям с музыкальным образованием, так как их обязанности входило и руководство церковным хором. Зарплата учителя церковно-приходской школы при Покровской церкви была одной из самых высоких - 240 рублей годовых. Кроме того, предоставлялось жилье и оплачивалось питание. Закон Божий в школе преподавал настоятель храма - священник Автоном Лебедев. В документах Херсонской епархии от 1897 года указано, что «согласно прошению, вторым священником в Покровский храм переведен из села Шестерни Диодор Якубович».

Спустя два года, священник Автоном Лебедев был переведен настоятелем в Свято-Никольский храм, а Диодор Якубович, вплоть до октябрьского переворота 1917 года, оставался бессменным настоятелем Покровской церкви. Все это время сотрудничество этих двух священнослужителей продолжалось. Они совместно написали книгу по истории приходов Херсонской епархии, изданную в Одессе в 1906 году. Кроме того, духовенство этих двух храмов вело активную преподавательскую деятельность в коммерческом училище - единственном на то время криворожском среднем специальном учебном заведении. Высокий авторитет, образованность и добропорядочность первых отцов-настоятелей Покровского храма способствовало тому, что известность его вышла далеко за пределы местечка и даже уезда.

На рубеже XIX - XX веков приход Покровского храма насчитывал около 300 человек. Среди паствы было много влиятельных и богатых людей, которые много жертвовали в пользу храма. Так, в «Херсонских епархиальных ведомостях» №16 от 16 августа 1903 года написано: «Дворянка Юлиана Авдеевна Галковская пожертвовала позолоченную ручку на икону святого великомученика Пантелеимона, стоимостью 370 рублей, кивот на эту икону, стоимостью 214 рублей, золота для рам - всего на сумму 674 рубля...». Среди жертвователей значилась и дочь Голковской - Анна Николаевна, а также простые крестьяне - Просковья Тищенкова, Савва Марченко, Василий Соболев и многие другие.

Первое планомерное наступление на Церковь началось уже вскоре после октябрьского переворота. Свято-Покровский храм в поселке Карнаватка относительно спокойно действовал до 1920 года, но весной 1922 года, как и все другие храмы города, претерпела изъятие церковного имущества - она была попросту разграблена. Изделия из золота были переплавлены и вывезены из города под предлогом помощи голодающим Поволжья.

Эти и другие антирелигиозные кощунственные действия власти привели, в конечном счете, к тому, что даже далекие от политики люди были в негодовании. В секретном доносе от 1923 года сообщалось, что «число посещений церкви во время последней Пасхи, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось. Прихожане - в основном женщины и интеллигенция, хотя встречаются милиционеры и красногвардейцы». Согласно новой регистрации устава, которая была проведена 23 декабря 1924 года, прихожан Свято-Покровского храма насчитывалось 1200 человек.

Доподлинно не известно, когда прекратил действовать Покровский храм. Скорее всего, это случилось в 1926 году, по крайней мере, известно, что в 1927 году он уже долгое время стоял закрытым. Об этом свидетельствует небольшая заметка в городской газете «Червоний гірник» от 26 февраля 1927 года, где сообщалось, что профсоюз работников образования обратился в горсовет с просьбой, передать им пустующее здание храма под интернат для детей и учителей.

Старожилы вспоминают, что в предвоенные годы пустующее здание церкви использовалось как склад. В 1930 году были сняты колокола, которые были переплавлены на заводе «Криворожсталь». По воспоминаниям очевидцев, в храме находилось Евангелие митрополита Стефана Яворницкого (1686 год), которое криворожская церковь получила в подарок от Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. След уникального издания потерялся после окончательного закрытия храма.

Как ни странно, но закрытая коммунистами Покровская церковь была открыта немцами во время оккупации города. Начавшиеся в годы войны богослужения некоторое время продолжались и после освобождения от фашистов Кривого Рога. Необходимо заметить, что в первые послевоенные годы отношение советской власти к Церкви было достаточно лояльным. Этому способствовала патриотическая деятельность Православной Церкви. До середины 50-х годов Церковь переживает относительно спокойное время. Все изменилось с приходом к власти Хрущева Н.С.

В начале 60-х годов храмы уже не закрывали - их уничтожали. В масштабах страны пострадало более 1500 церквей. Среди них оказалась и криворожская Покровская церковь. Сначала ее просто закрыли. Некоторое время всерьез рассматривался вопрос об организации в ее стенах антирелигиозного музея. За 2,5 тысячи рублей, выделенных из городского бюджета, был закуплен комплект антирелигиозной экспозиции.

В 1962 году планировалось начать монтаж экспозиции для музея атеизма. На этот счет было принято соответствующее решение горкома партии; на основании этого решения были разработаны соответствующие мероприятия по подготовке здания храма к организации музея. Прежде всего, необходимо было демонтировать кресты и это оказалось не простым делом. Приглашенная из Харькова бригада монтажников-высотников запросила слишком большую сумму. Тогда к снятию крестов с куполов храма были привлечены студенты горнорудного института, из секции скалолазов. Эта работа была трудной не только в физическом плане, но и в моральном. Первый небольшой крест удалось перепилить и сбросить довольно быстро. Большой же крест был сброшен при помощи троса и грузовика. Однако и после этого музей не открыли. Устаревшее здание требовало ремонта. Антирелигиозная компания в масштабах страны набирала размах, в результате - принимается решение стереть храм с лица земли. Формальная «зацепка» была найдена - храм мешает развитию транспортной артерии. Была утверждена специальная комиссия в составе городских архитекторов и работников идеологического отдела горкома партии. Эта комиссия приняла окончательное решение о сносе церкви, мотивируя это тем, что храм не представляет исторической и культурной ценности.

Утро 25 апреля 1964 года криворожане помнят до сих пор. По воспоминаниям очевидцев, взрывникам не удалось с первого раза разрушить строение храма, настолько крепка была кладка церкви.

До конца не выясненной остается судьба икон, которые украшали Покровский храм. Вся церковная утварь, еще до взрыва в 1963 году, была вывезена в неизвестном направлении. На протяжении восьми лет о них не было ничего известно. В 1971 году разрозненные фрагменты иконостаса без документов и описаний поступили в хранилище городского краеведческого музея. Многие иконы были переданы Спасо-Преображенскому кафедральному собору в 1992 году. Среди переданного было и большое престольное Евангелие, но, к сожалению, эту уникальную книгу выкрали. Сохранившиеся иконы Покровской церкви и по сей день украшают иконостас главного собора Кривого Рога.

Началом возрождения Покровского храма принято считать 1992 год, когда была открыта церковь Рождества Пресвятой Богородицы. По инициативе настоятеля этого храма, в 1993 году на месте разрушенного Свято-Покровского храма был установлен памятный крест и совершено первое богослужение. Одновременно инициативная группа прихожан Покровской церкви начала ходатайствовать о строительстве нового здания храма. В течение 3-х лет рассматривались разные архитектурные проекты. В итоге, было принято решение о том, что это должна быть уменьшенная копия бывшего храма, которая будет   передавать его своеобразный силуэт.

В 1999 году началось строительство, и уже через год на храм подняли купол, установили крест и преступили к отделочным работам. 21 апреля 2001 года был освящен новый Свято-Покровский храм - символ покаяния и духовного возрождения нашего города. Это первый случай в истории Кривого Рога, когда новая церковь была возрождена по образцу разрушенной на своем историческом месте.