УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 62 відвідувачів

Теги
Голодомор Священний Синод УПЦ постать у Церкві діаспора вибори іконопис розкол в Україні Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков педагогіка церква і суспільство молодь забобони Церква і влада УПЦ КП Києво-Печерська Лавра Церква і медицина Ющенко шляхи єднання Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація конфлікти Вселенський Патріархат комуністи та Церква секти УГКЦ милосердя українська християнська культура церква та політика Патріарх Алексій II церковна журналістика Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія монастирі та храми України Доброчинність Католицька Церква краєзнавство Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






Многоликая драгоценность веры и благочестия

Протоиерей Александр Авдюгин

На Руси много монастырей. И не упомнишь всех, за шесть сотен перевалило. Это только тех, которые официально благословлены, освящены и хотя бы двумя-тремя иноками богаты, или инокинями наполнены. Да простят меня настоятельницы женских обителей, знаю их нелегкие труды, заботы и жертвенность, но все же мужской монастырь практически всегда, даже когда в нем больше послушников, чем монахов, вне времени обретается... Женский же, хоть и украшен, ухожен, подчищен и пасторален, более заботами о дне нынешнем занят.

В мужском - все иное, или постоянно стремится стать тем, что мы определяем как «не от мира сего». Кажется, на вид всё обычно, известно и знакомо, а глубокое и таинственное всегда проявляется.

Мужской монастырь разнолик. Не внешним видом, который лишь изначально определительной карточкой является, а внутренним содержанием. И это «содержание» полностью зависит от той цели, с которой ты в монастырь подался. Это касается и небольших пристанищ монашеского подвига, но лучше все же взять в пример обитель, которую знают все, многие в ней бывали или, по крайней мере, о ней слышали.

Впервые в Киево-Печерскую Лавру я приехал со своими приходскими паломниками. История этой святыни православия знакома каждому, кто прикасался к нашей вере и традиции. Патерики читались, фотографий и репродукции лаврских храмов, Дальних и Ближних пещер, икон и святынь рассматривались и запоминались, но Лавра воочию раскрывается иначе. Нет, все совпадает и абсолютно похоже, но входя в монастырские ворота, кажется, что каждый булыжник монастырского спуска уже экспонат,  свидетель исторической памяти и причастник духовных подвигов.

Для паломника экскурсовод не нужен, его не удивляют высота колокольни, таинственность пещер с мощами праведников, наличие могилы Столыпина и золотой блеск куполов. Он ожидал этого. Тут цель и мысль иная: «Услышь, Господи, молитву мою, ведь Ты всегда пребываешь в святости этой, благодатью Твоею»...

Хочется все посмотреть, ко всему прикоснуться и в то же время, хотя чувство восхищения и благоговения преобладает, испытываешь постоянное смущение, неловкость: «Может быть, я что делаю не так»? 

На насельников монастырских смотришь не иначе, как на ангелов во плоти, а на богослужении паришь в неведомых телу духовных измерениях, где все соединено: и прошлое, и нынешнее и то, что будет «там». «Там» же будет именно так, как здесь, в Лавре, потому что невозможно представить обители Божии краше лаврских храмов, а пение ангелов лучше монастырского.

Иное представление об обители у священника, приехавшего не только помолиться, но и для прихода родного обновки приобрести. По Украине уже мастерских с утварью да облачением множество определилось, но лаврское есть лаврское, может быть и дороже немного выходит, но зато в матери городов русских приобретено, на святых горах киевских покупалось. Это много значит для прихожан наших, красоту убранства ценящих, и всегда при всех гостях подчеркивающих: «В митрополии куплено. Есть магазин богатый у пещер дальних».

Отличить батюшку, что «по делам» в Лавру заглянул, проще простого. Во-первых, именно он на ранней литургии будет, а, во-вторых, рядышком матушка обретаться должна или отрок великовозрастный. Сам-то по горам печерским с книгами, утварью и прочими церковными необходимостями долго не походишь. В-третьих же, у священника этого всегда сосредоточенно-считающая тень на лице проступает. Красоты приходские нынче немалые средства стоят, надобно и купить все и в сумму гривенную, прихожанами заботливо собранную, уложиться. Вот и мелькает подрясник приезжего пастыря, то в магазине у входа в Лавру, то в лавке у Крестовоздвиженского храма, то в митрополичьем церковном универмаге.... Авось, где-то дешевле, да красивее, да нужнее. Об этом же и молитва на литургии ранней: «Господи, управи всё, как лучше и как Тебе надобно».

В год последний еще одна особенность с этой категорией лаврских посетителей определилась. Нынче монастырь семинаристами богат. Практически с каждой епархии один, два, а то и три юрких и всё знающих молодца богословские науки постигают. Вот к ним и заглядывает приезжий батюшка. Поклоны с посылочкой от родных передать, да о помощи такелажно-носильной попросить. Так и управляется за день с делами паломник рясофорный. И помолился, и поклонился, и в срок уложился...

Есть еще одна категория православных, которые в Киев к святыням прибывают. Это тех, кого призвали...

Слава Богу, большой частью, за благодарностями и наградами зовут, хотя, случается, и пожурить-вразумить вызывают. Но я все же о первой, несравненно большей категории делателей на ниве Христовой рассказать хочу.

Церковная жизнь, которая календарно размеренна и все в ней по чину бывает, за своей неизменной богослужебной частью постоянно наполнена событиями. Здесь не только громогласные праздничные торжества, покаянное многолюдье постовых служб, миссионерские встречи и богословские конференции... Это все есть и само собой разумеется. Иначе быть не может. Окруженная крепостными стенами догматов и канонических правил Церковь имеет свой, присущий только ей вектор совершенствования и развития. Он вверх направлен, к Богу.

Только вот наряду с анонсированными официальными торжествами и мероприятиями есть еще и события, которые из тишины молитвы, кропотливого труда и сердечного самопожертвования произрастают. Они незаметны сразу, да и не афишируются. Зачем? Бог-то видит и знает. Но сколь ни будь скромным и как ни скрывайся от глаз чужих, людская молва да плоды трудов обязательно урожай богатый дадут. Тут-то и призывают делателя к священноначалию... Немножко, конечно, посомневаются: как это в наших то «палестинах» произросло подобное, но за сомнениями этими недолгими и возглас сразу слышен: «Слава Богу за все».

В Лавре обязательно встретят тех, кто трудами да молитвами награду церковную заслужил. Храмовая эта встреча, богослужебная, потому что именно литургия и есть  «благодарение», именно она - начало трудов и благополучное их завершение.

А затем встреча у Блаженнейшего...

Вы когда-нибудь задумывались, сколь трудны будни нашего Предстоятеля? Мне до дня нынешнего трудно понять, как после многочасовой службы у него хватает сил еще и решить ворох срочных и будничных дел: угомонить рассерженных, приободрить унывающих, окормить страждущих, пожурить оступившихся и наградить отличившихся.

В приемной у Блаженнейшего все просто, скромно и умиротворенно. Наверное, потому, что страсти, вокруг бушующие, здесь о молитву претыкаются, а суета лавинная, столичными искушениями преумноженная, застывает тут в изумлении, понимая, что она в сути своей лишь пробегающая мимо никому не нужная ненужность.

Блаженнейший говорит тихо, но слышат все. В приемной нас много, но у него хватает для каждого и доброго слова, и улыбки, и благословения....

Тут только и понимаешь, что терпит тебя Господь не за труды твои, по сути своей малые, а по молитвам святых старцев киево-печерских, да Предстоятеля Церкви нашей.

После приема путь один - к преподобным, в пещеры. От них начало святыни на горах киевских, в них же и утверждение будущего.

 

Многолика Лавра Киевская и каждая ее грань - драгоценное сокровище, возрастающая в своем величии верой и правдой. В какие бы врата лаврские ни вошел, с какой бы стороны на нее ни глянул, она наполнит тебя в той мере, насколько преумножил ты свои таланты духовные. И всегда будет в ее даре и полнота веры, и наша история, и наши традиции, и все то, что мы называем вечностью.