УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 133 відвідувачів

Теги
Священний Синод УПЦ Мазепа постать у Церкві Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація розкол в Україні Києво-Печерська Лавра Ющенко церква і суспільство милосердя педагогіка Патріарх Алексій II церква та політика українська християнська культура діаспора краєзнавство шляхи єднання Церква і медицина Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков секти іконопис Католицька Церква Голодомор вибори комуністи та Церква конфлікти УГКЦ УПЦ КП автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) забобони церковна журналістика монастирі та храми України 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність Церква і політика Церква і влада молодь Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






Тихвинский образ – главная святыня Днепропетровской обители

  13 July 2007


Диакон Георгий Скубак

По преданию ее написал святой евангелист Лука. Тихвинская икона Богоматери - небесная покровительница северо-восточных земель Украины. По преданию ее написал святой евангелист Лука. Чудесное явление образа произошло в 1383 году рыбакам на реке Тихвинке. Для него выстроили храм, затем основали монастырь, который дал начало крупному поселению.

Дивное явление воли Небесной Заступницы

Появление в Екатеринославской епархии Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы связано с долгим спором по поводу того, в честь кого будет наименована новая община. Для разрешения разногласия обратились к епископу Платону, который пригласил монахиню Феонилу (Ефремову). Она передала предсказание Киевского старца Феофила о том, что она поселится в обители, которая будет уделом Богородицы. Теперь оставалось решить, в честь какого святого образа или события, связанного с именем Божьей Матери, будет названа обитель. И опять было множество предложений. Но преосвященный остановил разногласия следующим решением: он благословил трехдневный пост с молитвой, отслужили молебен Царице Небесной и написали записку, в которой были указаны во имя какого образа или события будет названа обитель. Со страхом и благоговением все разошлись, молясь Царице Небесной открыть Ее волю.

К концу трехдневного подвига Марии Гусевой во сне представилась неизвестная ей обитель. В ней святой образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему святому образу, как вдруг голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители». Проснувшись, Мария Гусева пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял это за волю Владычицы и просил Марию описать увиденный ею святой образ. После долгих поисков узнали, что этот образ пребывает в городе Тихвине.

 «Прииди к нам Царице, сниди, Владычице»

 Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии данного образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено и в город Тихвин были посланы купец Сергей Рыбаков, Мария Гусева и монахиня Феонила. Каково было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред святым Образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычица, милостивая о нас пред Богом заступница». Услышали посланники и рассказ о чудесном пребывании святого образа в обители.

Икона была написана в Царьграде, но за прегрешения жителей города трижды скрывался. Последний раз образ не вернулся в Царьград, а был носим ангелами «на воздусе» над Русской землей. Первыми его увидели рыбаки, ловившие рыбу на Волге. Они побежали в город и рассказали о видении священникам и жителям. Быстро собравшись все духовенство и горожане вышли к берегу, молебно взывая: «Прииди к нам Царице, сниди, Владычице». Над городом Тихвином святой образ остановился и опустился на место, где ныне устроена обитель. По месту явления икона стала называться Тихвинской. Он является главной святыней обители и всего города. При нашествии неверных (татар) в 1533-1584 годах образ Божьей Матери был вставлен в монастырскую стену с маленьким оконцем, пред ним была зажжена лампада. Но в монастырском храме была оставлена Его копия, написанная на древе. Татары сожгли многие храмы, пожар коснулся и Тихвинского монастыря, но копия образа Богородицы одна осталась несгоревшей, а только почернела. Этот образ и был передан обители города Екатеринослава в благословение.

Обретение чудотворной Тихвинской иконы

Иноки сопровождали икону к пароходу с акафистным пением. Когда внесли ее на пароход, затеплили пред ней лампады, зазвонили колокола в монастыре, и пароход направился по реке Тихвинке, Волге и Днепру к Екатеринославу. На встречу святого образа вышли Преосвященный епископ Платон с клиром и множество народа. Колокольный звон сливался с пением, на глазах встречающих были слезы радости. Как в Тихвине, так и в Екатеринославе чаяли милости Богородицы, взывая молебно: «Прииди к нам, Царице, сниди Владычице».

Архиерей снял с парохода образ Божьей Матери. На берегу был отслужен молебен с пением акафиста. Крестным ходом святыню под пение тропаря: «Днесь, яко солнце пресветлое возсия...» был перенесен на место основания обители. Здесь также был совершен молебен. Святой Образ был обнесен по углам града обительского, затем торжественно отнесен в Троицкую церковь (ныне - Свято-Троицкий кафедральный собор) и поставлен временно, до окончания строительства зимнего храма, у первой правой колонны. В 1867 году к празднику святой равноапостольной Марии Магдалины икона торжественно была перенесена в храм обители и водворена за правым клиросом. Здесь она находилась до окончания строительства собора, а в 1874 году была торжественно перенесена в собор и также поставлена за правым клиросом. Святой Образ Тихвинской Божьей Матери прославился многими чудесами: больные получали исцеление, одержимые разрешались...

Перед окончательным закрытием монастыря в 1925 году святой чудотворный образ монахиням удалось спасти, хранился он до 1942 года в квартире монахини Геннадии.

Святой образ вернулся в родную обитель

Через 40 лет после своего скитания Тихвинская икона Божией Матери возвратилась в одноименную родную обитель. Это было в 1999 году 9 июля после Божественной литургии. В день празднования Тихвинской иконы Божьей Матери из Троицкого кафедрального собора торжественным крестным шествием она была перенесена в Свято-Варваринский монастырский храм. Помимо правящего архиерея архиепископа Иринея (Середнего) в торжествах принял участие епископ Славянский Алипий (Погребняк). И, как прежде, каждую пятницу за вечерним богослужением пред святым образом Владычицы читается акафист, сопровождаемый песнопениями и величанием Царицы Небесной!

Автор: Диякон Георгій Скубак