УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 82 відвідувачів

Теги
милосердя розкол в Україні Католицька Церква забобони Археологія та реставрація вибори діаспора педагогіка Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков церква та політика Голодомор краєзнавство монастирі та храми України Церква і влада українська християнська культура Ющенко церква і суспільство Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра конфлікти секти Президент Віктор Ющенко іконопис Доброчинність УПЦ КП Мазепа постать у Церкві церковна журналістика автокефалія шляхи єднання Вселенський Патріархат молодь УГКЦ Священний Синод УПЦ Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі комуністи та Церква Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






Ахтырский Свято-Покровский собор

  18 July 2007



Татарское название «Ахтырка» означает «белый яр» и указывает на то, что на месте нынешнего городка был татарский юрт или иначе - стан татарского кочевья со стадами. Заселение этой местности казаками относится к 1641 году. В 1654-м черкасы-переселенцы возвели здесь крепость, и с того времени Ахтырка стала полковым городом.

В центре возвышается Покровский собор - великолепный памятник архитектуры, сооруженный в 1753-1768 гг. под руководством архитектора С.Дудинского и при участии архитектора Д.В.Ухтомского. В создании проекта принимал непосредственное участие В.В.Растрелли.

Вблизи собора находится колокольня, воздвигнутая в 1781-1786 гг. по проекту уроженца Ахтырки П.А.Ярославского, построившего также ряд зданий «присутственных мест» в Сумах, Харькове и Изюме.

Покровский собор, в котором находится чудотворная Ахтырская икона Божьей Матери, - одно из замечательнейших зданий XVIII века, поражающих своей стройностью, красотой и величием архитектуры.

История Покровского храма начинается с 1751 года

Именно тогда последовал указ Святейшего Синода, которым велено «святую икону Богоматери, явленную в г. Ахтырке, иметь и почитать за чудотворную».

Первая мысль о построении нового каменного храма на месте деревянной Покровской церкви, ставшей уже тесной для приезжавших сюда богомольцев и пришедшей в ветхость - родилась в душе благочестивого слободского полковника Федора Ивановича Каченовского, известного возобновителя Рыхловской пустыни Черниговской губернии. Он с «просительной книгой и воззванием» обратился лично к императрице Елизавете Петровне с просьбой о помощи в строительстве новой церкви.

По повелению императрицы 25 апреля 1753 года граф Растрелли разработал план каменного Покровского храма, а она сама пожертвовала на строительство 2000 рублей, о чем лично сделала запись в церковной книге.

По благословению Белгородского святителя Иоасафа (Горленко), 25 апреля 1753 года, в день коронации императрицы Елизаветы Петровны, игумен Ахтырского Троицкого монастыря Иоанн (Солунский) в сослужении местного духовенства положил основание храму. (Полковнику Федору Каченовскому не суждено было увидеть окончание строительства: вскоре после закладки он умер и далее за строительством смотрел полковник Константин Лесевицкий). Через 15 лет, после завершения строительных работ, церковь явилась такой, какой ее мог предначертать только Растрелли - величественным и стройным.

Храм представлял собой большой корабль

Здесь был установлен великолепный пятиярусный иконостас с богатой резьбой и три престола под величественными вызлащенными балдахинами. Главный - в честь Покрова Богоматери, южный - в память Положения честной ризы Богоматери и в месте явления Ее чудотворного образа в Ахтырке, северный - во имя праведных Захария и Елисаветы - покровительницы императрицы, которая в своем повелении изволила наименоваться создательницей нового Покровского храма.

Святыня была освящена 2 июля 1768 года епископом Белгородским Порфирием (Крайским). Тогда же в присутствии Ахтырского полка и при стечении многочисленного народа со всех окружных мест сюда была перенесена чудотворная икона Богоматери.

С этого времени храм обустраивался и благоукрашался

На пожертвования боголюбивых почитателей святыни было устроено:

- Каменная колокольня в три яруса с колоннадой вокруг и с храмом в нижнем ярусе, освященном в честь Введения Богоматери во храм. Церковь была освящена в 1784 году Преосвященным Аггеем (Колосовским), епископом Белгородским. На колокольне - часы с боем, самый большой колокол весил 253 пуда.

- Престол в главном алтаре был обложен со всех сторон и сверху медными вызолоченными досками, с серебряными освященными изображениями чеканной работы по бокам.

- Главный иконостас покрыт серебряными ризами чеканной работы.

- Вызолоченная дарохранительница из серебра со священными изображениями чеканной работы и изображениями на финифти.

- Плащаница с изображениями предстоящих лиц, искусно шитая по малиновому бархату золотом, украшенная жемчугом и драгоценными камнями - дарами богомольцев.

- Крест из серебра, вызолоченный и украшенный топазами и финифтью.

- Четыре лампады перед местными иконами главного иконостаса из серебра чеканной работы.

- На пожертвования богомольцев в разное время была устроена каменная ограда вокруг храмов и колокольни, а за оградой - два каменных дома, в которых с 1819 года размещалось духовное уездное училище и богадельня на 10 мест для больных.

Чудо с баронессой

Благочестивое усердие императрицы к построению нового храма возросло в связи с дивным событием, случившимся с баронессой Фон-Вейдель и ее детьми. В 1748 году вдова Елизавета Богдановна, урожденная Пассек, православная и набожная, по дороге в Петербург сильно заболела в Ахтырке. Озабоченная участью своих юных детей, она усердно молилась в храме перед чудотворной иконой об исцелении. Во сне ей явилась Божья Матерь (это было 2 мая) и объявила, что через 5 дней женщина оставит земную жизнь, а посему должна готовиться к смерти и имение раздать нищим. Больная напомнила Божьей Матери о детях (две маленькие девочки), которых она должна оставить в малолетстве без пропитания. На это был следующий ответ: «О детях твоих не заботься, Я буду для них попечительницей». И повторено приказание - раздать имение, дабы совершались молитвы.

Больная объявила о виденом своему духовнику и другим лицам, а через 5 дней действительно умерла. Вскоре обе ее малолетние дочери неожиданно были потребованы к высочайшему двору. Там они получили воспитание и впоследствии были выданы в замужество: одна за графа Чернышева, другая - за графа Панина. Обе графини до самой смерти, сохраняя благоговейное воспоминание о чудесном устроении их судьбы, делали большие пожертвования для Покровского храма.

Графиня Анна Родионовна Чернышева построила вблизи Покровского храма каменный храм в честь Рождества Христова с жилыми комнатами, где потом нередко проживала и где хотела провести свои последние дни. В этой церкви были три очень ценных картины испанского живописца Муриллье. В Соборный Покровский храм графиня пожертвовала напрестольное Евангелие (1759 г.), обложенное серебряными досками, позолоченный серебряный потир с дискосом, бриллиантовое перо, изумруды и другие драгоценности, которые по ее желанию были возложены на ризу чудотворной иконы.

Графиня Марья Родионовна Панина прислала в дар Евангелие (1759 г.), а граф Панин пожертвовал позолоченный серебряный потир с дискосом и звездой.

Не иссякает поток благотворителей

В 1768 году граф Сергей Борисович Шереметьев принес в дар храму небольшой золотой крест с мощами 13 святых, украшенный бриллиантами в небольшом киоте и копию с чудотворной Ахтырской иконы Божьей Матери в серебряной позолоченной ризе с приделанными по краям ковчежцами с частицами мощей святых.

В 1865-1871 годах московский фабрикант Д.Н.Орлов отчеканил новую золотую ризу, а московский ювелир И.Д.Чечелев украсил ее бриллиантами. Новая риза чудотворной иконы по красоте, изяществу и тонкости отделки, ювелирному мастерству представляла собой одно из лучших художественных произведений современного чеканного и ювелирного искусства.

Но всегда были и есть благотворители, которые приносили и приносят значительные пожертвования в пользу и на украшение храма, по христианской скромности и смирению скрывающие свои имена. Священнослужители собора считают своим долгом молитвенно поминать этих людей во время богослужений, а особенно по субботам, во время чтения акафиста перед чудотворным Ахтырским образом Божией Матери.