УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 106 відвідувачів

Теги
Ющенко Церква і влада іконопис Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ постать у Церкві секти вибори діаспора Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика молодь Церква і політика шляхи єднання Мазепа Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка церковна журналістика розкол в Україні УГКЦ конфлікти церква і суспільство Доброчинність краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква Президент Віктор Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі милосердя українська християнська культура Києво-Печерська Лавра автокефалія монастирі та храми України Вселенський Патріархат комуністи та Церква Голодомор УПЦ КП Археологія та реставрація забобони






Рейтинг@Mail.ru






Покровом Твоим честным Церковь Божия приодеяся

  09 жовтня 2007


Протоиерей Александр Авдюгин

Покров Пресвятой Богородицы - праздник особенный. Он не входит в число двунадесятых, не является общим для всех поместных Церквей, но спроси любого прохожего, даже далеко от веры человека, что такое Покров, и все уверенно ответят - Праздник. Событие тысячелетней давности удивительным образом связано с нашим народом, с нашей историей. Когда-то в X веке Богородица защитила от нашествия еще языческих славянских племен христианский Константинополь, а затем, после крещения владимирского, распростерла Свой покров над городами и весями Руси.

Не счесть церквей и престолов Божиих, освященных в честь Покрова Божией Матери, как и не найдется области, где не было бы своей Покровки, как нет и православного храма, где в день 14 октября не совершалось бы праздничное богослужение.

Недалеко от Ровенек (Луганская обл.), между Нагольно-Тарасовкой и Благовкой, на северном склоне нагольнической балки стоит храм Божий, в честь Покрова построенный. Лишь в последние годы стараниями благодетелей, молитвами и трудами монашескими, да при помощи немногочисленных прихожан возвращается его казавшийся навсегда утерянным истинный вид.

Для того чтобы понять, как стало возможным восстановление практически полностью разрушенной обители Богородицы, надобно знать историю этого храма. Возрождение церковной жизни в местности, где от старых многонаселенных сел осталось лишь несколько усадеб Верхней Дарьевки с шестью десятками постоянных жителей, большая часть из которых старики, без Господней воли и помощи вряд ли возможно объяснить. Да и не объясняют иначе это чудо трое монахов, вот уже десять лет подвизающихся в духовных и хозяйских заботах на покровском приходе.

Начало же храму этому положено было более 160 лет назад...

Предания преданиями, но в Ростовском архиве хранятся документы, среди которых есть и «Дело. О построении в слободе Дарьевке на новом ее переселении церкви». Датировано это «Дело» маем 1847 года, и есть в нем прошение архиепископу Донскому и Новочеркасскому от кавалера Войска Донского генрал-майора Гавриила Амвросиевича Луковкина, где он просит дать святительское благословение и разрешение на постройку церкви, «чтобы в прописанных мною селениях верхней и нижней Дарьевках, Марьевки и Платновки крестьяне не имели нужды в священнике». Тут же и лист, в котором сообщается, что «6 октября 1855 года была заложена однопрестольная церковь во имя Покрова Божией Матери. Церковь эта освящена 3 мая 1866 года и построена на средства вдовы полковника Людмилы Гавриловны Калиновской, урожденной Луковкиной».

Полтора века храму. Годы войн, разрух и нестроений, столь многочисленно по грехам нашим посылаемые, оставили к концу прошлого тысячелетия лишь краснокирпичные стены, да кусты клена и терновника, растущие на месте разрушенного алтаря. Не стало многонаселенных нижних и верхних Дарьевок, а храм все же выстоял. Берегла Богородица.

Изначально закрыли его в тридцатые годы, когда «передовой отряд революции - пролетариат и трудовое крестьянство» боролись за построение социализма в частности и мировую революцию вообще. Во время войны, вернее, в годы оккупации, как это не любят до дня нынешнего вспоминать, храм открыли. Не противились немцы открытию, как и не касались они богослужений, где открыто поминался патриарх Московский.

Ко времени освобождения и восстановления советской власти в храме были и священник, и диакон, нашлась и необходимая богослужебная литература, на клиросе пел хор. Удивительно, но в 3-4 километрах действовали Успенская Нагольнинская церковь и Вознеснская Благовская, да и городская, в Ровеньках, считай, рядом располагалась, но приход был постоянный и на богослужениях прихожан хватало.

Вторая волна антицерковных гонений пришлась на конец 50-х - начало 60-х прошлого века. Храм закрыли бесповоротно и окончательно, и никакие жалобы, письма и прошения в самые высокие инстанции не помогли. Власть стремилась уничтожить веру и Церковь, причем делала это последовательно, по четко разработанному плану.

Ко времени, когда вновь вспомнили о Боге, от храма, после того как в нем перебывали различные склады, остались лишь стены, без алтарной части, купола и крыши. Все меньше и тише становились деревни, зарастали тропинки и дороги, покрывались колючками и чертополохом некогда плодородные огороды... Мерзость запустения, казалось, вскоре сотрет все признаки человеческой жизни, не то, что церковной.

Мы предполагаем, а Господь располагает. Не забылась молитва, не оставила Богородица храм Свой. В субботу Светлой седмицы 1997 года, в небольшом мирском домике рядом с разрушенными храмовыми стенами была отслужена первая литургия. Это было не начало прихода - это стало его продолжением и возрождением.

Скептических мнений и сочувственных вздохов наслушались первые монашествующие, поселившиеся здесь, предостаточно. Да и аргументированы были эти сомнения. Восстановить величественный храм, который нынче оказался вдали от дорог, коммуникаций и «цивилизаций», в практически умирающей деревеньке, где отсутствует даже магазин, представлялось действительно пустой мечтой и несбыточным желанием.

Нынче монашествующей братии на приходе всего трое. Впрочем, не больше ее было и десять назад, но уже в престольный день этого года в Покровской церкви будет совершена первая служба, а рядом с ней иное место молитвы обрелось и к Богу куполом и колокольней устремилось - храм в честь Александра Невского, святого князя благоверного. Так что ныне покровский приход стал и александровским, и вполне возможно, что именно благодаря предстательству молитвенника и заступника земли Русской, возвращен из небытия и храм Покрова.

Иеромонахи, братья Герман и Авель (Скрыпник), да иеродиакон Лазарь (Лисеев) - вот и весь «официальный клир» прихода. Служба Богу для них не только у престола с кадилом да Требником определяется, она и в поле с плугом имеет место быть, и на стройке продолжается. Поэтому неудивительно, что приехав утром, сфотографировать храмы, застали мы настоятеля иеромонаха Германа верхом на Булате, тоже несущего свое нелегкое лошадиное послушание. Батюшка собирался вывозить из храма оставшиеся стройматериалы, чтобы приготовить церковь к наступающему престольному дню...

Естественно, разговор и начался с «лошадиной темы», так как Булат всей своей тяжеловесной статью не только на стройке и в поле, но и в иных церковных делах участник непосредственный.

- Недавно позвали усопшего отпеть, - рассказывает отец Герман, - а там, кроме преставившегося, две старушки да дед под сто лет. Отпел покойника, да пошел за Булатом, кто ж еще здесь на кладбище отвезет? Вот так и живем, - закончил батюшка.

Со своими 5-10 прихожанами храм новый не построить, а старый не восстановить, но то, что неподвластно разумению рационалистическому, вполне решаемо верой. Со всеми перипетиями современного общества, где уже, казалось бы, все подчинено принципам материальным и телесным, всегда находятся те, кто помнит слова апостольские: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор.9:6), да и Господня заповедь: «Давайте, и дастся вам... ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк.6:38) не для всех стала лишь архаичным призывом.

Глава одного ювелирного предприятия Александр Рак оказался одним из тех, для кого возрождение Покровского храма стало неотъемлемой частью жизни. Только Господь ведает, почему именно прикипело сердце Александра Николаевича к дальнему, практически никому не известному приходу, и, по всей видимости, сегодня он уже не мыслит себя без этих тихих монашеских служб, отдаленных от суеты и возможности находить духовное умиротворение.

Делами милосердия можно достичь много... Господь слышит молитвы милостивых и исполняет их благие прошения и, самое главное, охраняет своей благодатью от зла и искушений, столь размножившихся в эти дни.

Помощь в восстановлении разрушенной церкви, строительство нового храма стало обязательной константой в деятельности не только самого директора, но и предприятия. И не удивительно, что каждое воскресенье и каждый праздник везет автобус из города ювелирных дел мастеров. Едут они в дальнюю, забытую мирскими властями, но бесконечно духовно новую Дарьевку на службу, да к исповеди.

В храме Александра Невского нынче идет роспись.

Московские иконописцы в старом каноническом стиле покрывают своды евангельскими сюжетами, выписывают лики святых, а Покровский храм готовится... К своему престольному дню. К встрече своей Хозяйки - Пресвятой Богородицы.

Встретит. Обязательно встретит. И запоет столь всеми любимое:

«Радуйся, радосте наша, покрый нас от всякого зла, честным Твоим омофором».

Автор: Протоиерей Александр Авдюгин
   
Покровский храм с.Дарьевка, Луганская епархия, 20 км. от российской границы.

Покровский храм с.Дарьевка, Луганская епархия, 20 км. от российской границы.
Единственная сохранившаяся икона в Покровском храме.

Единственная сохранившаяся икона в Покровском храме.
Приход. Кстати, машина наша. У монашествующих транспорт - лишь лошадь.

Приход. Кстати, машина наша. У монашествующих транспорт - лишь лошадь.
Роспись в храме св. Александра Невского (алтарь).

Роспись в храме св. Александра Невского (алтарь).