УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 62 відвідувачів

Теги
Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат Церква і медицина Церква і політика краєзнавство Церква і влада Археологія та реставрація конфлікти церква і суспільство Мазепа УПЦ КП Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти Священний Синод УПЦ церковна журналістика Доброчинність розкол в Україні діаспора Предстоятелі Помісних Церков церква та політика Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис монастирі та храми України молодь забобони Ющенко шляхи єднання українська християнська культура педагогіка вибори автокефалія Києво-Печерська Лавра Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі милосердя постать у Церкві комуністи та Церква УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






К 10-летию освящения возрожденного Свято-Покровского храма урочища «Орлов кут»

  26 листопада 2008


Диакон Георгий Скубак

«В тихом и сладостном пристанище»

Величественный белокаменный храм с голубыми куполами в честь Покрова Божьей Матери древнего поселка Орловщина 1-го Новомосковского благочиния был построен в конце 90-х годов ХХ столетия вместо разрушенной в богоборческие времена деревянной церкви. Канувший в вечность храм, как и сам поселок, имеют богатое историческое прошлое.

«Основание слободы Орловщина восходит к тем блаженным временам, когда к монастырям, как к тихому некоему и сладостному пристанищу, прибегали не только бездомные, безродные и бескровные, но и люди семейные и имущие, и когда в монастырях и при монастырях, в простоте сердца, в незлобии и смирении духа, без хитростей и лукавства, все прибегавшие действительно обретали не только полную душевную усладу, но и внешнее довольство и видимый покой». Такими красноречивыми словами начинал свое историческое исследование древнего селения Орловщина Екатеринославский епископ Феодосий (Макаревский) в своем капитальном и очень ценном для нашего времени труде «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия».

Нынешнее поселение Орловщина, как и предшествующая ей одноименная слобода, берет свое начало со знаменитого урочища «Орлов кут», которое располагалось в обширных угодьях Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря. Эта местность со своей пасекой, садами и приютом для всех паломников, странников и скитальцев известна была еще с 1675 года. «Орлов кут» был своеобразной гостиницей Самарского монастыря, где пилигримы, которые долгое время проживали в нем, могли реализовать себя в социальной деятельности - ухаживании за больными и ранеными казаками в монастырской больнице, а также прислуживании престарелым монахам. В самом названии этого поселения скрывалась его глубокая сущность - любой человек, который нуждался в приюте, мог спокойно найти себе угол для проживания, но... с одним условием. Согласно приказу Кошевого атамана все приходящие сверх занятий по хозяйству и земледелию в обязательном порядке должны были ухаживать за больными и ранеными казаками. Благодаря такой деятельности уже около 1740 года в Орловщине было организовано нечто похожее на современные общины братьев и сестер милосердия.

 

«Особая церковь»

Жители Орловщины духовно окормлялись в Самарском Свято-Николаевском Пустынном мужском монастыре, к насельникам которого они обращались за удовлетворением своих религиозных нужд и потребностей. В непогоду, в период ненастий, а также во времена наводнений и весеннего разлива, когда не представлялось возможным добраться до обители, монахи сами поселялись на определенное время в Орловщине, чтобы не оставить народ Божий без духовного попечительства.

Увеличение населения в слободе и ближайших поселениях заставило в 1780 году настоятеля Самарского монастыря иеромонаха Феофана задуматься об устроении собственного прихода в Орловщине. Было решено для слобожан основать за монастырский счет «особую церковь» в честь Покрова Божьей Матери. Благое намерение поддержал Азовский губернатор Чертков, который обратился с ходатайством к правящему архиерею архиепископу Славянскому и Херсонскому Никифору (Феотоки). В декабре 1780 года Славянская духовная консистория выдала разрешение на устройство деревянного Свято-Покровского храма на монастырские средства.

Работы по возведению храма велись быстрыми темпами. 16 апреля 1781 года иеромонах Амфилохий из Екатеринославского духовного правления освятил место под строительство и заложил в основание первый камень «по подобию прочих святых Греко-российских церквей». Менее чем через год, 19 февраля 1782 года, Екатеринославское духовное правление предоставило рапорт преосвященному Никифору об окончании строительства храма в монастырской слободе Орловщина. 3 ноября того же, 1782, года правящий архиерей выдал святительскую грамоту и антиминс, а 14 ноября екатеринославский протопоп Алексеей Хандалеев «освятил новоустроенную в Орловщине церковь и открыл в ней богослужения и священнодействия». Таким образом, менее двух лет понадобилось монастырской братии и жителям поселения для возведения в родной слободе Свято-Покровского храма.

 

По страницам исторических документов

Знакомясь с генезисом и развитием Орловщины на страницах исследований можно найти очень интересный исторический факт. Оказывается, задолго до открытия храма в поселок в начале 1770 года из Запорожской Сечи была переведена школа вокальной музыки и церковного пения. Кош это сделал с одной целью - чтобы среди Запорожья, в центре семейного казачества, поднять и возвысить церковное чтение и пение, практически научить молодое поколение казаков церковному пению, а также воспитать в них образованных чтецов и певцов для всех вновь открываемых храмов и приходов Запорожского края. Историки даже предполагают, что главным действующим лицом в этой своеобразной регентской школе был любимец последнего кошевого атамана Петра Калнышевского знаменитый дьячок Михаил Кафизма, который за удивительные клиросные способности был переведен из Свято-Покровской церкви Переяслава в Елисаветград и определен на певческую должность в качестве капельмейстера.

Также Орловщина знаменита еще одной легендарной личностью - премьер-майором князем Шахматовым, который проживал в ней в 1780 году. Обладая значительными средствами, он не только помогал всем вышедшим из Крыма христианам разных наций, но также много благотворил монашествующей братии Самарского монастыря и бедным жителям поселения.

Согласно «Справочнику Екатеринославской епархии за 1908 год», в 1837 году деревянный однопрестольный храм в честь Покрова Божьей Матери был перенесен на другое место. К началу XX века при общине действовали Церковно-приходская школа (98 мальчиков и 12 девочек) и Школа грамоты (18 мальчиков и 7 девочек).

В 60-е годы ХХ века Свято-Покровская церковь, как и многие другие храмы Днепропетровской области, была разрушена. Возрождение началось в 1992 году - храм строился на народные средства по проекту архитектора В.Г. Филатова. Духовным куратором строительства был настоятель Свято-Троицкого собора города Новомосковска протоиерей Владимир Цешковский.

Торжественное освящение и открытие возрожденного Свято-Покровского храма состоялось 31 октября 1998 года. Архиепископ Днепропетровский и Павлоградский Ириней возглавил в тот знаменательный день чин освящения и первую Божественную литургию.

В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Николай Дмитриев. Благодаря его трудам при храме организована воскресная школа и приходская библиотека. Община храма взяла попечительство над интернатной группой сирот, проживающих в детском комбинате «Рябинушка», духовно окормляет санаторий «Новомосковский» и неполную среднюю школу в родном селе.

Храм знаменит особо чтимыми древними иконами: Покрова Божьей Матери, написанной на Афоне, и святителя Николая, подаренной первым настоятелем храма протоиереем Романом Цешковским в нижний (зимний) Свято-Николаевский предел.