УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 83 відвідувачів

Теги
Вселенський Патріархат Церква і політика Церква і влада Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві автокефалія милосердя Президент Віктор Ющенко молодь монастирі та храми України педагогіка Доброчинність секти краєзнавство церковна журналістика церква і суспільство шляхи єднання українська християнська культура вибори діаспора Церква і медицина УГКЦ Голодомор церква та політика Священний Синод УПЦ Католицька Церква конфлікти іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква забобони УПЦ КП Археологія та реставрація розкол в Україні Києво-Печерська Лавра Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






Иконопись с помощью соломки и выжигателя

  30 січня 2009


Виктория Сидорова

 

Иконопись с помощью соломки и выжигателя

Эти прекрасные картины изготовлены в оригинальной технике: лики, руки, элементы одежды святых - это выжигание по дереву, а их наряды, нимбы, орнаменты и общий фон -  инкрустация соломкой. Признаюсь, ничего подобного я раньше не встречала ни на выставках, ни в художественных салонах! Оказалось, участие в православной выставке, которая на днях состоялась в «Экспоцентре» Черниговской региональной торгово-промышленной палаты - дебют черниговского мастера Николая Дорошенко. До этого свои работы он нигде не выставлял. Любопытно, что соломенная живопись - не основное занятие мастера. Николай Николаевич работает психологом в отделе государственной службы охраны при УМВД Украины в Черниговской области.

Богородица, святые и Кобзарь

В коллекции Николая Дорошенко я увидела образы Святителя Николая, Пантелеймона Целителя, Серафима Саровского, апостола Андрея Первозванного, а также образы Божьей Матери под названиями «Умиление», «Почаевская», «Козелещанская», «Остробрамская», «Казанская», «Неупиваемая чаша». Кроме того, дома у него есть портрет Тараса Шевченко. Самая несложная по изготовлению, по словам мастера, картина с изображением ангела-хранителя. А образ Серафима Саровского - любимого святого бабушки мастера - был закончен буквально за пару дней до открытия выставки. Всего же Николай Николаевич изготовил чуть больше 20 таких вот оригинальных работ.

Задумка соединить технику выжигания и инкрустацию соломкой появилась у мастера примерно год назад. Побывав на прошлогодней православной выставке в «Экспоцентре», он увидел, что представленная монастырями продукция несколько однообразна, а иконы вообще изготавливаются, в основном, фабричным способом, когда репродукция наклеивается на доску. Тогда он решил, что стоит попробовать применить такую вот авторскую технику. Благо - соломкой он занимался еще в детстве, а во время работы в школе вел кружок выжигания по дереву. Попробовал - вроде бы получилось, родным и знакомым очень понравилось, друзья посоветовали принять участие в готовящейся выставке.

Наполненные теплотой и светом

Основным в процессе создания изображения является выжигание, с его помощью «прорисовываются» тонкие линии, выжигатель придает лицам определенные выражения. А соломка служит как-бы дополнением, помогает раскрыть замысел автора. По мере усовершенствования техники Николай Николаевич понял, что соломкой лучше заполнять основную площадь картины, она оттеняет лики. Как по мне, этот природный материал наполняет работы особой теплотой и светом. Например, в изображении Иисуса Христа в терновом венке сочетание разных оттенков соломки придает венку и нимбу мягкое сияние. Кстати, разные оттенки соломки - на самом деле различные сорта растений: пшеница, рожь или овес, а разные цвета получаются при помощи простых красителей - зеленки, синьки, «морилки» (для оттенков красного).  

Поначалу на создание одного образа у Николая Дорошенко уходил примерно месяца. Впрочем, дело тут не во времени, а в определенном состоянии человека - иногда мастер может творить много и быстро, а в другое время работа не идет. Еще играют роль навыки: когда человек научился делать что-то хорошо, то дело спорится быстрее. Но самое главное - надо четко знать, что ты хочешь получить. Правда, иногда, приступая к работе, мастер видит только часть замысла, а остальное приходит в процессе. Любопытно, что образы даже одного святого различные потому, что элементы на них не повторяются.

Все картины сегодня украшают одну из комнат в квартире Дорошенко. По словам мастера, когда снял их для выставки, атмосфера в жилище заметно изменилась. С соломенной живописью комната казалась более уютной, более живой и наполненной гармонией. И вправду - если ими любоваться какое-то время, наступает состояние успокоения и умиротворенности.

Новое - хорошо забытое старое?

Еще неделю тому назад Николай Николаевич был уверен, что сочетание выжигания и инкрустации соломкой - может, и не ноу-хау, но, по крайней мере, не присущая для нашего региона техника. Однако священнослужители, которые увидели его работы на выставке в «Экспоцентре», утверждают, что подобные изображения можно увидеть в иконостасе Елецкого Свято-Успенского монастыря. Очевидно, что соломенная живопись была известна нашим далеким предкам.

- Я верующий человек, но понимание Бога может быть у каждого свое, - рассуждает мастер-психолог о тематике своих работ. - Нашему региону присуща православная вера, казаки были глубоко верующими людьми. Это дань традиции, эту веру мы переняли от наших прадедов, так что православие для нас самое родное, но я не отрицаю и другие религии. Если человек сотворен «по образу и подобию», то каждому из нас необходимо искать эту частичку в себе. Если это происходит, можно называть человека верующим. Когда ты понимаешь и чувствуешь связь с Богом, с высшей силой (можно по-разному это называть), твоя жизнь становится лучше, а если нет - чтобы ты ни делал, никогда не будешь удовлетворен...

Фото автора

 

Автор: Виктория Сидорова