УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 70 відвідувачів

Теги
секти конфлікти милосердя педагогіка Церква і влада Церква і медицина Доброчинність іконопис українська християнська культура вибори Священний Синод УПЦ молодь краєзнавство постать у Церкві Мазепа Ющенко автокефалія Голодомор церква та політика монастирі та храми України Вселенський Патріархат Президент Віктор Ющенко розкол в Україні діаспора Предстоятелі Помісних Церков комуністи та Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика забобони Католицька Церква церква і суспільство УПЦ КП Патріарх Алексій II Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра шляхи єднання УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






Рукотворное небо

  10 лютого 2009


Николай Столяров, Донецк
Сколько ни бывал я в храмах Донецкой области, сколько ни спрашивал, чья ж она такая замысловатая вязь украшает их, ответ часто был один и тот же. Работу, мол, заказывали мастерам из Западной Украины - знатоки да умельцы они в этом деле, где же лучших найти.

И то сказать, на леса Донбасс не богат - степь да степь кругом

Час едешь, другой - только синь далеких горизонтов, в лучшем случае - посадка или перелесок встретятся в дороге, исключение, пожалуй, только на севере края, где и начинаются леса. В общем, где же взяться мастерам резьбы по дереву, столярам да плотникам. Вот и приходилось их, как встарь, выписывать да звать со стороны.

Сегодня звать, оказывается, никого не надо. Свято место пусто не бывает. Нашлись и в степном Донбассе свои резчики, свои умельцы. Сегодня даже своя школа их уже есть. И пусть еще негласно, пусть еще негромко, но, как и положено, ей дали имя мастера, который одним из первых и ступил на стезю домостроительства Божия. Его имя - Николай Андреевич Пруцкий.  

С Николаем Андреевичем мы договорились встретиться в Свято-Воскресенском храме Донецка. Это тот, что поднялся на Шахтерской площади города. Храм тут похож на дом с высоким крыльцом. На ступеньках его домотканные припорошенные снегом половики. Это делает величественный храм каким-то по-особому теплым и родным, как и резное дерево, которое украшает его, ибо, что же бывает теплее обласканных руками мастеров липы, ольхи, дуба? Теплее и одновременно царственнее (а именно такими могут быть и тот же дуб, и та же ольха, и та же липа под резцом мастера).

«С преподобным преподобным будеши» - это слова из Святого Писания, и отнести их в храме надобно к главному его фрагменту - устремившемуся ввысь, демонстрирующему торжествующую Церковь иконостасу, выполненному руками мастера и его помощников. И если Церковь - это небо на земле, то иконостас - небо всякого храма.

Первые иконостасы начали создаваться на Руси еще в 14 веке

И первым руку к ним приложил великий Феофан Грек. Иконостас - алтарная преграда. Дальше только «небо небес», сам Престол Вседержителя. Ведут к нему так называемые Царские врата. Были они сначала простыми, и только потом их стали украшать замысловатой резьбой, вставлять в алтарную преграду иконы, снабдили ворота столбцами и сенями. Иконостас - своеобразное наглядное пособие, показывающее пути храмового домостроительства. Заметим, в годы земной жизни древоделанием занимался сам Спаситель.

- Иконостас для Свято-Воскресенского храма создавался ни много, ни мало 7 месяцев, - рассказывает Николай Андреевич Пруцкий. Мы пристроились с ним у подножия этого дива дивного, и мастер продолжил пояснения. - Мало выполнить резные работы. Дальше очень нужно постараться плотникам и столярам. Ошибка вот здесь, в основании иконостаса всего на миллиметр, вырастет к его вершине уже на все 10 сантиметров, да и монтировать сооружение высотой с добрый десяток метров - дело совсем непростое. Иконостас-то у нас четырехярусным получился. Вот ярус деисусный, вот праздничный, вот пророческий, вот праотеческий...

Дозволение «свыше»

Строги каноны создания иконостасов. Тут мало уметь держать в руках резец, мало быть даже художником, иконостас требует быть приобщенным...

- Ни о чем таком я еще лет 10-15 и не думал, - продолжает Николай Андреевич. Работал художником на Харцызском трубном заводе. Было у предприятия тогда свое бюро эстетики. Заказы самые разные, но достаточно типичные - заводская тематика. В новом своем увлечении первый резец я сделал из обычной отвертки. Теперь таких резцов у меня с полсотни не меньше. Каждый год арсенал этот приходится пополнять: часть резцов ломаются, часть раздаю ученикам. Иконостасы - работа большая, тут обязательно помощники нужны. Сегодня у меня их целая команда. В Харцызске из старого магазина сделали мастерскую. Пишем здесь и иконы. Этим, кстати, занята и моя жена Надежда, тоже в прошлом заводской художник. У них свои проблемы, в основном кадровые: приходит, бывало, художник, показывает свои работы, а садится за икону и... ничего у него не получается, словно дозволения ему не дадено писать их.

Что касается Пруцких, то к церковному домостроительству, как оказалось, имеют они отношение очень давнее. В своих разъездах Николай Андреевич не раз встречал храмы, среди создателей которых указывается и фамилия его предков. Теперь Пруцкий Н.А. как бы продолжает их дело. Продолжает по-своему, с эскизами и резцом в руках. В его послужном списке - украшенные храмы в Дзержинске и родном Харцызске, в шахтоуправлении «Покровское» города Красноармейска; его работы в Свято-Геогриевском храме Макеевки, храме Александра Невского при Донецком ожоговом центре и храме шахты «Холодная балка». Работала школа Пруцкого и украшая резьбой храм при усадьбе графа Шереметьева, что в Плесково под Москвой. Теперь работает Николай Андреевич и его воспитанники над созданием иконостасов в храме города Константиновки и храме Макеевского коксохимического завода ЗАО «Донецксталь».

- И знаете, подобных обращений и просьб с годами не становится меньше, - говорит Николай Андреевич. - Даже очередь есть на такие работы: столь велика тяга людей видеть храмы во всей красе, такими, о которых как в старину можно было бы сказать: «Лепо бо и прилично есть».

Говорят, яблоко от яблони не далеко падает. Это не о Приуцких. Два сына у Николая Андреевича, но каждый свою стезю избрал. Один программистом на Донецком металлургическом заводе работает, другой технологом на заводе «Техносоюз». Отец и не обижается: всяк своей работой должен заниматься, к своему делу меткость иметь и тогда с избранным делом сам избран будешь.

С Николаем Андреевичем мы еще и еще раз обходим иконостас храма

То головы к верху, к арке Царских ворот поднимаем, то всматриваемся в вязь резьбы, словно в старые письмена вчитываемся.

- Не удивлюсь, если на вашем верстаке среди резцов и стружки вдруг можно листок со стихами обнаружить, - говорю я мастеру.

- Да нет, стихи не пишу, - говорит он. - Во-первых, некогда, а во-вторых, и так ведь вон сколько сказано в том же иконостасе.

И ведь прав Пруцкий: переплетая чувства в вязь, мастер так искусно вложил в нее золотую нить, так щедро окропил живой водой творчества, что тот же иконостас можно сравнить с поэмой, жертвенник - с сонетом, киот - со стихом, потому как «лепо бо и прилично есть» все, созданное мастером.

За публикацию благодарим информационный портал "Litopys.net"

Автор: Николай Столяров