УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 63 відвідувачів

Теги
секти краєзнавство конфлікти Патріарх Алексій II 1020-річчя Хрещення Русі молодь Священний Синод УПЦ церковна журналістика комуністи та Церква монастирі та храми України Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони Києво-Печерська Лавра Мазепа українська християнська культура шляхи єднання постать у Церкві Вселенський Патріархат Ющенко УПЦ КП Церква і влада Археологія та реставрація УГКЦ милосердя церква та політика Церква і медицина Президент Віктор Ющенко автокефалія педагогіка вибори церква і суспільство Католицька Церква діаспора Голодомор Церква і політика іконопис Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






Сто икон

  22 травня 2009


Николай Столяров
Николай Николаевич завернул приготовленное в чистую тряпицу, положил в домашнюю сумку и отправился в дорогу. Она привела его к дверям Донецкого художественного музея. Старый шахтер не сразу открыл их. По-своему боязно было рабочему человеку: музей - он и есть музей, чем-то святым, возвышенным был он для него, потому и топтался долго на пороге.

Николай Николаевич принес в музей, к его специалистам старую икону

На почерневшей от времени доске едва-едва угадывался лик Святого Николая Чудотворца. Будто сквозь туман святой словно вглядывался в вечность. Николаю Николаевичу очень хотелось узнать, что же за икона всегда висела в красном углу его дома, да насколько ценна она, да, может быть, мастера как-то смогли бы ее подправить: уж очень почернела она за долгие годы.

Судьба свела Николая Николаевича с ведущим научным сотрудником отдела русского и украинского искусства Татьяной Михайловной Пановой - человеком блестящих познаний в своей сфере. И хотя икона как таковая в первую очередь предназначена для храма, является предметом культа и составной частью Литургии, она не может не иметь своего эстетического значения, а значит, не может и не интересовать искусствоведов. А уж у них свой подход к «черным доскам», свои критерии оценки, основанные как на еремеях (канонах), принятых еще на VІІ Вселенском соборе в 787 году, так, собственно, и на критериях художественных.

Татьяна Михайловна осмотрела икону...

Так, доска, по древним канонам, должна быть кипарисовой. У нас она чаще из липы. Вот краски. Краски в иконописи - особые, так называемая яичная темпера, яйцо - символ зародыша жизни. Характер предварительной обработки дерева, манера письма и еще масса других свойств, признаков и порой едва уловимых черт, которые и призван распознать в иконе настоящий специалист.

Нет, принесенная старым шахтером икона не была открытием, не была она, как сейчас принято говорить, и раритетом, но было в ней что-то такое, что Татьяна Михайловна по- особому оценила мастерство и благоговейность, с которыми создавал икону ее автор, оставшийся неизвестным. Сколько их трепетными руками брали в руки доски, чтобы, помолясь и мысленно очистившись, приняться за создание Образа - собственно, таков и есть один из переводов самого слова «икона», востребованность в которой в большей или меньшей степени в обществе была всегда.

Татьяна Михайловна предложила посетителю передать икону для приобретения в музейное собрание, но как-то сразу это не сложилось. Николай Николаевич обещал это сделать после своей поездки в Ленинград, куда вскоре намеревался отправиться. На том и порешили.

Расставание было недолгим, а последующая встреча - по-своему чудесной. Оказывается, на обратный поезд по каким-то причина Николай Николаевич опоздал, и к счастью: в дороге произошло «ЧП», состав потерпел крушение, пострадали люди. Старый шахтер был уверен: Святой Николай его уберег.

А икона потом все-таки попала в музей...

...И была выставлена в экспозиции, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Вошла она и в каталог, над составлением которого сегодня работает Татьяна Михайловна, справедливо считая сей важный многоплановый труд знаковым. По сути он как бы подводит итог многолетней деятельности художественного музея по собиранию и составлению собственной коллекции икон. Если хотите, это целая духовная библиотека, ведь иконопись - не что иное, как один из богословских языков. И если Евангелие проповедует Царствие Божие словом, то икона - образом.

- Сегодня Донецкий художественный музей имеет в своих фондах 12 тысяч произведений искусства, - рассказывает Татьяна Михайловна. - Икон в фондах - немногим более ста. Собственно, готовящийся к выходу в свет каталог так и будет называться: «Сто икон». Отведено в нем место и церковной утвари, которая, так или иначе, сопровождает иконы - крестам, складням и даже единственной скульптуре монастырской резьбы.

...Мал золотник, да дорог - вернее, пожалуй, и не скажешь о собрании икон в Донецке

Конечно же, важны дарения, важны и по-своему значимы поступления из других музеев, но ни с чем не сравнимы сами источники поступлений, что в первую очередь ценится как специалистами, так и знатоками искусства. Думается, Татьяна Михайловна напрасно скромничает: это благодаря ее стараниям Донецкий музей пополнился в свое время иконами из Центрального музея древнерусской культуры и иконописи имени Андрея Рублева, Третьяковской галереи. Были поступления храмовых икон из Ужгорода, музея в Астрахани. «Серьезные вещи из серьезных источников» - вот фраза, которую обронит в разговоре Татьяна Михайловна, вероятно, имя в виду самую первую икону из Эрмитажа, ставшую началом сакральной коллекции Донецкого музея.

Немногим больше ста икон. Много это или мало? Это, как говорится, смотря с чем сравнивать. В общем, мал золотник, да дорог...

Музеи, как и люди, переживают разные времена

Было время, донецкому музею, как и другим, ежегодно выделялись средства на приобретения экспонатов. И хотя средств было недостаточно, но все же... Было время, когда музей жил только тем, что ему передавалось или дарилось.

Было время, когда отделы культуры не очень-то жаловали музей.

- А вот в семидесятые годы, что уж их там кольнуло, - рассказывает Татьяна Михайловна, - а только взялись они провести обследование церквей Донецкой области, осмотреть их ценности да описать по всем правилам. Делать нечего, решение принято, надо его выполнять. В одной из таких поездок, - продолжает Татьяна Михайловна, - оказалась я в Славяногорске, Всехсвятской церкви. Знакомлюсь с иконами и обнаруживаю среди них две достойные внимания искусствоведов. Понятно, пишу соответствующий отчет. Проходит время, и без всякого понуждения с нашей стороны эти самые иконы оказываются в музее.

Случай второй: на Рутченково, в маленькой церквушке на хорах я нахожу также достаточно интересную старинную икону в серебряном окладе. Вношу ее в реестр и объясняю ее ценность. Проходит какое-то время, и опять обнаруженная икона попадает в музей. На этот раз ее доставили - а образ был в плачевном состоянии - сами представители приходской «двадцатки».

Икона - часть жизни Церкви, часть Литургии. Предназначенная для храма, она выполняет в нем свою, особую роль. Во время молитвы вся полнота почета отдается не краске, не доске, не позолоте, а образам святых. Перед иконой затихают все страсти и суета, ибо несет она в себе черты небесного. К тому я те самые два случая из своей практики привела, что музеи по своей природе в чем-то похожи на храмы. И те и другие - хранители вечности, и у тех, и у других - своя особая, но чем-то схожие службы, вот почему и несут люди иконы в музеи, зная, что жизнь их тут обязательно продолжится, - говорит Татьяна Михайловна.

К тысячелетию Крещения Руси (1988 г.) в Донецком художественном музее собралась уже целая коллекция икон

Хватило на целый зал. Месяц продолжается выставка, два продолжается, а люди все идут и идут к нам. Старушки у икон молятся, люди вглядываются в святые лики, что-то открывают для себя, поражаются тому, как выписаны эти самые лики, как прописаны кисти рук святых, как строго построены сюжеты.

Свой особый музыкальный момент есть у красок, замысловатых окладов. При этом внешняя форма икон - сама вершина простоты и правды, ведь иные иконы писались сами перстом Божьим.

Выставка не прошла бесследно. Понесли люди в музей черные доски, опять-таки, думается, из безусловного доверия к музею и самому его предназначению.

Подписывать иконы у их авторов ни в уголке черной доски, ни с тыльной стороны, ни где-либо еще не полагалось: доброе дело во славу Божию должно быть тайным, анонимным, негромким. Иное дело - составление каталога. Работа строго научная, несмотря на скупость строк, объемная, дающая простор мысли. Консультирует составление каталога клирик Донецкой епархии, главный редактор журнала «Живой родник» протоиерей Георгий Гуляев - человек, который не только помогает в работе, но и вдохновляет ее.

Сам проект «Сто икон» родился не сразу

Предшествовало ему составление так называемого списочного каталога. При всем том, что они дают возможность музею как бы заявить о себе, своей коллекции и отдельных работах, более обширных сведений подобные списочные каталоги просто не предусматривают. Ничего не поделаешь - закон жанра. Требовалась работа иного рода, более полная, хорошо иллюстрированная, по-своему исчерпывающая. Автором проекта и составителем каталога и стала Татьяна Михайловна Панова, ведущий научный сотрудник Донецкого художественного музея.

- Была у этого небольшого творческого коллектива и своя проблема. В самом начале встал вопрос, по какому принципу составлять каталог. Дело в том, что хронологический порядок тут не годился: слишком пестрая, слишком разная временная проба у собранных музеем икон, да и коллекция их невелика. Принято было другое решение: каталог основывается на сюжетных линиях: вот главные иконы, которые мы привыкли видеть на иконостасах, вот серия так называемых Богородичных икон, остальное - в разделе «Лики святых».

Сегодня издание каталога еще готовится, еще в него вносятся поправки и уточнения, еще идут новые поступления. Вот недавно работники Амвросиевской таможни передали музею обнаруженные ими две редкие иконы «Архангел Михаил и святитель Сисиний»  второй половины 19 века и двухчастная икона Деисусного чина «Воскресение Христово».

Работа эта не терпит суеты

Если икона - зримое выражение православное веры, то новое издание, которое уже ждут в Украине, должно стать своеобразным собранием духовного и культурного опыта, которое будет интересно и полезно всем - от студента-первокурсника до ученого-искусствоведа, от школьника - до знатока иконописи.

Сколько помнит себя человек, всегда его сопровождают иконы - от рождения до самого смертного одра. И в простой хате, и современной квартире икона - всегда в красном углу. Перед ней затихают страсти и суета, она высится над всем, даже если представляет собой просто черную доску.

Немногим больше ста икон собрал за свою историю Донецкий художественный музей. Сто икон, много это или мало? А это смотря что с чем сравнивать, ведь каждая икона несет собой все черты вечности, а хранят их сами ангелы.

Автор: Николай Столяров
   
Ведущий научный сотрудник Донецкого художественного музея Т.М. Панова

Ведущий научный сотрудник Донецкого художественного музея Т.М. Панова