УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 57 відвідувачів

Теги
молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну іконопис постать у Церкві церква і суспільство УПЦ КП секти Церква і медицина Голодомор Президент Віктор Ющенко Церква і влада УГКЦ конфлікти Доброчинність Патріарх Алексій II забобони 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат шляхи єднання Ющенко Католицька Церква педагогіка краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) вибори автокефалія Священний Синод УПЦ комуністи та Церква Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України церква та політика Церква і політика церковна журналістика діаспора милосердя розкол в Україні Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






Сто икон

  22 травня 2009


Николай Столяров
Николай Николаевич завернул приготовленное в чистую тряпицу, положил в домашнюю сумку и отправился в дорогу. Она привела его к дверям Донецкого художественного музея. Старый шахтер не сразу открыл их. По-своему боязно было рабочему человеку: музей - он и есть музей, чем-то святым, возвышенным был он для него, потому и топтался долго на пороге.

Николай Николаевич принес в музей, к его специалистам старую икону

На почерневшей от времени доске едва-едва угадывался лик Святого Николая Чудотворца. Будто сквозь туман святой словно вглядывался в вечность. Николаю Николаевичу очень хотелось узнать, что же за икона всегда висела в красном углу его дома, да насколько ценна она, да, может быть, мастера как-то смогли бы ее подправить: уж очень почернела она за долгие годы.

Судьба свела Николая Николаевича с ведущим научным сотрудником отдела русского и украинского искусства Татьяной Михайловной Пановой - человеком блестящих познаний в своей сфере. И хотя икона как таковая в первую очередь предназначена для храма, является предметом культа и составной частью Литургии, она не может не иметь своего эстетического значения, а значит, не может и не интересовать искусствоведов. А уж у них свой подход к «черным доскам», свои критерии оценки, основанные как на еремеях (канонах), принятых еще на VІІ Вселенском соборе в 787 году, так, собственно, и на критериях художественных.

Татьяна Михайловна осмотрела икону...

Так, доска, по древним канонам, должна быть кипарисовой. У нас она чаще из липы. Вот краски. Краски в иконописи - особые, так называемая яичная темпера, яйцо - символ зародыша жизни. Характер предварительной обработки дерева, манера письма и еще масса других свойств, признаков и порой едва уловимых черт, которые и призван распознать в иконе настоящий специалист.

Нет, принесенная старым шахтером икона не была открытием, не была она, как сейчас принято говорить, и раритетом, но было в ней что-то такое, что Татьяна Михайловна по- особому оценила мастерство и благоговейность, с которыми создавал икону ее автор, оставшийся неизвестным. Сколько их трепетными руками брали в руки доски, чтобы, помолясь и мысленно очистившись, приняться за создание Образа - собственно, таков и есть один из переводов самого слова «икона», востребованность в которой в большей или меньшей степени в обществе была всегда.

Татьяна Михайловна предложила посетителю передать икону для приобретения в музейное собрание, но как-то сразу это не сложилось. Николай Николаевич обещал это сделать после своей поездки в Ленинград, куда вскоре намеревался отправиться. На том и порешили.

Расставание было недолгим, а последующая встреча - по-своему чудесной. Оказывается, на обратный поезд по каким-то причина Николай Николаевич опоздал, и к счастью: в дороге произошло «ЧП», состав потерпел крушение, пострадали люди. Старый шахтер был уверен: Святой Николай его уберег.

А икона потом все-таки попала в музей...

...И была выставлена в экспозиции, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Вошла она и в каталог, над составлением которого сегодня работает Татьяна Михайловна, справедливо считая сей важный многоплановый труд знаковым. По сути он как бы подводит итог многолетней деятельности художественного музея по собиранию и составлению собственной коллекции икон. Если хотите, это целая духовная библиотека, ведь иконопись - не что иное, как один из богословских языков. И если Евангелие проповедует Царствие Божие словом, то икона - образом.

- Сегодня Донецкий художественный музей имеет в своих фондах 12 тысяч произведений искусства, - рассказывает Татьяна Михайловна. - Икон в фондах - немногим более ста. Собственно, готовящийся к выходу в свет каталог так и будет называться: «Сто икон». Отведено в нем место и церковной утвари, которая, так или иначе, сопровождает иконы - крестам, складням и даже единственной скульптуре монастырской резьбы.

...Мал золотник, да дорог - вернее, пожалуй, и не скажешь о собрании икон в Донецке

Конечно же, важны дарения, важны и по-своему значимы поступления из других музеев, но ни с чем не сравнимы сами источники поступлений, что в первую очередь ценится как специалистами, так и знатоками искусства. Думается, Татьяна Михайловна напрасно скромничает: это благодаря ее стараниям Донецкий музей пополнился в свое время иконами из Центрального музея древнерусской культуры и иконописи имени Андрея Рублева, Третьяковской галереи. Были поступления храмовых икон из Ужгорода, музея в Астрахани. «Серьезные вещи из серьезных источников» - вот фраза, которую обронит в разговоре Татьяна Михайловна, вероятно, имя в виду самую первую икону из Эрмитажа, ставшую началом сакральной коллекции Донецкого музея.

Немногим больше ста икон. Много это или мало? Это, как говорится, смотря с чем сравнивать. В общем, мал золотник, да дорог...

Музеи, как и люди, переживают разные времена

Было время, донецкому музею, как и другим, ежегодно выделялись средства на приобретения экспонатов. И хотя средств было недостаточно, но все же... Было время, когда музей жил только тем, что ему передавалось или дарилось.

Было время, когда отделы культуры не очень-то жаловали музей.

- А вот в семидесятые годы, что уж их там кольнуло, - рассказывает Татьяна Михайловна, - а только взялись они провести обследование церквей Донецкой области, осмотреть их ценности да описать по всем правилам. Делать нечего, решение принято, надо его выполнять. В одной из таких поездок, - продолжает Татьяна Михайловна, - оказалась я в Славяногорске, Всехсвятской церкви. Знакомлюсь с иконами и обнаруживаю среди них две достойные внимания искусствоведов. Понятно, пишу соответствующий отчет. Проходит время, и без всякого понуждения с нашей стороны эти самые иконы оказываются в музее.

Случай второй: на Рутченково, в маленькой церквушке на хорах я нахожу также достаточно интересную старинную икону в серебряном окладе. Вношу ее в реестр и объясняю ее ценность. Проходит какое-то время, и опять обнаруженная икона попадает в музей. На этот раз ее доставили - а образ был в плачевном состоянии - сами представители приходской «двадцатки».

Икона - часть жизни Церкви, часть Литургии. Предназначенная для храма, она выполняет в нем свою, особую роль. Во время молитвы вся полнота почета отдается не краске, не доске, не позолоте, а образам святых. Перед иконой затихают все страсти и суета, ибо несет она в себе черты небесного. К тому я те самые два случая из своей практики привела, что музеи по своей природе в чем-то похожи на храмы. И те и другие - хранители вечности, и у тех, и у других - своя особая, но чем-то схожие службы, вот почему и несут люди иконы в музеи, зная, что жизнь их тут обязательно продолжится, - говорит Татьяна Михайловна.

К тысячелетию Крещения Руси (1988 г.) в Донецком художественном музее собралась уже целая коллекция икон

Хватило на целый зал. Месяц продолжается выставка, два продолжается, а люди все идут и идут к нам. Старушки у икон молятся, люди вглядываются в святые лики, что-то открывают для себя, поражаются тому, как выписаны эти самые лики, как прописаны кисти рук святых, как строго построены сюжеты.

Свой особый музыкальный момент есть у красок, замысловатых окладов. При этом внешняя форма икон - сама вершина простоты и правды, ведь иные иконы писались сами перстом Божьим.

Выставка не прошла бесследно. Понесли люди в музей черные доски, опять-таки, думается, из безусловного доверия к музею и самому его предназначению.

Подписывать иконы у их авторов ни в уголке черной доски, ни с тыльной стороны, ни где-либо еще не полагалось: доброе дело во славу Божию должно быть тайным, анонимным, негромким. Иное дело - составление каталога. Работа строго научная, несмотря на скупость строк, объемная, дающая простор мысли. Консультирует составление каталога клирик Донецкой епархии, главный редактор журнала «Живой родник» протоиерей Георгий Гуляев - человек, который не только помогает в работе, но и вдохновляет ее.

Сам проект «Сто икон» родился не сразу

Предшествовало ему составление так называемого списочного каталога. При всем том, что они дают возможность музею как бы заявить о себе, своей коллекции и отдельных работах, более обширных сведений подобные списочные каталоги просто не предусматривают. Ничего не поделаешь - закон жанра. Требовалась работа иного рода, более полная, хорошо иллюстрированная, по-своему исчерпывающая. Автором проекта и составителем каталога и стала Татьяна Михайловна Панова, ведущий научный сотрудник Донецкого художественного музея.

- Была у этого небольшого творческого коллектива и своя проблема. В самом начале встал вопрос, по какому принципу составлять каталог. Дело в том, что хронологический порядок тут не годился: слишком пестрая, слишком разная временная проба у собранных музеем икон, да и коллекция их невелика. Принято было другое решение: каталог основывается на сюжетных линиях: вот главные иконы, которые мы привыкли видеть на иконостасах, вот серия так называемых Богородичных икон, остальное - в разделе «Лики святых».

Сегодня издание каталога еще готовится, еще в него вносятся поправки и уточнения, еще идут новые поступления. Вот недавно работники Амвросиевской таможни передали музею обнаруженные ими две редкие иконы «Архангел Михаил и святитель Сисиний»  второй половины 19 века и двухчастная икона Деисусного чина «Воскресение Христово».

Работа эта не терпит суеты

Если икона - зримое выражение православное веры, то новое издание, которое уже ждут в Украине, должно стать своеобразным собранием духовного и культурного опыта, которое будет интересно и полезно всем - от студента-первокурсника до ученого-искусствоведа, от школьника - до знатока иконописи.

Сколько помнит себя человек, всегда его сопровождают иконы - от рождения до самого смертного одра. И в простой хате, и современной квартире икона - всегда в красном углу. Перед ней затихают страсти и суета, она высится над всем, даже если представляет собой просто черную доску.

Немногим больше ста икон собрал за свою историю Донецкий художественный музей. Сто икон, много это или мало? А это смотря что с чем сравнивать, ведь каждая икона несет собой все черты вечности, а хранят их сами ангелы.

Автор: Николай Столяров
   
Ведущий научный сотрудник Донецкого художественного музея Т.М. Панова

Ведущий научный сотрудник Донецкого художественного музея Т.М. Панова