УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 127 відвідувачів

Теги
секти церковна журналістика комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков діаспора Мазепа Ющенко УПЦ КП Голодомор церква та політика Президент Віктор Ющенко Священний Синод УПЦ Києво-Печерська Лавра педагогіка молодь Католицька Церква забобони Церква і політика Церква і влада українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі Патріарх Алексій II краєзнавство вибори іконопис церква і суспільство милосердя розкол в Україні Церква і медицина конфлікти постать у Церкві автокефалія Доброчинність Вселенський Патріархат УГКЦ Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну монастирі та храми України шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






Под защитой небесного воинства

  18 June 2009


Владислав Дятлов
 

Древнерусские летописи упоминают Корец с 1150 г. В начале XV в. он становится владением князей Корецких. В 1576 г. православный князь Богуш-Евфимий Корецкий написал завещание, где говорится об угодьях, переданных Корецкому монастырю. На основании этого факта историки предположили, что именно Богуш и учредил обитель.

 

Высказывалось также мнение, что князь обновил монастырь, существовавший в XII в. и впоследствии разоренный. Начатые Богушем строительные работы окончил его сын Иоаким. Освящение каменного монастырского храма в честь Воскресения Христова совершил епископ Львовский Гедеон (Балабан). В торжестве участвовал ректор Острожской академии отец Герасим Смотрицкий. Тогда же дочь Иоакима София приняла постриг с именем Серафимы и стала первой инокиней и игуменией обители. В 1612 г. Иоаким пригласил в Корец известного церковного писателя о. Лаврентия Зизания-Тустановского и поручил его управлению все приходские храмы города. Когда в 1633 г. почила игумения Серафима, на ее погребении, вместе со свт. Петром Могилой, митрополитом Киевским, присутствовал и о. Лаврентий, а также множество вельмож. К тому времени потомки Иоакима приняли католичество.

 

Охраняемый Воинством Небесным

В 1651 г. род Корецких угас. В 1752 г. монастырь заняли униаты, а в 1754-1767 гг. старый храм и деревянные кельи заменили каменным Т-образным в плане двухэтажным корпусом, где устроили новые храм и кельи. В 1795 г. обитель была возвращена православным. В 1797-м она по­страдала от пожара, но была отремонтирована.

В 1860-х гг. сестрам были переданы руины еще одного монастыря, возведенного Корецкими в 1620-х гг. Согласно одним данным, эту вторую обитель Корецкие основали как православную для расширения существующего монастыря, но в период строительства начали принимать католичество и отдали ее католикам. По другим данным, новую обитель сразу строили как католическую. Главными ее сооружениями были каменный храм и примыкающий к нему корпус. Монастырь капитально отремонтировали и придали его облику черты православной архитектуры. В 1880 г. состоялось освящение обители в честь Святой Троицы. Затем сюда переселились сестры Воскресенского монастыря, который становится собственностью Свято-Троицкого. При обители действовали школа-приют для девочек-сирот и училище, готовившее учителей для церковно-приходских школ. Некоторое время приют опекала Анна Алексеевна Андро (1808 - †1880), урожденная Оленина, известная тем, что в пору ее юности за ней ухаживал А. С. Пушкин. После кончины мужа А. Андро жила в имении своей дочери близ Корца. Как благотворительница монастыря Анна Алексеевна похоронена у стен Свято-Троицкого храма. В 1890 г. к монастырскому корпусу был пристроен теплый каменный храм в честь Рождества св. пророка Иоанна Предтечи. В 1905 г. к юго-западу от Свято-Троицкого храма, над воротами обители, была возведена высокая колокольня.

В годы гражданской войны сестры приютили сотни сирот. Когда в 1921-1939 гг. Западная Украина принад­лежала Польше, католическое духовенство заявило претензии на монастырь. 18 лет сестры отстаивали свои права. В этот период над обителью было явлено особое знамение Божие: назначенный в 1934 г. на Волынскую кафедру архиепископ Алексий (Громад­ский) однажды, в канун праздника Воздвижения, увидел сияющий крест в облаках над монастырем. Не имея успеха в польских судах, православные добились слушания дела в Париже и выиграли иск. Тогда, пользуясь временем, необходимым для пересылки судебного вердикта по почте, обитель решили отнять силой. Для этого собирались воспользоваться церемонией открытия в Корце, недалеко от монастыря, памятника президенту Юзефу Пилсуд­скому. Сестры усилили пост и молитву. В назначенный день, 23 июня 1938 г., к обители была стянута полиция, вызвали конный взвод из Ровно. Но в дороге командир взвода поручик Адамкевич вдруг стал падать из седла. Товарищи подхватили его на руки. На вопрос, нужен ли врач, Адамкевич ответил, умирая: "Меня поразил Ангел Божий. Монастырь не трогайте". В это время в обители читали акафист св. Архистратигу Михаилу.

 

Полк монахинь

В 1959-1960 гг. монастырь принял сестер из Кременецкой и Дерманской обителей, закрытых по решению советских властей. Угроза нависла и над Корецким монастырем. В то время, закрывая храм или обитель, к ним подгоняли милицейскую и пожарную машины с каретой скорой помощи. В некоторых местах, заранее узнав о приближении такой автоколонны, верующие дежурили с палками, вилами и топорами, чтобы отпугнуть богоборцев. Однажды автоколонна, возвращаясь с очередного задания, остановилась у Корецкого монастыря: в бригаде хотели знать, дежурят ли сестры ночью? Оказавшийся рядом посторонний наблюдатель видел, что сотрудники бригады, поднявшись по приставной лестнице и заглянув через стену, вдруг быстро засобирались уезжать. На вопрос постороннего, в чем причина спешки, сотрудники ответили, что за стеной вокруг храма стоит целый полк монахинь. Позже, встретившись с игуменией, этот посторонний наблюдатель спросил, действительно ли каждую ночь дежурят все сестры? Но оказалось, что подобного случая не было, а дежурят поочередно лишь две сестры. И по сей день остается тайной, кто устрашил богоборцев: души усопших сестер или ангелы в одеянии иноков? В те тревожные дни обитель посетили многие православные архиереи. Своими визитами они укрепляли сестер и привлекали к монастырю внимание многих людей, чем отнимали у власти шанс закрыть обитель "без лишнего шума".

В 1980 г. монастырь награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени. Награждение было приурочено к 100-летию обновления обители. В 1984 г. монастырю дана ставропигия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 1994 г. сестрам вернули Воскресенский скит, отнятый в прошлом гражданскими властями и в 1990 г. сгоревший (находится на небольшом удалении к западу от монастыря, к 1998 г. над восточной частью главного скит­ского корпуса сооружено три новых купола). С начала 1990-х гг. при монастыре действует воскресная школа для детей, а с 2001 г. - духовное регентско-катихизаторское училище.

 

Святыни обители

  • Икона Божией Матери «Споручница грешных» - по преданию, привезена князьями Корецкими из Рима.
  • Плащаница Божией Матери, написанная на кипарисе, - тоже считается святыней князей Корецких.
  • Список Почаевской иконы Божией Матери - написан по заказу обители и доставлен туда в 1909 г., помещен над Царскими вратами иконостаса Свято-Троицкого храма.
  • Икона Божией Матери «Скоропослушница» иикона св. Архистратига Божия Михаила - написаны на Святой Горе Афон иноком Свято-Пантелеимоновской обители Макарием (Сретен­ским), уроженцем Корца, и в 1896 г. присланы в Корецкий монастырь.
  • Икона Божией Матери «Герондисса» - прислана сАфона в начале ХХ в.
  • Икона св. вмч. Пантелеимона - прислана из Афон­ской Свято-Пантелеимоновской обители в1897 г.
  • Крест с частицей Древа Честного Креста Господня и частицами мощей многих святых.
  • Ковчег с частицами мощей святых отцов Киево-Печерских.
  • Чудесно обновляющаяся икона Собора святых Киево-Печерских.
  • Икона свт. Николая Мирликийского с частицей мощей и капсулой святого мира.
  • Иконы свт. Иоанна Тобольского, прпп. Варлаама Печерского и Иова Почаевского с частицами мощей.

 

 

"Церковна православна газета", №11 (237), червень 2009 року.
Підписний індекс: російською мовою - 96137, українською - 96145.