УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 98 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква секти краєзнавство церква і суспільство діаспора Археологія та реставрація молодь Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну Мазепа Президент Віктор Ющенко Церква і медицина вибори Києво-Печерська Лавра Католицька Церква іконопис розкол в Україні милосердя постать у Церкві Доброчинність автокефалія українська християнська культура УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков Голодомор Ющенко церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада Церква і політика педагогіка Патріарх Алексій II конфлікти монастирі та храми України шляхи єднання забобони УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі Священний Синод УПЦ церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

  13 серпня 2009



Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня празднуется 14 (1 ст.ст.) августа, в первый день Успенского поста. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по ст.ст.), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси, которое состоялось 14 (1 августа ст.ст.) 988 года.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.

Когда князь Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Тайн Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: "Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его" (Пс. 146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым. После моления войска князя всегда безбоязненно выступали против врага. Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину (память 21 мая) в древние времена, впереди войска Крест Господень.

В тот же день, в то же время на бой с персидскими сарацинами выступил дружественный князю Андрею греческий император Мануил. В его войске также находились иконы Спасителя, Богородицы и Честный Крест Господень.

Во время битвы (1 августа по старому стилю), когда победа уже почти была в руках русских, произошло чудо. Светлые лучи от иконы спасителя и Богоматери покрыли своим светом всю русскую армию, и воины, воодушевленные таким Божиим благоволением, с новыми силами навалились на противника и совершенно разгромили вражескую армию, полностью подорвав их силы, и заняли несколько городов противника. Впоследствии выяснилось, что и император Мануил в тот же день сподобился со своей армией видеть точно такое же чудо. И он также одержал победу против сарацин.

Русский князь и греческий император возвестили друг другу о своих победах над врагами помощью Божией и, после совета со своими святителями, по благословению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга установили в 1-й день августа (14 августа по н.ст.) празднество благодарности Христу Спасителю и пречистой Его Богоматери за одержание победы.

Его первоначальное название «Вседержителевый день Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже милости Божия празднуем, и Пречистой Его Матери и Честнаго Креста происхождение». Теперь он носит наименование «Происхождение честных древ Честнаго и Животворящего Креста Господня».

«Происхождение» - значит выход во время утреннего Богослужения с крестом на середину церкви для поклонения ему и его целования, как это происходит в день Воздвижения креста Господня.

В этот праздник в храмах полагаются вынос Креста и поклонение ему. Поклонение Кресту также соединено с водосвятием. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после Литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе еще "Первый медовый Спас", "Спас на воде"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Как в день Воздвижения, так и в день Происхождения, по сходному в эти дни воспоминанию силы Креста, которой побеждали врагов православные цари, Церковь одинаково совершает богослужение и молит Господа спасти людей и даровать властям силы для побед над врагами.

«Русичи», Севастополь