УКР РУС  


 Головна > Публікації > Люди Божі  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 59 відвідувачів

Теги
Предстоятелі Помісних Церков УГКЦ Доброчинність Ющенко Києво-Печерська Лавра шляхи єднання церква і суспільство вибори УПЦ КП постать у Церкві комуністи та Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну Священний Синод УПЦ Патріарх Алексій II монастирі та храми України Церква і медицина церковна журналістика молодь Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Католицька Церква Голодомор конфлікти педагогіка Археологія та реставрація розкол в Україні автокефалія іконопис Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі забобони секти діаспора українська християнська культура Церква і політика Церква і влада милосердя церква та політика краєзнавство Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






Крестный путь митрополита Никодима

Александр Андрущенко

Митрополита Никодима по праву можно назвать человеком с большей буквы уже хотя бы потому, что он чуть ли не единственный архиерей Русской Православной Церкви, который вот уже 45-й год подряд служит в епископском сане. Жизненный путь владыки лишний раз подтверждает украинскую народную мудрость: «Коріння навчання гірке, зате плід його солодкий». А началось все, когда восемнадцатилетний юноша переступил порог древнего Буковинского монастыря. С тех пор трудности, скорби и тяготы стали постоянными спутниками пастыря. От падения удерживало лишь одно - искреннее желание верой и правдой послужить Богу, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного» ради спасения человечества...

«Слово Божье всему миру»

Сегодня митрополита Никодима знают не только в Украине, но и во всем мире. Это не удивительно, потому что на пальцах можно посчитать страны, в которых он не был. Полностью изъездил Северную, Центральную и Южную Америку, был на Кубе и Тринидаде, в Гренаде. Исколесил половину Африки и Азии, был в Индии и Японии. Не был только в Англии, Шотландии и Норвегии. Он уверен, что весь этот путь никогда бы не прошел своими силами. Ну, кто это мог при советской власти поехать в Иерусалим или посетить Северную Америку. Сегодня многие, глядя в его сторону, могут сказать, что все это результат каких-то хитростей. На это владыка отвечает: «Вся моя жизнь - это предположение и расположение Божье».

«Как вера вошла в мою жизнь»

Родился будущий архиерей, а в то время Николай Степанович Руснак, в бедной крестьянской семье в Буковинском селе Давыдивцы Кицманьского района. Отец - сирота, мать из крестьян. Они родились, когда Украина находилась под властью Австрии, и уже в его бытность перешла под власть Румынии. Родители с раннего детства трудились у помещиков. По словам владыки, тогда люди не могли так смело отстаивать свое право на достойное социальное обеспечение. «Хочешь жить - живи, а не хочешь - туда тебе и дорога» - этот принцип был основополагающим в обществе того времени. И никого не интересовало, насколько кому трудно. Но Бог никогда не оставлял.

Неподалеку жил богатый человек по имени Дионисий. В 1934 году он со своим отцом поехал в Иерусалим, а оттуда отправился на Афон. Там ему настолько понравилось, что он попросил у наместника Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря разрешения остаться. Но вечером перед отплытием отца, подумал: «Если я стану монахом, брат мой, Димитрий, будет смеяться надо мною. Более того, приберет к рукам мое богатство и неправедно им распорядится». Утром, сообщив наместнику об изменении своего решения, он отправился на Родину.

Дионисий постоянно рассказывал о святых местах гостям, которые к нему приходили. Маленький же Николай сидел в конце стола, внимательно слушал и все «слагал в сердце своем».

Уход в монастырь

В 18 лет Николай Руснак ушел в Крещатицкий монастырь, что на Буковине за Днестром. Тогда Украина уже находилась под властью Румынии. «Наша обитель (единственный русскоязычный монастырь на этой территории) была очень бедной, - вспоминает нынешний юбиляр. - Иногда нам приходилось, скажем, на шесть недель Рождественского поста растягивать два литра постного масла». В обители был очень строгий наместник. Однажды к владыке пришла мама и принесла пакетик чайной заварки. Он на радостях заварил себе чаю и позвал в гости иеродиакона Антония (в будущем - митрополит Черниговский и Нежинский). Наместник, узнав об этом, вошел в келью к молодым насельникам и вылил весь наш чай в окно со словами: «В монастыре тайноядения не бывает».

В молодости владыка прошел суровую жизненную школу, благодаря чему мог выдержать любые испытания. А путь его был не из легких. Тяжело ему дались три года служения в Иерусалиме. Тогда Русскую Православную Церковь называли советской и тщательно искали способы скомпрометировать. «В Аргентине я вообще чуть не сломался, вспоминает владыка. - Бывало, приду в комнату поздно вечером и начну плакать. Плачу, плачу, а потом вдруг стану бить себя по лицу руками со словами: «Никодим, ты чего капризничаешь?! Терпеть нужно».

Аргентина

В этой стране до владыки Никодима двенадцать лет не было правящего архиерея. Епископа Феодора (Тукачева) скомпрометировали местные спецслужбы. Его выслали из страны, а в Советском Союзе не захотели принимать. Благодаря ходатайству одного чиновника его на время приняли в Уругвае. Лишь через несколько лет владыке разрешили вернуться на Родину. Так он и прожил до конца своих дней в одном из российских монастырей.

У дверей храма, где служил митрополит Никодим, стояли полицейские и записывали фамилии приходящих на богослужение. Это служило лишним поводом для репрессий. Четыре месяца спустя владыке удалось добиться, чтобы блюстителей порядка убрали из храма. В то время у него сложились теплые отношения с правительством и представителями местных органов власти. А министр иностранных дел Аргентины доктор Роман Браво, узнав, что владыку переводят в другую страну, даже заплакал. «Мне до сих пор приходят телеграммы от чиновников этой замечательной страны, - делится митрополит Никодим. - Я не горжусь этим. Я радуюсь, что не посрамил славян, ведь там тогда был не просто митрополит Никодим. В лице православного архиерея там был весь наш народ».

Попытка завербовать

Как-то сотрудник местной спецслужбы спрашивает у митрополита Никодима: «А Вы бы вернулись назад в Советский Союз?» Владыка почувствовал, что если сразу не отрезать, то не отстанут. «Знаете, - сказал он, - когда собаку выгоняют из дому, она долгое время бегает по улицам города и старательно заглядывает прохожим в глаза, пытаясь найти хозяина. Но никому из этих людей она не нужна. Так и я чувствую себя в вашей стране. В Советском Союзе меня не ждет ничего хорошего, но это моя Родина». Больше его об этом не спрашивали, лишь в кулуарах стали говорить, что владыка Никодим честен, как по отношению к своему народу, так и аргентинскому.

Православная Харьковщина

По словам митрополита Никодима, в Харьковской области сложились хорошие отношения между Церковью и светским обществом. И совсем не потому, что он хороший архиерей, а потому, что Бог дает этому региону мудрых и разумных управителей. За тридцать пять лет архиерейского служения владыки в этом регионе не было ни церковно-государственных ни межконфессиональных конфликтов. По возможности он всегда старается идти навстречу представителям власти.

«Был у меня знакомый Анастасий Иванович, - делится владыка. - В период правления Хрущева во время блокады Кубы он был переводчиком у высшего партийного руководства этой страны. Помнится, во время одного из приемов у Анастасия Ивановича было хорошее настроение, и я решил задать ему щекотливый вопрос. «Как это вам удалось столько продержаться на руководящей должности?» - тогда было опасно спрашивать такое. Но гораздо опаснее было отвечать. Кругом могли быть встроены подслушивающие устройства. Он тщательно осмотрелся и сказал: «Помогло то, что я всегда вел прямую линию партии» (сам же в это время показал правой рукой волнистую).

Сегодня государство сделало шаг навстречу Православной Церкви. И владыка твердо убежден, что можно решить любой вопрос - если быть по-евангельски мудрым, то есть, знать, где уступить, а где настоять на своем.

«Вы - мой авторитет!»

Когда Кеннеди занял президентский пост в Соединенных Штатах, первое, что он сказал, было следующее: «Я благодарю американский народ, за то, что он избрал меня президентом. Я сделаю все, чтобы в стране жилось лучше, но без своего народа я ровным счетом ничего не смогу».

Как глава государства без граждан, так и митрополит Никодим считает, что без верующих и священников своей епархии мало что значит. Когда ему задают вопрос, в чем секрет его авторитета, он показывает групповую фотографию духовенства вверенной ему епархии: «Вот мой авторитет, а я - авторитет для них. Без них я - ничто».

Владыка уверен, что дисциплина в епархии зависит от того, на каком уровне нравственного развития находится правящий архиерей. Более того, он считает, что епископа должны немного бояться. Он не должен говорить священнику все, что о нем знает. Иногда стоит намекнуть, что все тайное рано или поздно становится явным, и человек уже просто не сможет отнестись к архиерею примитивно. «Но епископа следует бояться не рабским страхом, а из уважения. Субъективная неприязнь в адрес человека не должна распространяться на священный сан, который он носит», - заключает митрополит Никодим.

Место пастыря в обществе

По мнению владыки, чтобы стать священником, недостаточно хорошо знать последование богослужения и уметь исправлять требы. Кандидат в священство должен разбираться в психологии людей, ради которых он, собственно, и принимает священный сан. «Мне часто ставят в упрек то, что я участвую во многих общественных мероприятиях областного и государственного значения - заседаниях Ученых советов университетов, сессиях органов власти, в церемониях принятия присяги военнослужащими и так далее. Подобные вопросы возникают потому, что человек не знает, что такое священство, и какое место в обществе должен занимать пастырь», - говорит владыка. Священник - такой же гражданин своей страны, как и любой светский человек. Пастырство - это его священный долг не только перед Богом и Святой Церковью, но и перед государством. От того, в каком положении находится Церковь, и насколько добросовестно священник осуществляет свое служение, во многом зависит благополучие страны. Поэтому митрополит Никодим и вверенные ему священнослужители стараются по мере возможностей общаться со всеми, тем самым, исполняя слова апостола Павла: «Я все для всех, чтобы хотя бы некоторых приобрести».

Очень важно для священника умение уважать всех людей, независимо от того, как они к нему относятся. «Самое страшное, когда человек живет амбициями, но еще хуже, когда из личных амбиций созидается отношение священника к миру», - говорит владыка.

Город студентов

Многие клирики Харьковской епархии имеют дипломы о высшем светском образовании. Служат в харьковских храмах учителя и медики, юристы и инженеры, филологи и историки. Многие из них получали образование заочно и приходили в вузы в священнических рясах. Это имеет огромное миссионерское значение, ведь благодаря этому к ним подходили люди, задавали вопросы, просили литературу. По окончании институтов многие отцы становились за университетские кафедры в качестве преподавателей церковной истории или основ православной культуры. Преподаватели Харьковской духовной семинарии тесно сотрудничают с областным управлением образования. По просьбе ректоров многих вузов священники читают студентам лекции о православии.

Когда митрополита Никодима спрашивают о плодах такого сотрудничества, он приводит огромное количество случаев, когда после звонка на перерыв к священнику подходили студенты и просили окрестить их; кто-то благодаря проникновенным лекциям оставлял так называемый «общаговский» образ жизни, сколько их повенчалось, а кто-то стал священником. Сегодня Церковь имеет возможность не только благословить молодого человека на учебу в вузе, но также помочь ему достойно пройти тернистый институтский путь и даже дать богословские знания, необходимые в жизни. Наши священники умеют интересно и увлекательно подать аудитории основы православной веры. При многих харьковских вузах сегодня действуют домовые храмы и часовни. Прекрасные отношения с Национальной юридической академией Украины имени Ярослава Мудрого, Университетом МВД, Авиационным и Политехническим институтами, Государственным университетом, многими среднеспециальными, общеобразовательными и дошкольными учебными заведениями.

«Как правящий архиерей, я с уверенностью могу назвать студенческую молодежь Харькова православной, - говорит митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим.

Сегодня постоянный член Священного Синода УПЦ, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, ректор Харьковской духовной семинарии, почетный доктор наук многих светских вузов и редактор православных изданий, выдающийся богослов, проповедник и миссионер митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим дарит ближним то, что в течении жизни старательно «слагал в сердце своем».