УКР РУС  


 Головна > Публікації > Люди Божі  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 114 відвідувачів

Теги
церква і суспільство молодь розкол в Україні Голодомор іконопис Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація УГКЦ церква та політика Києво-Печерська Лавра Священний Синод УПЦ Католицька Церква Доброчинність милосердя монастирі та храми України конфлікти Церква і влада педагогіка УПЦ КП Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання комуністи та Церква українська християнська культура забобони церковна журналістика постать у Церкві Вселенський Патріархат Церква і медицина Президент Віктор Ющенко краєзнавство Мазепа Церква і політика Патріарх Алексій II Ющенко діаспора секти вибори 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






Новомученик Черниговский архиепископ Пахомий (Кедров)

  26 січня 2007



Александр Федорович Тарасенко, доцент кафедры истории и археологии Украины Черниговского государственного педуниверситета им. Т.Г.Шевченко

 

Новомученик архиепископ Пахомий (Кедров) родился 30 июля (ст. ст.) 1876 г. в семье священника г. Яранска, Вятской губернии Петра Кедрова. В крещении его тоже назвали Петром. Семейство Кедровых было традиционно большим. Кроме Петра (будущего владыки Пахомия) у четы Кедровых родились сыновья Иоанн, Александр, Николай, Поликарп, Михаил и две дочери - Зинаида и Вера. Все сыновья пошли по духовной стезе. Трое из них, включая Пахомия, достигли архиерейской степени священства и, впоследствии, подверглись репрессиям со стороны советской власти. В семье царил дух христианского благочестия. Дети с маленького возраста были научены распорядку церковной жизни и церковного богослужения. Брат Пахомия, Поликарп (епископ Аверкий), вспоминал, как они в детстве помогали отцу-священнику «петь, читать и храм прибирать».

Несмотря на многочисленное семейство, родители Кедровых выучили всех своих детей. Сыновья окончили Яранское духовное училище и Вятскую духовную семинарию. Петр затем поступил в Казанскую духовную академию. В академии на одном курсе с ним учился Александр Поздеевский, будущий ректор Московской духовной академии, а затем известный архиепископ Феодор, который в своих воспоминаниях отмечал, что «пономарем академической церкви был смиренный и кроткий юноша Петр Кедров».

Хотя у Петра, как и у многих детей священников, почти не было возможности выбора жизненного пути, он не тяготился семейной традицией, очень любил свое пастырское служение и духовное делание. «Я вообще никогда не занимался и не интересовался политикой, - говорил владыка Пахомий следователю в 1922 году, - с 22 лет от роду, с 3 курса духовной академии, я стал монахом, и главным и почти исключительным предметом моих занятий было изучение религии, вне которой для меня не было других интересов».

В декабре 1898 года Петр Кедров, тогда студент третьего курса академии, принял обет иночества с именем Пахомий. После окончания академии в 1900 году, он три года преподавал в Липецком духовном училище, затем был переведен в Кременецкое духовное училище. Через год после последнего назначения Пахомий оказался на новом месте службы - в с. Дермань Волынской губернии на должности настоятеля Дерманского Свято-Троицкого монастыря с одновременным заведыванием Дерманской церковно-учительской школы. Тогда же он был возведен в чин архимандрита. Семь лет, проведенные в этом  тихом живописном волынском уголке, по признанию Пахомия, были лучшими в его жизни. «В школе учились только дети крестьян и я в этой обстановке чувствовал себя очень хорошо», - вспоминал владыка через несколько лет.

Дерманская тишь нравилась Пахомию потому, что он был человеком высокодуховным, всегда стремящимся к исполнению главного монашеского труда - молитвы. Кроме этого подлинно христианского монашеского настроения, Пахомий имел философский ум, что прослеживается в его проповедях и других материалах, где перед нами предстает в большей мере философ-учитель, нежели руководитель-пастырь. В Чернигов он попал в 1911 году. 30 августа в Почаевской Лавре состоялась хиротония архимандрита Пахомия в епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. Ее совершал Волынский архиепископ Антоний (Храповицкий). Дальнейшая пастырская деятельность Пахомия (Кедрова) была связана с Черниговом, ставшим для него родным и близким. Несмотря на титул Новгород-Северский, но проживал постоянно в Чернигове, заведовал Черниговским Успенским Елецким монастырем, исполнял различные, как правило, мелкие поручения действующего Черниговского епископа.

Епископ, затем архиепископ, а впоследствии священномученик Василий (Богоявленский) был достаточно деятельным и активным архиереем. За время его епископства было открыто второе женское епархиальное училище, ряд двухклассных духовных школ, преобразовано епархиальное духовное периодическое издание. Активно велась миссионерская деятельность, а в Николаевском епархиальном доме регулярно проводились научно-богословские лекции и религиозно-нравственные чтения. Во время Первой мировой войны была организована помощь фронту, раненым воинам и т.д.

Епископ Пахомий при владыке Василии оставался, как бы, в тени, сослужил в церковных службах, посвящал диаконов, назначал причетников, возглавлял временные комиссии, участвовал в заседаниях  различных советов и т.д.

В июне 1916 года епископ Василий отбыл в Петроград для присутствия в летней сессии Св. Синода. Обязанности правящего архиерея передавались епископу Пахомию. А через полгода грянула революция, и Российская империя прекратила свое существование. Черниговский архиепископ Василий (Богоявленский) находился в Петрограде. В Чернигов он вернулся 24 марта, а уже через два дня был арестован по распоряжению губернского исполнительного комитета. Еще через два дня владыку Василия отправили в Петроград. Было инициировано расследование деятельности архиепископа Василия в Чернигове и на посту председателя издательского комитета Синода, результаты которого не известны до сих пор. В Петрограде владыка Василий был освобожден из-под ареста, но «уволен на покой», а затем включен в группу по подготовке к Всероссийскому Церковному Собору.

После отправки архиепископа Василия в Петроград, управление Черниговской епархии вновь перешло (без официального утверждения) к епископу Пахомию. Временное правительство, удалив с архиерейских кафедр владык, считавшихся монархистами, не спешило назначать или утверждать новую церковную администрацию. Тем временем, демократические тенденции в церковной сфере не отставали от перемен в общественной жизни. В частности, была возобновлена давняя церковная практика - выборы верующими духовных пастырей.

В Чернигове 6 апреля, на четвертый день Пасхи, в малом зале епархиального дома состоялось заседание исполнительного комитета духовенства, который большинством голосов решил отрицательно вопрос о возможности возглавлять Черниговскую епархию владыкой Василием (Богоявленским). Об этом решении немедленно было послано сообщение в Петроград, в Синод и временное правительство. В мае 1917 года состоялся епархиальный съезд духовенства и мирян. На нем единогласно был избран в действующие архиереи епископ Пахомий (Кедров). Это единодушное избрание свидетельствует о его уважении и авторитете в кругах духовенства и среди мирян Черниговщины. Вот как, например, он был охарактеризован через несколько лет посторонним наблюдателем: «Это первый случай такого единодушия, такой симпатии. Пахомий с чистой христианской душой - бессребреник, который отдаст последнюю рубашку. Редкий тип христианина, который не ждет просьбы, а сам предлагает то, что у него есть». Владыке Пахомию (Кедрову) было сорок лет, когда его избрали епископом Черниговским. Впереди были двадцать лет пастырства и жизни, в которую врывались революционные события, изъятие ценностей из церквей и монастырей, кощунство над мощами праведников, аресты, обыски, суды, высылки, лагеря.

В 1917 году епископ Пахомий принимал участие во Всероссийском Поместном Церковном Соборе, где, между прочим, высказывался против избрания патриарха путем жребия. Вот его аргументация: «Окончательное избрание из сих лиц [кандидатов - А.Т.] Патриарха по примеру Церквей Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской следовало бы предоставить одним епископам, которые и произвели бы это избрание тайной подачей голосов. Что касается предполагаемого избрания Патриарха из трех намеченных Собором лиц посредством жребия, то ... этот способ в Церквах Восточных при избрании Патриарха не применяется, только в Церкви Александрийской прибегают к сему способу в случае равенства голосов, полученных кандидатами в Патриархи при вторичном голосовании всего Собора». Голос Пахомия (Кедрова) может свидетельствовать о его глубоких познаниях церковного устава и канона, а также о его авторитете в среде иерархов Русской Православной Церкви. Следует отметить, что владыка Пахомий и в дальнейшем придерживался мнения, что все наиболее важные для жизни Церкви вопросы должны решаться исключительно архиереями.

В Москве епископ Пахомий (Кедров) находился до апреля 1918 года. Его подпись стоит под решением Собора о прославлении святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского. Еще в январе-феврале 1918 года он побывал в Киеве, где начал свою работу Всеукраинский Православный Церковный Собор. Владыка Пахомий был избран в члены президиума Собора. Вернувшись в Москву, он от имени украинской делегации делал доклад на заседании Всероссийского Православного Собора о работе Всеукраинского Православного Собора.

В трудные годы революции епископу Пахомию помогали в управлении епархией викарные епископы - Стародубский, затем Сосницкий Николай (Могилевский) и Новгород-Северский Иоанн (Доброславин). 1919 год был наиболее кровавым революционным годом для Украины. В Черниговской епархии была закрыта духовная семинария, духовные училища, прекращена издательская деятельность. Осенью большевики были изгнаны из Чернигова; установилась белогвардейская власть, что, однако, не принесло облегчения местному населению. Продолжался грабеж, репрессии, теперь против тех, кто поддерживал советскую власть, в том числе и против некоторых священнослужителей. Белогвардейцы пытались вовлечь в политическую борьбу и Церковь. Они заставляли епископа Пахомия и местное духовенство служить молебны, прославлять «освободителей» и пр. У владыки хватало мудрости и воли не поддаваться на подобные манифестации с политическим оттенком. И действительно, через месяц белогвардейцы бежали из Чернигова, Советская власть вернулась...

В августе 1920 года постановлением СНК УССР все религиозные общины на Украине лишались прав как юридические лица. Подлежали изъятию печати, приходно-расходные книги и другие официальные юридические документы. В конце 1920 и в начале 1921 года по всей Советской России и Советской Украине развернулась полномасштабная антицерковная акция. Наступление на Церковь происходило, так сказать, по всем фронтам. Власть пыталась подорвать материально-экономическое состояние Церкви, расколоть ее изнутри, морально унизить верующих. Все это происходило и в Черниговской епархии. Особенно больно отозвалась среди христиан Чернигова акция с освидетельствованием мощей святителя Феодосия.

Тогда епископ Пахомий испытывал давление с двух сторон: со стороны власти и со стороны церковной общественности, в среде которой возникало мнение, будто бы владыка идет на уступки и не все делает, чтобы не допустить действий властей и вернуть мощи назад верующим. Конечно, это было не так, о чем дополнительно свидетельствуют открытые документы. Владыка Пахомий прилагал максимум усилий в этом деле. Наконец, дело дошло до высших эшелонов власти и вопрос о мощах святителя Феодосия рассматривался на заседании Политбюро ЦК КП(б)У, где было решено отправить их в Москву. За свои старания в этом деле Пахомий чуть было не заплатил головой. Он был арестован в качестве заложника в феврале 1921 года и несколько дней его жизнь весела на волоске.

Украинское церковное движение, начавшееся в годы революции, достигло своего апогея в 1921 году. В октябре Церковная Рада организовала проведение Всеукраинского православного церковного Собора. Большинство оставшегося на то время в Украине епископата не поддержало создание Украинской автокефальной православной Церкви и проигнорировало Собор. Епископ Пахомий, как уже отмечалось, не был противником реформ в Церкви, но к радикальным действиям лидеров украинского церковного движения (например, созыв без согласия епископата церковных Соборов и совещаний, принятие важных решений без участия архиереев, немедленный и неподготовленный переход на украинском язык в богослужении, двоеженство священников и др.) относился отрицательно.

В 1921 году епископа Пахомия и других священнослужителей обвинили в контрреволюционной деятельности. Формально дело началось 20 октября 1922 года, хотя слежка за конкретными лицами велась с лета, что свидетельствует о заранее спланированных действиях. Сотрудники ГОГПУ провели обыски в канцелярии епархиального управления и на квартирах ее служащих - епископа Пахомия, священников М.М.Храмцова, А.А.Короткевича Н.А.Воскресенского С.С.Яковенко и Л.Г.Терлецкого. В результате священнослужители были арестованы, а бумаги и вещи, найденные при обыске, стали причиной выдвинутого им обвинения. Наиболее опасным вещественным доказательством «контрреволюционной деятельности» черниговского духовенства оказалось воззвание некоего «Юго-Западного комитета спасения России». Но так как епископ Пахомий заявил, что листовки подкинуты неизвестными лицами в помещение канцелярии, а в дальнейшем он и другие обвиняемые держались этого мнения, то следствие стало искать другие доказательства вины подследственных. В частности, возникло дело с печатью «Черниговской архиепископии», которая, по мнению следствия, была утаена владыкой Пахомии и незаконно им использовалась.

Следствие продолжалось более месяца, епископ Пахомий был признан виновным и выслан за пределы Черниговской губернии на три года.

После высылки владыки из Чернигова в начале 1923 года на два года мы теряем его из виду. Где и как провел он это время, пока не известно. Существуют указания, что уже в 1923 году Пахомий находился в Москве, в Даниловском монастыре у своего сокурсника по Казанской духовной академии Феодора (Поздеевского), бывшего до революции ректором Московской духовной академии, затем епископом и главой оппозиции "даниловского" направления. 30 ноября 1925 года в числе архиереев, священников, мирян, - приверженцев патриаршего местоблюстителя, митрополита Петра (Полянского), - был арестован и Пахомий (Кедров). Следствие, которое длилось полгода, закончилось для него и многих других ссылкой в Коми-Зырянский край на три года.

Последние десять лет жизни Пахомия (Кедрова) в литературе о нем представлены запутанно. Имеются указания, что владыка Пахомий, осужденный в 1926 году, некоторое время находился в ссылке в Соловецком лагере. По другим сведениям, это произошло после третьего его осуждения в 1930 году. Но в конце 1928-1929  года он находился в Чернигове. Это время, после декларации митрополита Сергия (Страгородского), как известно, отмечено чрезвычайным эмоциональным напряжением внутрицерковной жизни. Отношение Пахомия (Кедрова) к «декларации» и к тогдашним событиям в жизни Русской Православной Церкви не совсем ясно. Считается, что он совместно со своим братом епископом Аверкием (Кедровым) является автором послания, в котором прозвучала критика политики митрополита Сергия. Послание это было напечатано за рубежом без должной археографической обработки. В предисловии сказано, что послание было написано между двумя ссылками архиепископа Пахомия. Но ссылок всего было три. Неизвестна также и «легенда» появления в печати текста послания братьев-архиепископов, а потому считать его надежным источником взглядов Пахомия (Кедрова) пока нельзя.

В Чернигове же владыка Пахомий был арестован 16 октября 1930 года. К сожалению, мы не имели возможности познакомиться в полном объеме с материалами этого дела. Они опубликованы частично и представляют события так: архиепископ Пахомий жил в Чернигове по улице Толстого, 35. При обыске у него ничего не обнаружили. Допрос ему был учинен 22 октября 1930 года. Содержание протокола допроса нам не известно. 1 ноября владыка Пахомий был арестован и содержался под стражей в Допре. Обвинение ему было предъявлено по ст. 54/10: контрреволюционная деятельность, создание из священников группы, течения тихоновщина, сергеевщина, с целью организации единого фронта духовенства для выступления против власти. А уже 4 ноября последовало решение судебной тройки: пять лет заключения в концентрационном лагере.

Опять дорога владыки Пахомия пролегла на север, в Соловецкий монастырь, ставший на долгие годы советским концлагерем. Согласно очерку И.Андреева, в 1931 году его перевели в лагерь Май-Губы на строительство Беломорканала, а через год, вероятно, по слабости здоровья, он оказался в лагере для инвалидов в Куземе. Последние годы жизни владыка Пахомий провел на своей родине. Физические силы его оставляли, старая травма способствовала развитию паралича лица. Некоторое время он жил в Яранске у брата, священника Николая, а перед смертью был помещен в больницу для умалишенных пос. Котельничи. В литературе назывались две даты смерти владыки Пахомия - 28 мая и 11 ноября 1937 года.

Таким образом, земной путь архиепископа Пахомия окончился там, где и начался. На черниговской земле он провел немало дней своей жизни, и она его не забыла. Память о нем, в виде записанных проповедей, воспоминаний, сохраняли благодарные христиане. Надеемся, что материалы данного сборника помогут дальнейшему изучению жизни архиепископа Пахомия (Кедрова), а, возможно, и прославлению его в лике святых новомучеников.