УКР РУС  


 Головна > Публікації > Люди Божі  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 38 відвідувачів






Рейтинг@Mail.ru






Подвижник земли Донбасской

  11 вересня 2007


Протоиерей Александр Авдюгин

Удивителен наш край. Вместила история шахтерских городов, поселков, деревень и сел не только тяжкий труд, суровые испытания и катаклизмы государственных проблем и нестроений. Здесь удивительно полно утвердилась евангельская истина: «Сила Божия в немощи совершается», потому что за суровыми буднями всегда оставалось место и тихой молитве, и святительскому подвигу и монашескому благочестию...

Предо мной документы о иеромонахе Серафиме (Калинине). Человеке, прошедшему чрез непростые для нашей бывшей Родины времена коллективизации, войны, разрухи и гонений на веру Православную. Об этом подвижнике известно до печального мало. Скупы документы и факты, остаются пробелы в биографии, трудно уже отыскать живых свидетелей, но память о нем хранится в сердцах верующих, как и появляются все новые свидетельства о его реальном молитвенном участии в сегодняшней церковной жизни.

Надеюсь, что эта практически первая публикация станет началом серьезного жизнеописания подвижника-иеромонаха, тем более, что получено благословение от правящих архиереев Луганской, Ростовской и Курской епархий на этот труд, столь необходимый и в день нынешний.

В пастырской жизни отца Серафима было не очень много мест служения, все приходы, где он окормлял верующих, находятся в донбасском регионе. Несколько лет он настоятельствовал в возрожденной ныне Покровской церкви села Астахово. Об этих годах служения рассказала духовная дочь о.Серафима Мария Андреевна Тыщук. Вот некоторые ее воспоминания.

* * *

Отец Серафим приехал к нам служить в начале 50-х годов века минувшего. При нём храм обрёл давно снесённые купола и стал потихоньку восстанавливаться. Люди приезжали и приходили отовсюду. О них о.Серафим говорил: «Те, кто пришли - Божии труженики, а те кто приехали - Божии гости».

Были и постоянные прихожане, кто бывал за Литургией очень часто. Среди них Николай и Леонид из Новошахтинска. Все считали их братьями, хотя таковыми они на самом деле не были. Просто выросли в одном селе. Николай и Леонид помогали о.Серафиму в алтаре. Для них была специальная одежда (и это в то время, когда купить пальто было не так легко), и особенно она подошла Николаю. Мария Андреевна невольно залюбовалась им и в мыслях сравнила юношу с ангелом. В это время о.Серафим вышел из алтаря совершить каждение храма и проходя мимо неё, вслух сказал: «Только Богу известно, кто Ему угоден». Людей было очень много, но Мария Андреевна поняла, что батюшка каким-то образом узнал, о чём она подумала, а его слова - это назидание, чтобы никого из людей, живущих на Земле, не сравнивала с ангелами Божьими. Аналогичный случай, говорящий о прозорливости иеромонаха, произошёл с Н., жительницей Новошахтинска, когда она, во время службы, глядя на батюшку, подумала: «Он такой красивый. Наверное, много девок было». В ответ, проходя мимо с кадилом, батюшка вслух повторил её слова. Они прозвучали, как песня. « Мно-о-о-го де-евок было, мно-о-о-го де-е-вок было»

* * *

Однажды была организована поездка на криницу (источник) за целебной водой. В ней принимали участие не только жители села Астахово, но и много приезжих, о которых о.Серафим говорил: «Куда бы меня ни послали, вы всюду со мной». Эти слова относятся к прихожанам Свято-Покровского храма г.Снежное Донецкой области. С ними у батюшки никогда не прерывалось общение. Ведь его стараниями, молитвами и трудами в годы Отечественной войны на территории молокозавода был открыт православный храм.

По словам Марии Андреевны, источник находился недалеко от города Красный Луч на горе (возле пос. Новопавловка, входящего теперь в состав г.Миусинска. - Ред.), где была обретена икона Божьей Матери, которую там же и установили.

По рассказам верующих, однажды, маленькая девочка помогавшая старшим ребятам пасти овец и коз, кинулась спасать оступившуюся и упавшую с горы овечку. Горка была довольно крутая, поэтому понадобилось много усилий, чтобы вытащить животное. Все устали, да и жарко было, а вода уже закончилась. Один из мальчишек увидел, что в том месте, куда упала овечка, что-то блестит. Спустились вновь вниз, и обнаружили криницу с прозрачной и удивительно чистой водой. Рядом с криницей они увидели седовласого деда, который показал детям свою хромую, больную ногу. Дедушка полил на нее водой и нога перестал хромать. Пока дети дивились чуду, дедушка куда-то исчез, как будто его и не было. С тех самых пор люди и стали использовать эту воду как лечебную.

Вот на этот-то источник и ездили паломники с о.Серафимом. Дорога была спокойной, но когда приехали на место, то из-за многолюдства пришлось постоять в очереди.

Пока ожидали, произошло следующее.

Среди набиравших воду была женщина, по-видимому, бесноватая. Она сильно кричала , особенно её раздражал священнический крест, который был на о.Серафиме. «У тебя крест грязный, и всё грязное». Батюшка предложил ей поменяться крестами, но на женщине его не оказалось. Отец Серафим достал из подрясника крестик и одел на болящую. Женщину напоили водой из источника, а чтобы она совсем успокоилась, батюшка подарил ей цветочек. Матери и сестре болящей о.Серафим велел везти её домой и обязательно уложить спать, при этом добавил, что когда страдалица проснётся, то будет спокойна и здорова. Так оно и случилось.

* * *

В селе Астахово жила глубоко верующая женщина, беженка из Львова. Звали её Татьяна и она была дружна с Марией Андреевной. Татьяна сильно горевала о судьбе своей дочери. Во время войны дочь угнали в Германию, и вот уже десять лет о ней не было ни весточки. Как мать, Мария Андреевна понимала горе подруги и поэтому посоветовала обратиться за помощью к о.Серафиму.

Батюшка, выслушав о горе матери, ушёл в алтарь и там долго молился, а затем вышел и объявил: «Дочь твоя жива. Живёт она в Англии. Она замужем. Мужа зовут Владимир. Он из Киева. У них с Марией (так звали дочь Татианы) есть сын. Его тоже зовут Владимир». С благословения о.Серафима Татьяна стала писать по инстанциям, и в конце концов из Английского посольства ей передали письмо с обратным адресом дочери и её семьи. Татьяна снова обрела свою любимую Машеньку. Уезжая, Татьяна оставила на память Марии Андреевне свой старинный молитвослов и несколько книг, которые сейчас, хоть и стали ветхими, с большой любовью хранятся в святом углу в ее доме.

* * *

Шёл 1956 год. Рождественский пост уже закончился. Люди разговлялись праздничной трапезой, а вот в доме родственницы отца Серафима, родной тетки Феонии, даже хлеба не оказалось, о чем она и пожаловалась племяннику. Дабы не огорчать родственницу, о. Серафим помолился, а затем сказал: «Не беспокойся, тётенька, - хлеб идёт», - и так уверенно это повторил, что тетя Феня успокоилась и решила терпеливо подождать. Тут к семейству родственников отца Серафима и пришла с угощениями Евдокия Степановна, мать Марии Тыщук. Она принесла не только хлеб, но и холодец, и домашнюю колбаску к праздничному столу. Отец Серафим воскликнул, обращаясь к тетке : «Посмотри, что ещё пришло до хлеба».

* * *

Дочери Марии Андреевны пришли из школы в слезах из-за того, что учительница сняла с них крестики и бросила их в печь. В воскресенье на проповеди о.Серафим сказал, она (учительница ) не имела права срывать с детей крестики. Все поразились тому, что батюшке стал известен этот факт, так как участники события обсуждали его только в кругу семьи. Одна из прихожанок по имени Василиса стала заступаться за учительницу, пытаясь её как-то оправдать, на что о.Серафим ответил: «Пусть она (учительница) прочтёт внимательно хотя бы стих Александра Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны..." и вникнет в то, что писал великий поэт, и ей многое станет ясно». Василису же о. Серафим спросил:

- Что вас ограждает? Меня ограждает крест. - При этом батюшка показал на крест, который висел у него на груди.  - А, что ограждает вас, Василиса?

Василиса не знала, что ответить.

Когда люди стали выходить из храма, Василиса оказалась рядом с Евдокией Степановной, матерью Марии Андреевны, и спросила у нее:

- Откуда батюшка узнал, что у меня нет креста? Ведь я его потеряла и до сих пор не купила новый. Свечи я поставила, а о важности креста не подумала, - призналась Василиса Евдокии Степановне.

* * *

Документы, выписки из следовательских дел, постановлений судов, протоколов допросов, церковные указы и фотографии касающиеся жизни иеромонаха Серафима (Калинина) ждут своей систематизации и описания. Многое уже найдено, но нужны более подробные факты и воспоминания. Если у вас, уважаемые читатели, есть какие-либо сведения об этом подвижнике, то будем крайне признательны за помощь.

Биография иеромонаха Серафима (Калинина)

1903 г. 17 апреля - родился иеромонах Серафим (Калинин Семён Никитович ) Место рождения - село Алисово Задонского района Орловской области.

1906 г. - остался без отца. Жил при матери до 12 лет. Обучался в церковно - приходской школе. Окончил 4 класса. Поступил в богословскую школу в Орловской области, проучился в ней 2 года, но не окончил из-за революционного переворота 1917 года.

1918 г. - поступает послушником в Задонский Рождество-Богородичный мужской монастырь. Несёт послушание на клиросе. Был певчим, затем псаломщиком. Категорически отказывается признать советскую власть. Поддерживает взгляды архимандрита Никандра (Стурова) - настоятеля монастыря.

1928 г. - тайно принимает священство ( см. показния на допросах в угол. деле №21331-р, хранящемся в УСБУ в Луганской обл.Украина).

1929 г. - возвращается в родное село к матери. Отказывается регистрироваться в отделе по делам религий, поэтому не может служить священником на приходе. Попадает под запрет. Поступает сначала псаломщиком, затем назначается регентом.

1930 г. - уезжает из Алисово на Донбасс в Украину. Поступает работать на шахту.

1933 г. - получает травму правой руки. Рука срастается не правильно, поэтому вынужден поменять место работы. Поступает продавцом в буфет при жд. ст. Софино - Бродская.

1934 г. - за растрату денег (не подтвержденный донос) был осужден на 3 года. Документов об отбывании наказания в местах лишения свободы не найдено.

1941 г. - 18 августа мобилизован в Красную армию стрелком в 156 стрелковый полк 19 стрелковой дивизии. Прослужил в нём 5 месяцев и 2 недели. На острове Хортица, под г.Запорожье вместе с полком принимал участие в боях. Из-за травмы руки служил на кухне. На переправе попал в плен. Через 8 дней бежал, а ещё через 18 дней добрался домой, до пос. Софьино-Бродское.

1942 г. - по настоятельным просьбам жителей пос. Софьино-Бродское (бывший посёлок Политотдела) и с разрешения оккупационных властей на Пасху открывает Свято-Покровский храм на территории молокозавода.

3 февраля 1946 г. за Божественной литургией в Ворошиловградском Кафедральном Соборе во имя св. чудотворца Николая рукоположен епископом Донецким и Ворошиловградским Никоном в сан диакона.

4 февраля 1946 г. в этом же храме рукоположен в сан иерея и принял монашеский постриг.

5 февраля 1946 г. награжден набедренником и направлен указом №53 на место настоятеля храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Софьино-Бродское, Снежнянского района Сталинской обл. (ныне Донецкая обл.).

18 ноября 1946 года перемещен из пос. Софьино-Бродское и назначен вторым штатным священником в храм во имя святителя Николая в г.Попасная Ворошиловградской (ныне Луганской ) обл.

18 ноября 1947 г. приговором Луганского облсуда был осужден по ст.54-10ч.1 УК УССР к 10 годам лишения свободы. Наказание мог отбывать в Коми АССР (основание - документы из личного архива семьи Муковниных) или в Воркутлагере МВД (основание - документы уг. дела №21331-р, хранящиеся в УСБУ в Луганской обл.).

1954 г. ноябрь - прокурор отдела по надзору за органами милиции прокуратуры Луганской области опротестовал приговор суда от 18.11.47 на предмет снижения меры наказания осуждённому до размеров фактически отбытого им срока и освободил его из-под стражи. Однако прокуратура УССР приговор по делу не опротестовала и оставила в силе.

1954-56 гг. - служит настоятелем в Св.-Покровском храме села Астахово Свердловского района Луганской обл. После закрытия храма осенью 1956 года переезжает на постоянное место жительства в г. Новошахтинск, Ростовской обл. Живёт в семье Муковниных по адресу ул.Громова, 10. Затем переезжает на ул. Набережную, 23.

10 января 1957 г. - после неудачной операции, будучи в сознании, скончался.

17 апреля 1991 г.- реабилитирован на основании ст.1 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» с формулировкой: «Ввиду отсутствия совокупности доказательств, подтверждающих обоснованность привлечения его к ответственности».

Автор: Протоиерей Александр Авдюгин