УКР РУС  


 Головна > Публікації > Люди Божі  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 72 відвідувачів

Теги
автокефалія Церква і влада іконопис Предстоятелі Помісних Церков секти краєзнавство забобони педагогіка Церква і медицина Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України церковна журналістика Священний Синод УПЦ Голодомор Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання церква і суспільство УПЦ КП Археологія та реставрація Мазепа Вселенський Патріархат діаспора комуністи та Церква милосердя церква та політика Церква і політика Києво-Печерська Лавра Ющенко УГКЦ конфлікти українська християнська культура вибори розкол в Україні Католицька Церква Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь Патріарх Алексій II постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






Священник Кирилл Тарловский: история жизни, достойная пера романиста

  01 серпня 2008


Диакон Георгий Скубак

Начало пастырского служения. Встреча с императрицей Елизаветой

Священник Кирилл Тарловский (1709-1784) в истории известен как «дикий поп». Он прожил насыщенную, полную приключений и резких поворотов жизнь. Его биография достойна пера романиста, настолько яркой и интересной личностью он был. Как сын священника, в молодости Тарловский-младший учился в Киево-Могилянской академии, а после ее окончания духовное служение начал при Козелецком женском монастыре. После смерти отца, в начале 1740-х годов, получил Никольскую парафию, духовными делами которой тот занимался на протяжении почти всей своей жизни. И именно на этой, новой для него, должности священника Никольской церкви города Козельца его ожидал сюрприз, который, собственно, и дал ему возможность не исчезнуть во мраке небытия, а сохранить память о себе для потомков.

В 1744 г. российская императрица Елизавета Петровна, направляясь на богомолье к священным для всякого православного христианина Киево-Печерским святыням, посетила казацкий сотенный городок Козелец. Здесь, на родине своего фаворита, в то время уже графа, Алексея Григорьевича Разумовского (младшего брата гетмана Украины Кирилла Разумовского) к приезду Елизаветы Петровны на живописном берегу Остра был построен небольшой по размерам, но весьма аккуратный деревянный дворец. Именно в нем, по легенде, и состоялось тайное венчание властительницы огромной евразийской империи, дочери первого российского императора Петра I, и казацкого сына с Козелеччины Олексы Розума. А скрепить перед Богом этот тайный союз выпало не кому иному, как уже знакомому нам местному священнику - Кириллу Тарловскому. Так, во всяком случае, рассказывает легенда.

Учитель и духовный наставник императрицы Екатерины II. Бегство в приднепровские степи

Событие, к которому волей судьбы был причастен отец Кирилл, не только стало знаменательным в жизни сановных жениха и невесты, но и довольно резко изменило дальнейший жизненный путь козелецкого священника. Императрице очень понравился хорошо образованный приходской священник, и она забрала его с собой в Петербург. В Северной Пальмире отец Кирилл получил назначение на должность учителя и духовного наставника не кого-нибудь, а только что прибывшей в Россию жены племянника императрицы, немецкой принцессы Софьи Ангальт-Цербстской, той самой, которая вскоре стремительно взойдет на политический Олимп Европы под именем российской императрицы Екатерины II.

Стремительный взлет козелецкого священника давал ему возможность довольно успешно заниматься делами своей многочисленной родни, помогать своим бывшим прихожанам. Однако, очевидно, отец Кирилл не очень хорошо чувствовал себя в атмосфере дворцовых интриг. А потому, как только умерла его покровительница, императрица Елизавета Петровна (шел 1761 год), как он, не теряя времени, распрощался с великосветским блеском северной столицы и отправился в бескрайние приднепровские степи. История, к сожалению, не сохранила достоверных объяснений причин этого бегства. Остается только догадываться, что они были довольно-таки весомыми.

Одна из причин такова. После смерти Елизаветы Петровны дворцовые интриги, которые никогда и не затихали, разгорелись с новой силой. Кирилл Тарловский поддержал партию наследника престола Петра III, ставшего императором, и вызвал тем великий гнев его супруги. Новый государь царствовал недолго, после его таинственной скоропостижной кончины на престол взошла Екатерина II. Отцу Кириллу, пользовавшемуся при дворе немалыми благами и почестями, пришлось все покинуть, спасаясь от гнева императрицы, и удариться в бега.

Блуждания отца Кирилла Тарловского по малолюдным степям продолжались довольно долго. В конце концов, его одиночество было нарушено запорожским разъездом. Очевидно, внешний вид выпускника Киево-Могилянской академии и учителя будущей российской императрицы в тот момент не отличался особой изысканностью и безупречностью линий, за что сечевики и назвали свою «находку» в отосланном кошевому атаману рапорте «диким попом».

Затем «дикий поп» под стражей был препровожден на Сечь, и уже здесь во время более близкого с ним знакомства выяснились и его высокообразованность, и житейская мудрость, и хорошее знание правил светского этикета. Отец Кирилл явно понравился запорожцам, и они предложили ему остаться у них, взяв под свою опеку сечевую церковь Святой Покровы. Но данное раньше прозвище «дикий поп» так навсегда за ним и закрепилось.

Кирилл Тарловский стал главным священником Самарской Сечевой Покровской церкви. Запорожцы очень чтили его за ученость и благочестие. Позднее гнев царицы поутих, она простила оппозиционера и даже милостиво даровала ему плодородные земли в Новомосковском уезде. Но и став богатым помещиком, Кирилл Николаевич остался священником, любил помогать людям. Особенно много он сделал для развития Новомосковского и Павлогорадского уездов, заселяя эти края. При основании нового села отец Кирилл первым делом строил церковь, потом - жилье для крестьян, и только после этого приглашал новоселов, обеспечивая их скотом, сельскохозяйственным инвентарем. Опекал Кирилл Тарловский и Самарский Свято-Николаевский Пустынный мужской монастырь. Стараниями «дикого попа» Кирилла Тарловского и бывших запорожских войсковых старшин в монастыре вместо старого деревянного собора в 1782 году был заложен новый, каменный храм. Его портрет как основателя соборной церкви и благодетеля долгое время хранился в доме архиерея.

Встреча с «украинским дракулой»

Отец Кирилл Тарловский не долго оставался на Запорожской Сечи. Какая-то так и не выясненная историками причина гнала его как можно дальше от людей. А потому, поблагодарив за гостеприимство и оказанную ему высокую честь, «дикий поп» вскоре снова отправился в Дикое Поле. Как очередную проделку судьбы можно расценивать встречу Тарловского со знаменитым тогдашним разбойником Семеном Гаркушей. Обычно такие встречи заканчивались весьма плачевно для потенциальных жертв «украинского дракулы», но фортуна и в этот раз не предала священнослужителя. Мало того, что он сам остался невредим после встречи с таким опасным персонажем украинской истории середины ХVIII в., так еще и - если верить народным преданиям - отец Кирилл сумел убедить Гаркушу искренне покаяться и закончить свой земной путь добропорядочным христианином.

Тем временем самому Тарловскому судьба в очередной раз готовила приятный сюрприз. После разрушения царскими войсками генерала Текелея Запорожской Сечи в 1775 г., на бывшие земли Вольностей Запорожских в качестве администратора прибыл давнишний петербургский знакомый и даже приятель «дикого попа» генерал Чертков. Узнав об этом, отец Кирилл добился у него аудиенции, был радушно встречен высоким царским чиновником и получил от него довольно-таки значительные земельные наделы.

«...и унес с собой в могилу тайны дворцовых  интриг...»

Обеспечив себе таким неожиданным образом материальное благополучие, Кирилл Тарловский, наконец, вызвал из Козельца родню, и уже до конца своей бурной и полной неожиданностей жизни мирно осваивал новые земли, так и унеся с собой в могилу тайну бракосочетания императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского, и своего поспешного бегства из Петербурга, и многолетнего нелюдимого блуждания в Приднепровских степях.

Автор: Диякон Георгій Скубак