УКР РУС  


 Головна > Публікації > Люди Божі  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 56 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра Церква і влада Голодомор Археологія та реставрація іконопис забобони Доброчинність діаспора церковна журналістика УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі милосердя Президент Віктор Ющенко Священний Синод УПЦ церква і суспільство українська християнська культура церква та політика розкол в Україні Мазепа вибори автокефалія шляхи єднання Предстоятелі Помісних Церков молодь Католицька Церква УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну Вселенський Патріархат педагогіка постать у Церкві Ющенко конфлікти Церква і медицина краєзнавство Патріарх Алексій II монастирі та храми України Церква і політика комуністи та Церква секти






Рейтинг@Mail.ru






« Я творю витражи из осколков души»

  21 листопада 2008


Николай Столяров, Донецк

Поэтам проще: перо да бумага, еще мгновение, и стихи свободно потекли. Садясь за стол, великий Пушкин, оставив земную тяжесть, не раз доказывал это. Сложнее тем, кто витражами занимается...

Лучше всех в Донбассе это делает Виктор Евдокимом - художник-живописец и витражист. И именно ему принадлежит тут великая честь возрождения этого искусства. Это он одним из первых вернул живописные картины из стекла в здешние храмы, придал их обликам особое звучание, поселил в них преломленные солнца и дал каждому по радуге, которые теперь живут под их куполами.

Сегодня Виктор создает витражи для Донецкого Спасо-Преображенского собора. Часть витражей уже установлена, но работа продолжается.

Вообще-то, витражи в православных храмах если не нонсенс, то парадокс

Слишком часто церквям приходилось быть крепостями, слишком узки были их окна-бойницы, чтобы ставить в них разноцветные стекла. Тут бы от врагов отбиться, да людей сохранить. Витражи в храмы пришли позже. Сначала на фряжский манер их поставили дома побогаче, терема да палаты, заменив ими в окнах пузыри да слюду.

И все же традиция католической архитектуры постепенно пришла и в православные церкви и соборы: уж больно хорош витраж как таковой, уж очень велик соблазн имеет вместе с ним свой аленький цветочек, настоящее сокровище для любого храма.

Что правда, Виктор Евдокимов, оставляя на время свою любимую живопись (в ней он считает себя пейзажистом), начинал делать витражи для общественных зданий. Для Кураховской ГРЭС, ко дню ее юбилея исполнил в стекле вариации на тему энергетики. В Новом свете для Старобешевской ГРЭС витражами он украшал местный плавательный бассейн. Понятно, тема тут другая - спортивная.

Дорогу к храмам он проторил позже, когда окреп и духом, и мастерством. Ставил витражи в нескольких храмах Святогорья, потом два года работал и продолжает работать для Спасо-Преображенского собора, параллельно работает и над витражами Свято-Игнатьевского храма Донецкого металлургического завода.

Витражи не терпят тиражирования...

Искусство это неспешное, его обладателя нельзя поторопить, как нельзя приказать солнцу скорее подняться на свое рабочее место. Еще, как первый поцелуй, оно сугубо, напрочь, навсегда эксклюзивно. Витражи для Спасо-Преображенского собора Виктор делал два с половиной года. Их тут с добрый десяток наберется, в том числе гигантские, высотой в 7,5 метра работы, изображающие Иоанна Златоуста и Василия Великого. Тут же образ Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. Сам художник считает, что ему выпала великая честь украшать храм, которому стоять в веках.

Великая честь великих трудов стоила. По словам Виктора, рожденный замысел, образ - лишь дела половина. Выполнив свою духовную миссию, создав в воображении, в эскизе будущую работу и вложив в нее свою душу, художник потом берется за ремесла. И тут он тоже обязан преуспеть.

...Красны веки у художника от пыли стекольной, в порезах руки. Скол, еще скол стекла. В брак его уходит до трети. К сожалению, такого в Украине не производят, приходится брать или американское, или российское. Еще стекло для витражей изготовляют в Польше, Китае, а иные витражисты используют и так называемые «рижские блины».

Вместе с Виктором работает его сын Александр, он тоже художник, и подмастерье. Работы хватает всем, тем более, что и уже готовые части витража это еще далеко не сам витраж.

Как немыслимое сочетание красок соединить в один оркестр и заставить звучать его?

Как сшить, как склеить, скрепить, соединить... Вопрос совсем непраздный. На этот счет существует немало разных технологий - от классических до современных.

Запрокинув головы, мы стоим с Виктором у его витражей в Спасо-Преображенском соборе. Он рассказывает, как шинкой - свинцовой полоской - соединял стекла, как обжигал краски, как кроил и резал стекла, добиваясь точности образа. Стекла, оказывается, соединять можно и с помощью технологии, разработанной американцем Луи Комфортом Тиффани, когда кусочки стекла оборачивают медной фольгой, а потом обслуживают и заливают оловом. Но это детали, сколь ни важные, сколь ни значимые, а все-таки только детали, приемы, ремесло. Важнее всего то, что вдохнет жизнь в витраж, что заставит его стать прозрачной картиной, ковром, поставленным вертикально лугом в цветах и красках.

- Витраж живет днем только с солнцем, - поясняет Виктор. - Оно - его первый и самый верный спутник. Витраж проживает неповторимую жизнь от рассвета до заката. Но живет он и ночью, когда пропускает через себя солнце маленькое - огонек лампадки, зажженных в храме свечей. Не потому ли такое тепло исходит от них, от витражей.

« Я творю витражи из осколков души». И тут поэт более точен, чем любой технарь, ремесленник. На кого больше всего из них в обиде Евдокимов, так это, пожалуй, на плотников. Бывает, навяжут они переплетов, навьют поперечин, под себя изготовят рамы, а художнику потом выкраивай среди них небо, подстраивай свой рисунок, создавай из того, что осталось для работы, задуманный образ. Но на то он и художник, чтобы и тут найти свое решение, с чем Виктор Евдокимов всегда и справлялся.   

Что, собственно, делает витражист? Он скрепляет разбитую нами по неосторожности, оплошности, недогляду жизнь. Кусочек из прошлого, снежком припорошенный, кусочек сегодняшний, суетой заполошеный, кусочек из будущего, надежд переполненный. Кусочек радости, кусочек надежды и столько же грусти и столько же веры в то, что все будет хорошо и что жизнь вполне можно склеить, прожив ее еще и еще раз, воссоздав самую свою нетленную душу.

Автор: Николай Столяров