УКР РУС  


 Головна > Публікації > Люди Божі  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 61 відвідувачів

Теги
Церква і політика церковна журналістика молодь краєзнавство Церква і влада Католицька Церква вибори розкол в Україні церква і суспільство Президент Віктор Ющенко шляхи єднання УПЦ КП монастирі та храми України Доброчинність секти педагогіка церква та політика українська християнська культура постать у Церкві автокефалія милосердя діаспора забобони Ющенко комуністи та Церква Києво-Печерська Лавра Голодомор Священний Синод УПЦ Археологія та реставрація Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну Мазепа конфлікти






Рейтинг@Mail.ru






«Приходите на мой концерт!»

  22 квітня 2009


Виктория Кочубей
Живу я в обыкновенном четырехэтажном доме, который затерялся среди элитных многоэтажек в самом центре города. Сверху, прямо надо мной, живет пианистка. Вернее, целая творческая семья. «Вот уж поистине непростое соседство! - подумают многие. - Целыми днями то гаммы, то арпеджио, то разучивание новых произведений!» «Вот повезло, - думаю я, - каждый день «живая» музыка и постоянное обновление репертуара. Притом исполнение на профессиональном уровне!»

Что я о ней знаю?

С соседкой мы не то, чтобы дружим или приятельницы. Так, общаемся, в основном, по делу. То свет отключат, то назначат собрание жильцов дома. Вот так в будничных заботах и бросаешь отрывистое «здрасьте», встретившись на лестничной площадке. В суете мира нет времени на любезности и откровения. Что еще я о ней знаю? Зовут Алиной. Видимся в церкви. Отсюда делаю вывод, что мы являемся прихожанками одного храма. Возраста примерно моего, наверное, на пару лет моложе. А так - больше ничего.

И вот однажды вечером раздается звонок в дверь. Открываю. На пороге - моя соседка. «Приходите, - говорит, - завтра на мой концерт. В малом зале Консерватории у меня будет творческий вечер. Литературно-музыкальная композиция». «Отчего ж, - думаю, - не прийти? Конечно, приду! Музыку я люблю, да и литературу тоже». Поблагодарив, приняла приглашение.

Еще задолго до начала концерта в коридоре Консерватории, у входа в малый зал, собрались приглашенные: молодежь, люди почтенного возраста. То и дело по толпе ожидавших пробегал шепот: «Сложнейшая программа...», «Впервые на Украине за много лет...», «Да-да, это концерт моего педагога...».

Испания вместилась в зале консерватории

Зал был забит до отказа. Действительно, пришли и ученики Алины Владимировны, и коллеги-педагоги, и просто любители и почитатели фортепианной музыки. Вечер был посвящен испанской культуре, музыке и поэзии. В программе значилась «Иберия» Исаака Альбениса. С первых минут поразил необычный формат встречи. Вела ее музыковед Светлана Надлер, которая специально для этого события приехала из Таганрогского музыкального колледжа. Она не просто объявляла  номера программы, а подготовила аудиторию к восприятию сложнейшего музыкального цикла профессиональным рассказом о музыке Испании, ее истории, ознакомила слушателей с теоретическими основами и особенностями предлагаемого музыкального стиля. Кроме того, перед исполнением каждой пьесы цикла звучали стихотворения на испанском языке в исполнении испанского поэта. Такой настрой способствовал полнейшему погружению зрителей в атмосферу горячего фламенко, боев быков, религиозной истовости испанцев, виртуозно воплощенных в фортепианную музыку.

Лучший фортепианный цикл мира

«Иберия» Альбениса - это один из лучших фортепианных циклов мира. Он состоит из четырех тетрадей, каждая из которых заключает в себе три произведения. «Иберия» - удивительный калейдоскоп, собравший воедино музыкальное выражение человеческих эмоций, городов и регионов Испании, ее портов, людей, вина и солнца...

Для музыкального воплощения композитор выбрал стиль южной Испании. Культура этого региона вобрала в себя весь колорит испанской истории. Испанская музыка - это потрясающий синкретизм европейской, арабской, индийской, цыганской музыки и эстетической традиции. Фламенко, как одно из ее проявлений, - удивительный мир страстного, благородного танца. Это больше, чем танец. Это образ жизни, обречение на существование в этом способе бытия. Это не только танец, но и потрясающая импровизация и поэзия. Стихи о любви, свободе, жизни и смерти.

Федерико Гарсиа Лорка так говорил об удивительной колоритной стране, ее жителях и сумрачном испанском духе: «Она играла своим темным голосом, мшистым, мерцающим, плавким, как олово, кутала его прядями волос, купала в мансанилье, заводила в дальние глухие дебри».

Одна из самых ярких пьес цикла «Иберия» - «Религиозное шествие в Севилье». Истовость, всецелая отдача процессу музицирования, виртуозное исполнение пианистки дали слушателям возможность уловить метроритм музыки и ощутить, что он подчинен тому, чтобы верующие, идущие шествием, могли подумать о душе, бренности бытия. Но, вместе с тем, религиозное шествие - это и праздник, и ритмы танцев, полные огня и веры...

Предстали перед аудиторией и узкие мадридские улочки и кварталы, и всадник, объезжающий дикого скакуна, и уличные торговцы жареными хлебцами. Словом, перед глазами вырисовывалась жизнь, какой она есть. Не в благородной обработке, а такой, как ее описывает плутовской роман ХVI века: с головокружительными приключениями, озорством, шутками, искрометностью:

Облака продаю, опахала, напитки,

Шемаю, скумбрию и кораллы на нитке,

Чешую вечеров со слоновою костью

И воздушных шаров разноцветные гроздья.

И любое число, и минувшие сутки,

И свое ремесло, и его прибаутки.

Дуэнде - изюминка испанской музыки

Узнали слушатели и еще об одной «изюминке» испанской музыки, ее душе - дуэнде. Федерико Гарсиа Лорка поэтично высказался о дуэнде так: «Это энергия, а не композиция, страсть, а не понятие». «Эти черные звуки - тайна, корни, вросшие в топь, про которую все мы знаем, но о которой ничего не ведаем, но из которой к нам приходит главное в искусстве. Дуэнде - это мощь, а не труд, битва, а не мысль...» «В арабской музыке, будь то песня, танец или плач, дуэнде встречают неистовым «Алла! Алла» «Бог! Бог!», что созвучно «Але!» наших коррид... А на испанском юге появлению дуэнде вторит крик души: «Жив Господь!». Внезапное жаркое человеческое всеми пятью чуствами ощущение Бога по милости дуэнде, вошедшего в голос и тело плясуньи. То самое избавление, напрочь и наяву освобождение от мира, которое... Иоанн Лествичник обретал на трепетной лестнице плача...»

С нами говорил лирический герой

Многогранна Испания и так же богата ее музыка. От неистового разгона чувств и времени на волнах музыки мы переносились к углубленной медитации, музыке личностной, основанной на импровизации. Голосом фортепиано с нами говорил лирический герой Испании, темпераментный и утонченный одновременно, который либо шлет горячий призыв к звездам, либо целует рыжую пыль своих дорог:

Сердце твое застыло до поры -

Смерзшийся апельсин смолисто-сладкий,

В недрах своих сокрывший мрак загадки

Под золотым свеченьем кожуры.

Сердце мое сгорает от жары-

Знойный гранат, дрожащий в лихорадке;

Пурпур, пронзивший восковые складки,

Россыпи бус - любви моей дары.

В какой-то момент возникло ощущение, что Малый зал вместил целую Испанию с ее виноградниками, апельсиновыми и оливковыми рощами, садами цветущих гранатовых деревьев, жаркими, пыльными, каменистыми плоскогорьями, раскаленными пустынями и африканским знойным ветром. Суровые и мечтательные пейзажи, возникавшие из струившейся из-под пальцев мелодии, стали олицетворением горячего, чувствительного, нежного и благородного испанского народа.

Мы совершили настоящее музыкальное путешествие по Испании, прикоснулись к тайнам ее волшебной музыки, танцев, почувствовали аромат цветника, соединившего в себе старинную музыку из различных областей Испании.

Домой я летела окрыленная. Пульс стучал кастаньетами, и душу переполняла глубокая благодарность: и за удивительный вечер, и за первый шаг навстречу, который так запросто, по-соседски сделала теперь уже моя хорошая знакомая.

 

Автор: Виктория Кочубей