УКР РУС  


 Головна > Публікації > Міжконфесійний діалог  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 89 відвідувачів

Теги
іконопис милосердя 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність автокефалія монастирі та храми України педагогіка діаспора Церква і влада комуністи та Церква шляхи єднання вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація молодь Вселенський Патріархат Католицька Церква Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II розкол в Україні конфлікти забобони церква і суспільство Священний Синод УПЦ Церква і політика постать у Церкві Голодомор Мазепа українська християнська культура секти краєзнавство Церква і медицина УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП Президент Віктор Ющенко церква та політика Ющенко Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






УКРАИНА – ПОЛЬША. Архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем: «Польская Православная Церковь пользуется равными правами с Католической Церковью»

  06 лютого 2007



Протодьякон Анатолий Беденко

Архиепископ Ефрем посетил Польшу в связи с архиерейской хиротонией наместника Яблочинского мужского монастыря архимандрита Георгия (Паньковского). О поездке владыка рассказал в интервью протодиакону Анатолию Беденко.

- Владыка, какие впечатления у Вас остались после визита?

- 27-28 января я был приглашен Предстоятелем Польской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой на хиротонию нового архиерея Польской Православной Церкви. Я возглавил делегацию, в которую входили архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Симеон, архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, а также епископ Хотынский Мелетий. Таким образом, мы отправились сразу в столицу Польши Варшаву в кафедральный собор в честь равноапостольной Марии Магдалины, где 27 января перед Всенощным бдением было совершено наречение во епископа.

Что касается моих впечатлений, то, прежде всего, поразило большое количество православных прихожан, которые пришли поучаствовать в духовном торжестве Церкви, не смотря на то, что Польша является в основном католическим государством. ППЦ, Слава Богу, сегодня достаточно уверенно стоит на ногах, в ней насчитывается девять правящих архиереев в епархиях. На следующий день была совершена Божественная литургия и хиротония архимандрита Георгия в епископа. К нашему большому удивлению ППЦ имеет очень хорошие отношения с Римо-Католической церковью. Свое уважение Предстоятелю и новому епископу выразили папский примат в Варшаве, ряд кардиналов, ректоров высших духовных теологических заведений, которые прибыли, чтобы поздравить именно Предстоятеля Польской Церкви с новым епископом. Нужно сказать, такое присутствие прихожане восприняли как должное - мирно и дружелюбно. Это не должно нас смущать, поскольку мы увидели, что ППЦ пользуется равными правами с Католической Церковью. Государство беспокоится о жизни Церкви, помогает в становлении. Возможно, я немного преувеличиваю, поскольку это первое впечатление, но, по крайней мере, у нас в Украине такого нет.

- Владыка, Польша - это католическое государство, по Вашему мнению, какое положение занимает православие в этой стране? Есть ли какие-то проблемы? Если есть, то, какие?

- Мы задавали вопрос Блаженнейшему Митрополиту Савве, и он рассказал о жизни ППЦ. Нужно сказать, что Православная Церковь в Польше молодая, получила самостоятельность во второй половине прошлого века - автокефалию от Русской Православной Церкви. Конечно, на момент получения автокефалии, будем говорить географически, церкви не существовало, поскольку до этого были разрушены храмы, монастыри. Конечно, во многом виновата Вторая мировая война. Многие храмы были разрушены поляками - католиками, которые не любили и не любят православных. Но благодаря личному подвигу Предстоятеля, а он получил постриг в сербском православном монастыре, образование получал в западных государствах, как патриот своей земли, как патриот своей православной церкви он долго шел к этому и, вернувшись на родину, стал по крупицам собирать возле себя единомышленников. Если мы применяем слово Церковь к большому количеству людей и иерархов, то ППЦ можно сравнить с крепкой православной здоровой семьей. Представьте себе, это девять архиереев, это двести приходов, совсем небольшое количество священников, но надо сказать, что все они друг у друга на виду, все они занимаются образованием и самообразованием не только в Польше, но и в Греции, Америки и других православных государствах. Таким образом, Польская Церковь является очень здоровым телом, которое все время совершенствуется, и поэтому, конечно, сегодня она старается занять достойное положение рядом с Католической Церковью. В количественном плане она гораздо меньше по численности, но в качественном плане, я полагаю, она сегодня является достойным конкурентом. Студенты учатся в теологических университетах на одинаковых курсах и там преподают наши. Более того, архиепископ Ириней Лодский и Познанский в свое время даже был ректором этой Теологической академии. Из этого можно судить, что ППЦ заслужила достойное уважение, она свидетельствует всему православному миру о себе, и, конечно же, она имеет в своих недрах огромный духовный потенциал.

- Владыка, Вы посещаете Польскую Православную Церковь не в первый раз, что связывает Вас с нею?

 - Причина, по которой я поехал - это наша давняя дружба с отцом архимандритом Георгием, которую мы поддерживаем более 10 лет. А основывается эта дружба на том, что Яблочинский мужской монастырь является духовной родиной нашего священномученика Онуфрия (Гагалюка), который был пострижен в этом монастыре в честь Онуфрия Великого, который и является небесным покровителем этой обители. И другая причина то, что в Свято-Онуфрийском Яблочинском мужском монастыре хранится другая копия чудотворного образа Божией Матери «Турковицкая», поэтому между Кривым Рогом и монастырем поддерживается духовная связь.

- Что нового Вы увидели в религиозной жизни Польши?

- Нового увидеть нельзя, поскольку религиозная жизнь любой Церкви всегда похожа, поэтому, если поехать в любую Поместную Православную Церковь, мы увидим одинаковую жизнь, только разные формы по разному проявляются. Здесь очень много внимания уделяется молодежному движению и духовному образованию. Когда мы посетили в Варшаве духовную семинарию, семинария здесь небольшая всего два класса, зато на такое маленькое количество студентов 17 педагогов. Есть свой храм, аудитория, библиотека, трапезная - все необходимое для нормального обучения. Церковь развивается быстрыми темпами. Я верю, что со временем она достигнет очень больших положительных результатов.

- Владыка, в Украине существует проблема засилья тоталитарных сект, а какова обстановка в Польше?

- Я бы сказал, что основная проблема это римо-католики. Вы знаете, что несколько лет назад они чувствовали себя очень уверенно и ведут себя зачастую дерзко по отношению к православным. На сегодняшний день отношение это немного изменилось. Как мне стало известно, у католиков тоже не очень хорошо обстоят дела. У них даже есть свои внутренние расколы, от которых они страдают. Нам предложили посмотреть кафедральный римо-католический костел, так называемую кафедру. Мы увидели пустоту не только визуальную, но и духовную выхолощенность. Как нам сказали, сейчас Римо-Католическая Церковь переживает проблему оттока верующих из своей среды.

- Владыка, насколько свободно может чувствовать себя православный христианин в современной Польше?

- По моим наблюдениям, православные чувствуют себя в этой стране довольно свободно. Они не стесняются своей веры, не скрывают своего вероисповедания. Еще раз скажу почему, потому что, они защищены государством. Я не знаю как в плане личной приязни между прихожанами, но в принципе не чувствовалось никакой ущемленности православных, поскольку мы свободно совершали все установленные Церковью мероприятия и никакого препятствия со стороны властей не было. Я надеюсь, что в будущем православие в Польше расширится. Не знаю, может быть, это преувеличение, но мне кажется, что православие со временем составит серьезную конкуренцию Римо-Католической Церкви. Сравнить православный собор и католический костел - это две большие разницы, не со стороны красоты благолепия, а со стороны именно духовного содержания. Мне, почему-то также кажется, что люди, отчаявшись в католицизме, все-таки перейдут в лоно православия.