УКР РУС  


 Головна > Публікації > Місіонерське служіння  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 81 відвідувачів

Теги
краєзнавство Доброчинність церква та політика Церква і влада Священний Синод УПЦ УПЦ КП педагогіка Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну Предстоятелі Помісних Церков Голодомор Вселенський Патріархат монастирі та храми України автокефалія конфлікти милосердя іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання церковна журналістика Ющенко Католицька Церква УГКЦ секти Церква і медицина Церква і політика вибори Мазепа українська християнська культура Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II постать у Церкві забобони діаспора молодь розкол в Україні комуністи та Церква Києво-Печерська Лавра церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






Проповедник, писатель, народный кумир

  15 листопада 2007


Сергей Яновский, Херсон

Если без преемственности поколений не может состояться нация, то и украинская педагогика после освобождения от груза пережитков тоталитаризма не состоится без возвращения к традициям педагогики христианской. А ее история для нас немыслима без знаний о такой легендарной фигуре прошлого, как святой Иннокентий Херсонский.

Управление образования Херсона, архиепископ Херсонский и Таврический  Иоанн, Школа гуманитарного труда, являющаяся лабораторией Академии педагогических наук Украины объединили усилия для проведения педагогических чтений, посвященных жизни и изучению творческого наследия знаменитого православного иерарха и проповедника.

- В эти дни мы отмечаем 150-летие со дня кончины святителя, который много сделал для просвещения народа. И его имя не забыто ни народом, ни церковью - в храмах перед иконами Богоматери до сих пор читают акафист, написанный святым Иннокентием Херсонским, - отметил во вступительном слове перед участниками владыка Иоанн.

Но акафист - лишь малая доля литературных, богословских и философских трудов святителя Иннокентия, изданных в дюжине томов и в независимой Украине переизданных лишь частично. Будучи ректором Киевской духовной академии с 1830 по 1839 годы, Преосвященный значительно расширил содержание образования и сам подход к преподаванию ряда наук, обогатил физический кабинет и библиотеку учебного заведения, издавал журнал «Воскресные чтения», где печатал статьи по географии, истории и богословию. Владыка изменил, как мы сейчас бы сказали, и сам подход к воспитанию. На педагогических чтениях учитель Школы гуманитарного труда Полина Мороз привела такой пример: к проступкам студентов ректор-пастырь был крайне снисходителен, но только в том случае, если проступок «не был следствием дурных намерений или злых мыслей».

«Богословский вольнодумец» или «Русский Златоуст»?

Талантливый оратор, святитель Иннокентий Херсонский всегда стремился изгнать из проповедей академическую сухость, которая в ту пору была их характерной приметой, насытить примерами из жизни и мира природы. За это закостенелые догматики даже окрестили святого «богословским вольнодумцем», хотя у почитателей его таланта было для своего кумира другое прозвание - «русский златоуст».

После назначения в 1848 году архиепископом Херсонским и Таврическим, пастырь имел обыкновение знакомиться с готовыми проповедями молодых священников, отмечать в них слабые и сильные стороны. Если прочитанный труд его не устраивал, архиепископ говорил так: «Нет жизни здесь - идите и найдите ее. Не ищите ее в энциклопедиях - загляните в сердце». Не случайно проповеди самого святителя расходились по всей Российской империи многотысячными тиражами, были переведены на французский, немецкий, сербский, греческий, армянский и многие другие иностранные языки.

Деятельность святого Иннокентия Херсонского на юге нынешней Украины пришлась на смутное время Крымской войны

Территория Крымского полуострова входила тогда в Херсонскую и Таврическую епархию, и владыка театра военных действий не покинул, предпочитая оставаться рядом с верующими в миг опасности  и поддерживать их дух. Когда корабли англо-французских интервентов блокировали Одессу и стали обстреливать ее с моря, архиепископ как раз служил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе города. Хотя стены храма буквально содрогались от близких взрывов, иерарх оставался в нем, доведя до конца и получасовую проповедь.

Святитель Иннокентий Херсонский вел богослужения и в походных церквях близ укреплений Севастополя, посещал госпитали для раненых, собирал для них продовольствие. Любовь народа к своему кумиру была такой, что люди говорили: «Если бы армией командовал владыка, мы бы выиграли войну».

Пастырь воспитал целую плеяду священнослужителей, посвятивших жизнь облегчению жизни народа и его просвещению. Все они почитали честью для себя называться его учениками. Но философские труды святого представляют несомненный интерес и для наших современников.

- Христианство - венец философской мысли. И наш долг - вернуть школе накопленное за тысячелетия духовное богатство, тот опыт исцеления душ, который мы почти потеряли в прошлом столетии, - убежден директор херсонской Школы гуманитарного труда кандидат педагогических наук Артем Кияновский.

- Такие выдающиеся деятели православия, как Иннокентий Херсонский - неотъемлемая часть нашей истории. Школьным преподавателям этого предмета знания о них нужны и для самообразования, и для того, чтобы на конкретных примерах учить ребят «с кого делать жизнь». Но сложность заключается в том, что материалов о церковной педагогике в открытых источниках почти нет - они еще ждут своих исследователей в архивах, - заметил начальник управления образования Херсона Юрий Никонов.

Педагогические чтения, посвященные творческому наследию святого, незаменимы, прежде всего, чтобы восполнить образовательные пробелы. Еще важнее то, что выступления их участников будут изданы отдельной брошюрой, бесплатно разосланной преподавателям истории всех городских школ.