УКР РУС  


 Головна > Публікації > Місіонерське служіння  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 89 відвідувачів

Теги
УПЦ КП Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі Мазепа автокефалія вибори діаспора милосердя Церква і влада церква і суспільство Археологія та реставрація комуністи та Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони Доброчинність краєзнавство церковна журналістика постать у Церкві Церква і медицина монастирі та храми України секти Предстоятелі Помісних Церков конфлікти УГКЦ Священний Синод УПЦ українська християнська культура іконопис Голодомор педагогіка шляхи єднання Вселенський Патріархат Патріарх Алексій II Ющенко молодь Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика Церква і політика Києво-Печерська Лавра розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






КУРАЕВ В ЛУГАНСКЕ: Хроника миссионерского визита (+видео и mp3) (обновлено)

  05 квітня 2008


Протоиерей Александр Авдюгин

 

Пролог встречи с отцом Андреем Кураевым в металлургическом восточно-украинском Алчевске, а затем в Луганске имел место быть в «матери городов русских» - Киеве. Здесь в Киево-Печерской Лавре, 28 марта, состоялся круглый стол в рамках подготовки к празднованию 1020-летия Крещения Руси и, хотя он и транслировалось 5-м каналом украинского телевидения, о нем мало писалось и говорилось. Все общество, как верующие, так и не очень, занималось постовыми искушениями 2008 года, а именно: визитом Буша и выяснением вопроса, к какой жизни приведет нас вступление в НАТО: к райской или адской.

Круглый стол же был интересен тем, что на нем, в кои-то веки, умиротворенно сошлись мнения как первого Президента Леонида Кравчука, так и Петра Порошенко с диаконом Кураевым и примкнувшим к ним Дмитрием Табачником. Оказалось, что если убрать у этих умных и образованных людей политическую составляющую, то они очень даже привлекательно выглядят и способны нравится.

Даже в интервью «РосБалту» о.Андрей в ответ, на по существу, провокационный вопрос:

«Когда же Восток Украины перестанет быть «пофигистским» и безыдейным?» - сказал никак не ожидаемое:

- Не знаю, совсем не знаю. Наверное, тогда же, когда и российские лица перестанут быть такими же. Как промежуточную некую линию, я могу указать - когда они всерьез станут православными, а не ради праздника.

Не ведаю, касался ли Кураев темы единства украинского Православия на субботней «Школе богословия», которую он ведет на российской радиостанции РСН, но среди вопросов на первой с ним встрече в Алчевске, с объявленной темой: «Человек на пути к Христу», не было ни одного касающегося нашей постоянной «злободневности», то бишь политики.

Именно отголоски умиротворяющих речей в монастыре на днепровской круче были слышны и здесь, на Луганщине, во время трехдневного «первоапрельского» визита православного миссионера.

Итак, политики на встрече не было. Об Украине (не считая отказа видеть в Тарасе Шевченко «великого поэта» и непонимания, кто конкретно должен «сгинуть» в результате успешного выполнения украинского гимна) говорилось лишь в ракурсе тезиса: «Киев мать городов русских» и поэтому она, именно как «мать» должна простить своего сына..., то бишь Россию.

Продолжая комментировать киевский «стол», отец Андрей рассказал, что получил благословение от Святейшего и Блаженнейшего на проведение в течение всего года длительной миссионерской поездки по городам и весям Украины, Молдовы и России. Дословно: «Побывать везде, куда долетели брызги днепровского крещения». Поездка эта имела свое «подготовительное» начало в прошлом году в Киеве, когда у стен Лавры собралось более 100 тысяч киевлян и где рок-концерт «обрамляли» и обращение митрополита Владимира, и слова «диакона всея Руси». Эта намечающаяся миссия тоже предполагает участие Шевчука, Кинчева и «Братьев Карамазовых». Временные рамки апрель - декабрь, с обязательным посещением Камчатки и Аляски (слава Богу, не одному же Диомиду там миссионерствовать).

Отец Андрей отвечает на вопрос автора статьи о Церкви и политике:

Алчевская лекция была хоть и чисто академичной, но образные примеры, четкие «для расслабления ума» отступления, меткие, обрамляющие серьезности шутки, сделали ее понятной, слушаемой и интересной. Причем для всех. Те, кто встречался с о.Андреем раньше, читал его книжки или слушал записанные лекции, конечно, заметили бы уже известные «повторы» и обороты, но в зале было большая часть тех, для которых Кураев известен лишь понаслышке или, с подачи «тайных старцев и стариц» со стороны, скажем так, не очень благополучной.

Это четко было видно из задаваемых вопросов, на которые Кураев потратил столько же времени, сколько и на саму лекцию.

Амплитуда вопрошаний, как всегда, «от альфы до омеги», да еще и по несколько кряду от одного лица... Лично мне пришлось отгонять от зального микрофона алчевского православного, который захватил это средство коммуникации, решив, что в зале «ДК Металлург» находится не около полутысячи слушателей, а он один.

Из запомнившегося «вопросника» - полное фиаско протестантки, решившей поспорить насчет икон и изображений (она в заключении извинилась и пообещала подумать) и неожиданный демарш пожилого сельского священника, который предварив, свои вопросы объяснением, что мы, мол, академиев не кончали и профессоров не видали, а живем как апостолы простые, тут же возмущенно спросил:

- Чего это Вы, такой шибко умный, ничего нам об «единении» церквей не говорите и о сатанинском коде и чипах не рассказываете?

Кураев поняв, что в данном случае о гносеомахии речь вести нет смысла, посоветовал сельскому подвижнику книжки почитать да поучиться немного. За данные советы он был наказан взмахом руки и топотом поповской ножки, ну а за диаконовские слова, что в Библии ничего о кодах и чипах не сказано, профессор был награжден шипящим «фи» и оставлением священником лекционного зала.

Большой, печальный и жирный «минус» алчевской встречи (как, впрочем, и луганской) - отсутствие священства. В регионе, где практически в каждом поселке, в каждом районе есть приходы, где прекрасные дороги и налаженные маршруты транспорта, и в то время, когда в храмах нет службы и нет треб, «пастыри овец православных» не считают нужным посещение подобных «мероприятий».

В зале на лекции было 12 священников. В радиусе 80 километров их проживает около трехсот.

На утренней первоапрельской встрече Кураева со студентами горной Академии в Алчевске мне присутствовать не удалось, но как рассказал протоиерей Александр Устименко (организовавший этот визит диакона на луганщину), аудитория по численности была не меньше и вопросов было предостаточно. Хотя тема имела сугубо православный вектор - о понимании Христа чрез будни Великого поста.

Вечером того же 1 апреля в Луганском музыкально-драматическом театре (если проще, то в бывшем «ДК строителей») был полный аншлаг, при условии того, что в Луганске я нигде не видел афиш или объявлений, благополучно молчали и местные СМИ, за исключением интернет-ресурса «Луганский ТОП»

Минут за 10-15 до обозначенного начала встречи стало ясно, что в зале все не поместятся, поэтому организаторам пришлось открывать балкон.

Направление беседы (а это была именно беседа) Кураев определил «по просьбе общественности», которая требовала «чего-нибудь» об антихристе или о православии в современном мире.

Главная мысль беседы, если попытаться ее выделить, сводилась к странному определению: «Наше православие болеет, и это хорошо».

Болезнь эта не только от нескольких десятилетий жесточайшего атеистического карантина, примеров которому не знает история Церкви, но и оттого, что в течение 18 лет в одной только России открывалось по три храма ежедневно. Где для этих новых приходов умных подготовленных священников брать или когда прихожан воцерковлять? Следует заметить, что профессор богословия еще более резче и определенней отозвался об интеллектуальном уровне священства в своей последней встрече с философами и журналистами в Восточноукраинском университете:

«Сегодня 80% священников лишь заочно закончили хоть какие-то духовные учебные заведения, да и те, кто учился на дневных отделениях, из-за уровня преподавания в них недалеко ушли...»

Но даже при этом условии наша болезнь хороша, так как антихрист, видя не подчиняющейся ему организм, нам все новые «занозы» придумывает... Были бы для него безразличны - не награждал бы очередным гриппозным вирусом типа «иерусалимского хлеба» или политическими инфекциями с канонизацией Распутина, откровениями «старцев Антониев» и почаевских листков.

С такой насыщенностью встреч неизбежны повторы и штампы, тем более, что многие вопрошания зрителей и слушателей повторялись регулярно. Были повторения, да и знакомые фразы звучали, но не часто и в разных контекстах.

Некоторые фразы, объяснения и «толкования» отца Андрея принимались залом аплодисментами. Например, на вопрос луганчанина, как Церковь относится к татуировкам, если, к примеру, она будет изображать храм или икону? Кураев ответил так:

- Ничего не имею против, если к телу носителя данных изображений никогда не будут прикасаться похотливые ручки Сонечек Мармеладовых. Если рисуешь на себе иконостас - будь иконостасом.

Отец Андрей отвечает на вопрос об иконах и татуировках:

На следующий день, 2 апреля, Кураев богословствовал в Восточно-украинском университете, причем собеседниками его, кроме журналистов, была философская элита данного учебного центра имени Даля.

Встреча эта не обошлась без искушений и препонов, так как накануне, уже в конце «театральной» лекции, выяснилось, что встречу с луганскими интеллектуалами запретили (отменили, прикрыли, отказали).
Причем сообщили об этом в самый последний момент, когда уже найти новый зал практически было негде.

Огорченный о.диакон тут же предположил, что тут возможны две причины:

- боязнь дискуссии;

- желание «прогнуться перед Киевом».

Сидевшая в первом ряду молчаливая и незаметная дама вдруг воспылала яростным гневом и вскричала, что как он, «гость» из России, да еще в здании украинского музыкального театра, смеет так себя вести?!

На что Кураев ответствовал, что если бы в его кармане был не российский, а американский паспорт, то о подобном отказе не могло бы быть и речи.

- Хотя - добавил о. диакон, - на Украине подобные случаи со мной уже были, и я этим не удивлен.

Каким способом удалось провести встречу в Луганском университете и разблокировать патовую ситуацию, до дня нынешнего не ясно. Исходя из принятой нынче общегосударственной практики, когда инициаторов «запрета», как, впрочем, и «разрешения», найти невозможно, элита интеллекта луганщины все же смогла спокойно в течении двух часов пообщаться с кандидатом философских наук, московским профессором и доктором богословия отцом Андреем Кураевым. Вынужден полностью повторить все регалии отца Андрея, так как именно подобным образом его представила декан философского факультета госпожа Суханцева, особо подчеркнув наличие в данных титулах слово «философский».

О самой встрече в университете, где лично мне присутствовать не довелось, рассказал мне преподаватель Луганского духовного училища иерей Евгений Гнатенко:

- Встреча была наименее интересной из трёх, на которых я был. Отец Андрей после небольшого вступления предложил задавать ему вопросы и пытался на них отвечать. После пятого или шестого вопроса о сектах попросил на эту тему больше не спрашивать - «скучно».

Вопросы особо удачными не были, нечего даже и вспомнить. Ну вот, пожалуй, лишь один преподаватель физвоспитания (и по совместительству - местный философ), спросил: «Как Вы отнесётесь к человеку, который живёт по-божески, но неверующий». О.Андрей напомнил, что «жить по-божески» значит соблюдать заповеди, а 4 из них говорят о Боге.

Интересным получился и рассказ о традициях Румынской Церкви. В частности в тамошней практике в священнической хиротонии только что рукоположенный священник целует свою жену прямо во время службы (в пику целибатным католикам!), и в день освящения престола все - миряне и даже женщины - могут к нему приложиться.

Итак, за два с половиной дня - пять трехчасовых бесед-лекций с переполненными залами и аудиториями, несколькими интервью и телепрограммой в луганской телекомпании «ИРТА».

Более насыщенной программы вряд ли сможет создать себе даже популярный политик. Не выдержит. Изо дня в день, из года в год.

Завершить же эту хронику хочу словами из блога Артемия Резника (temarez):

«Вторник, глубокий вечер. Где - то на одной из улиц Луганска в доме горит свет. Измученный, уставший человек в рясе отвечает на вопросы, беспощадных вопрошателей.
Они просят прощения, говорят, что очень понимают, как он устал, но продолжают терзать. Он делает паузу, может, в надежде, что проснется совесть, и они уйдут, - но не уходят.
Был там и я, тоже спрашивал, важное и не очень.
Спасибо, о. Андрей».

Запись лекций о. Андрея Кураева в Луганске (mp3):

1) Лекция в Луганском академическом украинском музыкально-драматическом театре 1 апреля 2008 года (69 Мб, 143 минуты)
2) Лекция в Восточноукраинском университете им. Владимира Даля 2 апреля 2008 года (45 Мб, 94 минуты)

P.S. После лекций и бесед в фойе продавались книги отца Андрея. Хватало их на несколько минут. На следующий день миссионерского визита были привезены из Москвы новые упаковки с книжками Кураева, и их постигла та же участь.

 

Автор: Протоиерей Александр Авдюгин