УКР РУС  


 Головна > Публікації > Місіонерське служіння  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 36 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II Голодомор краєзнавство церква та політика Президент Віктор Ющенко УПЦ КП Церква і влада Доброчинність розкол в Україні вибори Мазепа секти комуністи та Церква Церква і медицина Вселенський Патріархат Католицька Церква Церква і політика монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков молодь церква і суспільство автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика педагогіка шляхи єднання УГКЦ Києво-Печерська Лавра забобони конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві милосердя діаспора українська християнська культура Священний Синод УПЦ Ющенко іконопис






Рейтинг@Mail.ru






Маленькие христиане

  23 жовтня 2009



Методика, практика и богословское обоснование православия в детских дошкольных учреждениях

 «...несмысленные и непорочные младенцы...
не имеют ведения и способности молиться по обычаю...
...младенца оставь делать свойственное его возрасту...»

Творения иже во святых отца нашего
Василия Великаго архиепископа
Кессарии Каппадокийския,

часть IV, Москва, 1993г.,
изд. «Паломник», стр. 126.

Почему, собственно, мы должны рассматривать религиозность детей в детских дошкольных учреждениях? Разве не семья - отец, мать, братья, сёстры, дедушки, бабушки - есть вернейшая и, скажем так, теснейшая влиятельница на душу, сердце и телесное здравие ребёнка? Конечно, да. Но реальности современной жизни таковы, что это влияние мало где заметно с исчезновением патриархального семейного уклада. Современный человек отдаёт своё чадо на воспитание специалистам или наёмным служащим (это как вам нравиться сказать), в частности, и в младенческом возрасте, когда восприимчивость к внешним воздействиям у ребенка наиболее активна. Никто не говорит, что это хорошо. Но это есть!

В яслях и детских садиках дети чаще болеют...

Кто этого не знает? Кто не ужасался грубым словечкам, непонятным поступкам, принесённым дитятей из садика? Или поцарапанному лицу ребёнка - следствие излишней резвости ясельного возраста? И всем понятно, что это не результат того, что воспитатели «плохие» или «не доглядели», а есть то, что детские коллективы одного возраста менее естественны, чем патриархальная семья, включающая в себя сразу все возрастные группы.

Не забудем ещё и то, что детские дошкольные учреждения возникли и сформировались в годы государственного атеизма и, зачастую, как мы видим, остаются весьма консервативными в теории и практике воздействия на детей: «научить», «образовать», «исправить», «привить навыки», как правило, с позиции атеизма, мистицизма или механической дрессировки. С учётом возраста на особенности развития речи, памяти, внимания, но без внимания к потребностям детской души, тем молчаливо признавая пророческие слова «...не одним хлебом живёт человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа...» (Втор. 8, 3), относящихся к взрослым, следовательно, не признавая младенцев человеком пред Богом. Не пред гражданским законом, разумеется.

Обоснуем подробнее

Для многих прозвучит неожиданно то, что мы скажем: дети, в особенности младшего возраста, находятся в более выгодном положении в отношении спасения и вообще религиозности.

Прежде всего, крещёные в православии дети есть, безусловно, члены церкви. Священники обычно не забудут сказать и напомнить, что церковь наша соборная, а это значит, что в неё входят теперь живущие на земле и прежде жившие, ныне прославляющие Бога в Царствии Небесном. Добавим же, что ныне живущие на земле - имеем ввиду всех возрастов: старики, взрослые, дети, и важно сказать в контексте вышеизложенного, младенцы тоже!

Никто никогда не сомневался в этом, но как-то умалчивать их духовную составляющую вроде бы и привычно. Между тем, духовная чуткость, имеется ввиду ощущения присутствия Божия, у них острее: «Из уст младенцев и ссущих совершил еси хвалу» (прокимен утрени Недели Ваий, Пс 8,3). Церковь, воспевая этот прокимен, как бы свидетельствует - не из уст всего Иерусалима, потому что иерусалимляне видели в Христе могущественного царя, младенцы же и грудные дети - Бога. То есть, эти слова читаем так: воздал хвалу (Бог) тому, что исходило из уст младенец и грудных детей.

В Евангелии трех (!) Евангелистов читаем одинаково: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». ( Лк. 18, 15-16; Мф 19, 13-14; Мк 10, 13-14). Детей приносили, очевидно, по причине их малолетства. Ученики же «не допускали» и мы, пожалуй, не больше Апостолов и, по своему внутреннему расположению способны «не допускать» ко Христу детей. Поэтому-то находятся веские, как нам кажется, причины избегать воцерковления малолетних.

 Сказано: «их есть Царствие Божие» - что это значит в сравнении со взрослыми? Призывая учеников в Царствие Божие, Господь говорит: «истинно говорю вам, если не обратитеся и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». (Мф. 18, 2-3). В какой части «будете как дети» раскрыто в нагорной проповеди : «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5,3; 10). Если детей «есть Царствие Божие», значит духовный мир ребёнка готов принять от Духа Святого, как и написано в притче о сеятеле (Мф. 13) и дать обильный плод веры в дальнейшем. Не упустить бы...

В самом деле, понаблюдайте за малолетними детьми во время богослужения, когда их приносят в храм. Увидите целую палитру эмоций, по-видимому, в зависимости от той духовной среды, в которой пребывает ребенок, от блаженной улыбки до живейшего внимания или резкого неприятия происходящего, выраженное плачем, иногда даже настоящей истерикой (случай, когда никакой внешне благообразный вид родителей не может скрыть духовную окаменелость, царящую в данной семье). Заметим и то, что положительные эмоции у детей не долги, как и сказано Василием Великим «... не имеют способности и ведения молиться по обычаю». (См. эпиграф на 1 стр. ).

Итак, мы исходим из того, что малолетние дети имеют большую благорасположенность к восприятию и Слова, и Действия, и Духа Божия. Рядом с нами те светлые духоносные человеки, члены церкви земной, которых надо увидеть.

Методика общения

Хорошо, если ребенка приносят в храм, причащают, дома читают молитвы, кропят святой водой. А если нет? Мало проку, когда священники  увещевают, призывают к этому молодых родителей, бабушек и дедушек. Это из опыта. Ибо тяготеет человек, как мы уже говорили, не допускать ко Христу детей. Выход прост: нужно самим (священству или катехизаторам) находить дорогу туда, где их послушают, и где можно позвать детей придти к Христу.

Общаясь с прихожанками, всегда можно найти активных помощников, работников детских учреждений, людей верующих, не безразличных к своей профессии, тем более к порученным им детям. Назвать эту деятельность можно по-разному - миссионерство или духовничество, но каждый пастырь должен искать такую возможность - распространять слово Евангелия за пределами Храма. И не так уже и важно, много или мало удается, ибо все в руке Божией, но да не приложатся к нам слова Апостола: «Ты попускаешь жене Незавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих» (Ап. 2, 20). То есть, охладевая к распространению Православия, становимся виновными в распространении язычества, где охладевает ревность к распространению Слова Божьего, там всякого рода тёмные учения находят для себя благодатную почву.

Получив приглашение на встречу с детьми, продумаем его детали. Она должна быть краткой и яркой, должна оставить след в памяти ребёнка религиозным содержанием её. Дети узнают Христа, если вы их пустите к Нему. Уместны будут взаимные поздравления, короткая молитва, церковное песнопение и, далее мы, например, используем кукольные спектакли, на уже для многих детей знакомые сюжеты. Например, о Красной Шапочке и Сером Волке, в которых, однако, герои сказки говорят о церковном празднике, добром поведении, христианской вере. Потом уже, как правило, живейшее обсуждение с воспитателями, перерастающее часто в проповедь или заказной молебен. Потому что они, воспитатели, не хотят расставаться с праздником.

К примеру, предлагаем вашему вниманию сценарий детского утренника на праздник Петра и Павла >>>

Посмотрим шире и увидим, что люди, в особенности чёрствые и духовно мёртвые, чем более преуспевают в неверии, тем более боятся насилия, обмана, жестокости, клеветы, людской ненависти, зависти, предательства, и тем активнее мечтают оградить себя от этого зла. Их надежда - хорошие законы, честная адвокатура, деятельная прокуратура, благообразные тюрьмы. Во многом такие люди являются инициаторами и «творцами» множества теорий, как «привить культуру», «воспитать патриотизм», «упорядочить нравственность» и т.д. Однако без Христа все это остается мёртвым. Такие теории умирают, лихорадочно меняя друг друга.

Имея благую цель, возьмем же за основание благую основу: церковь с её учениями, таинствами, верховным пастыреначальником, которой есть Христос. Маленькие ее члены не должны быть в небрежении.

 

 

                              Протоиерей Андрей (Берсенев) Свято-Благовещенский Храм

                              г. Краснодона Луганской области

                                  

                               Кондратова Людмила Потаповна

                               Заведующая ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона Луганской области

                                   

                                Коваленко Ирина Валентиновна

                                Учитель-дефектолог ДОУ №3 «Ягодка» г. Краснодона

                                dragunova1irina@rambler.ru