УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 63 відвідувачів

Теги
забобони Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков іконопис діаспора конфлікти комуністи та Церква УПЦ КП українська християнська культура Католицька Церква Президент Віктор Ющенко педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина Церква і влада Священний Синод УПЦ Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II краєзнавство Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика Вселенський Патріархат постать у Церкві секти розкол в Україні Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі Ющенко автокефалія монастирі та храми України шляхи єднання Археологія та реставрація УГКЦ молодь Голодомор церква та політика церковна журналістика вибори церква і суспільство милосердя






Рейтинг@Mail.ru






МОНІТОРИНГ ЗМІ: "Укротители лозы"

 

 Притвор, 25 грудня 2006

 

 В закарпатском селе все, даже участковый милиционер с батюшкой сажают, обрабатывают, собирают урожай, а затем варят... лозу.
Раз в год, в аккурат на следующий день после храмового праздника Покровы Богородицы, жители Изы оказываются в «аду»: прыгают в кипящих котлах, черные, словно черти, носятся от чана к чану, подбрасывают в огонь, а серый и тяжелый, как здешние будни дым, видно по ту сторону Карпат.

Искусство на заборах

Окажись вы в Закарпатье на своей машине, то чтоб меня трембитой огрели, если у вас газанет нога на скорости проехать по главной улице села Иза, что в 15 километрах от румынской границы. Как можно?! Тут невольно притормозишь, а лучше вообще хлопнуть дверкой и пешком пройтись вдоль сельских заборов и калиток. У кого ветхий с облущенной краской штакетник, на котором и пьяница «по-человечески» не повиснет; кто отгородился крепким железом с коваными тюльпанчиками и табличками про злых собак, у некоторых дощаные щиты, где любопытному соседу и щелки нормальной не найти... Словом, разные изгороди по краю дороги, но все они тут служат... витринами. Торговыми рядами для главного и единственного здешнего товара - плетеной лозы. Полно разных корзинок: от маленьких, в которых батюшка куличи-паски с крашанками освящает, и до чемоданных размеров - висят хлебницы, тарелки, подставки для цветов, вазы...

Cлучай с Петровичем

Лозу в Изе плетет, считай, каждый - с того и живут. А иначе никак: единственное в округе производство - сетро-фильцевая фабрика головных уборов в райцентре Хуст, когда-то предприятие Союзного значения, чьи шапки носили даже члены Политбюро теперь «загнулось» вместе со страной Советов. Еще кормил людей колхоз им. Мичурина, который специализировался в основном на лозоплетении. Почти со всех бывших республик госзаказы поступали, на одних только детских колясках, что для Прибалтики плели, колхоз в миллионеры выбился. Однако после независимости изовским колхозникам осталось разве что лапти себе cплести: рынки сбыта продукции - тю-тю...
Лоза - это хлеб Изы. Возле дома, в огороде, на распаеванных колхозных землях - все засажено тоненькими прутиками. Хлопот с лозой, вздыхают плетельных дел мастера, не меньше чем с картошкой: под каждый корешок ямку вырой, посади, ряды прокультивируй, сорняки два-три раза прополи. Еще ж, попробуй, усторожи ее - все людские наделы расположены на одном большом поле в добрых семи километрах от села, а охочие к чужой лозе, как к чужой юбке, завсегда находились. Поэтому лозоплетельщики Изы скооперировались и наняли охранников.
Лозовая плантация («сажаница» - говорят здесь) по середине разделена дорогой в две телеги шириной, и на въезде, скрипя ржавыми рессорами, борется с ветром сторожка - ЗИЛовский кузов с будкой. Внутри - ветхая (на которой, поди, родилась и умерла не одна душа) койка, образ Матери Божией гвоздем прибит, и пахнет табаком, псом и мужиком.
- Дело было как раз в полдень, - рассказывает пенсионер Иван Петрович, который уже 4 года как сторожит лозу... - Спустился я с буды, дай, думаю, на сажаницу схожу. Глядь, а по дороге идут двое - женщина, вся в черном одета, а с ней девочка, тоже в такой материи, как гроб обивают...Ты понимаешь, трезвый же был... А они прямиком, значит, на меня. И что особенно: дул ветер, а их волосы не раздуваются, лица же, как мел. За секунду взмок, будто день напролет косил. Ну, мыслю себе, ежели они по мою душу пришли - то упокоюсь хотя бы с Богом. И давай молитву читать... Не поверите - только начал «Отче наш» шептать - они в сторону повернули, а пока до конца молитву дочитал - нечистая вообще исчезла. Во, какая сила-то Господняя!
Отвернувшись, пошевелил и я губами, слушая рассказ Петровича и глядя в небо...
- Думаешь, старику примерещилось? - говорит напарник Петровича, тоже Иван, только Михайлович. Отвел он меня неподалеку к речке, - Когда-то здесь воды из берегов вышли - людей много потонуло. Утопла и женщина с ребенком...

"Куликовская битва" под Изой

Такого я еще не видел. Все село собралось в один час и в одном месте - с ножами и топорами. Пришли участковый милиционер, местный батюшка и даже с гор спустился овчар Володька, который своих овец покидает, разве что, когда жена разводом пригрозит. Школа в будний день учебу тоже отменила. Словом, село закрыто, все ушли... на сажаницу. И так из года в год: следующим днем после храмового праздника Покровы Богородицы жители Изы съезжаются вырубать лозу.
- Чего это их всех в одночасье сюда принесло? - спрашиваю у Петровича, - Лоза, поди, не переспеет к завтра?
- Сразу видно, что в тюрьме не сидел - сторож посмотрел на меня. - В камере, где вор на вору сидит - почему ничего не пропадает?
- ???
- А потому, дурья твоя голова, что все на виду!.. Оно, когда самохонек в сажанице косишь свой рядок - рука с тесаком так и просится у соседа пару прутьев рубануть. А? Рядки-то рядом... Потому и режем лозу всем миром, чтоб соблазна не было.
Вот так селяне! И тюрьму они к делу приспособили!

Священник-лозоплетельщик

Переодеваться ему, священнику местного храма «московской церкви», как тут иногда говорят, довелось прямо в кресле машины, пиная коленями руль. Черное облачение заменила серенькая телогрейка, на ноги - резиновые сапоги, и - бегом в сажаницу. Даже люди не здешние смогли бы определить род деятельности человека в телогрейке - по неповторимому запаху ладана.
Батюшка - и вдруг плетет лозу? Неужто церковно-приходских денег на жизнь не хватает? На Закарпатье, где в храмах тесно и жертвуют не медяками?
- Апостол Павел пишет, что священник должен жить от Престола (то есть от прихода). - отец Василий разогнулся, вытер о штаны руку и крепко поздоровался. - А я добавляю: „Жить - да, но не на машине разьезжать". Буду я бензин покупать за деньги прихожан - что же тогда останеться на ремонт храма, который мы затеяли?... Я троих дочерей замуж выдал. Три свадьбы - солидные расходы! Но не за приходской же счет, побойтесь Бога. Последнее время почти всю Церковную казну пускаю на строительство дома для престарелых при храме...

Танец в кипящем котле

Не знаю, как оно там, в аду (даст Бог, и не доведаюсь), но, судя по преданиям, похожее местечко я, кажись, недавно видел. Неподалеку от села Иза.
Свежесрубанный прут лозы не годится для плетения. Ломается. Зато когда лозину часа три поварить в кипятке - не треснет, хоть в кошелку вплетай, хоть вокруг бутылки обвивай. Некоторые ремесленники устраивают варку на дому: в огород выноситься ванна, туда - вода с лозой, под днищем разводят два костра, и только успевай дрова подкладывать. Однако не по-хозяйски это. Одних дров - целую зиму хату отапливать хватило бы. У кого лозы - тонны, и ума побольше, наваливают грузовик и едут на оставшуюся еще с колхозных времен промышленную варку лозы. Ну, что, айда в «пекло»?
Как и положено в преисподней, огонь здесь пылает под землей. Вымурованая из кирпича (наверняка довоенного обжига) печь, в полукруглой пасти которой запросто поместится корова, обвалована двухметровым слоем земли, и смахивает на партизанскую землянку. Над печью закреплен прямоугольный котел из металла. Вместимость - 1000 л воды и 200 кг лозы.
Закинутые в кипяток прутья, как макароны впитывают в себя всю воду, набухают и, получается, не варятся, а тушаться на пару. Набухшая лоза постоянно выпирает из котла, ее ж, мерзавку, нужно обратно. Для этого... одного стакана мало. Убейте меня, но по-трезвому я не полезу прыгать в кипящем чане. Варщики лозы, как «штрафники», идущие с голыми руками на пулеметный дзот, глушат проклятой страх - и борсаються в котел. Я туда же. Взявшись за руки, четверо топчут, прыгают, утрамбовывают варево в кипящем чане. Какой-то, прям, ритуальный танец пропащих душ в аду! В прошлом году один „танцор" по колено обварил ногу. А было дело, сваренного в сырую землю и положили...
Дым из трубы не поднимается как обычно в небо. Тяжелыми клубами он тут же обрушивается на землю, даже приминая траву. А что вы хотели от горящей резины?.. В этих краях, бывает, автобус ни с того ни с сего тормознет, водитель выскочит и тащит в салон завалявшуюся у обочины покрышку. Топливо для варки. Дармовое. А по дворам здешним пройдите - как в шиномонтажных мастерских.... За 3 часа кипения котла по очереди сгорает 5-7 колес. Причем, боковые стенки покрышки нужно срезать, иначе лоза поджарится.
- Ведиш, який я чорний, буцім-то чорт, - бедняга Иван постоянно вытирал рукой лицо, но этим лишь отполировывал вьевшуюся в кожу сажу. Ботинки я бы так не сумел начистить. - Коби сюди Ющенка загнати, нехай поникає (посмотрит - Авт.) як заробляють челядники (люди - Авт.), чи бодай Януковича - порепані шахтьори ще слабі коло нас... Зароботку стачає - абе ни красти.

...Бабе Калине, самой старой лозоплетельщице Изы перевалило уже за восьмой десяток. Плетет она с детства: поначалу лапти для колхозников и арестантов, в войну - корзины под патроны, при Хрущеве устроилась в артель по изготовлению кошелок для кукурузы, с 1980-ых - в колхозной бригаде оплетала детские коляски... Она и сейчас гнет лозу. Когда мы наведались, - баба Калина корявыми пальцами, считай, на ощупь - какое там уже зрение! - одевала в лозу пивную бутылку. Говорит, что ее доля горькая как молоко коровы, пощипавшей лозы. Может и так, бабушка. Зато какие же сладкие пасхальные куличи, принесенные из церкви в свежесплетеной корзинке, которая пахнет сажаницей и Карпатами!

Виталий ЦВИД - для Притвора